АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма для алтаря, завершенный конхой.
АЛТАРЬ – пространство в восточной части храма, отделенное иконостасом, решеткой, парапетом. В центре алтаря – престол.
АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС – декоративный мотив в виде ряда арочек, опирающихся на полуколонки. Применяется для оформления фасадов и интерьеров храмов и гражданских зданий.
АПОФЕОЗ – прославление лица или события. Апофеоз Богоматери – изображение вознесения Марии на небо.
АКАФИСТ – песнопение в честь Богоматери, прославление Богоматери, написанное в Византии в УП веке.
АНГЕЛ – греч. «вестник», бесплотный дух, созданный Богом.
АССИСТ. ИНОКОПЬ – в древнерусской иконописи линии, штрихи, лучи или орнаментальные мотивы, выполненные злотом по высохшему красочному слою. Рисунок под ассист наносится клеем, крепко схватывающим прижатые к нему золотые листочки.
БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол, цилиндрической или многогранной формы.
БОЧКА – завершение здания, тип крыши в виде полуцилиндра с заостренным верхом килевидной формы.
|
|
ВОСЬМЕРИК – восьмигранник, объемная конструкция восьмигранной формы, в плане – восьмиугольник.
ГЛАВА – завершение церковной постройки в виде купола, «луковицы», шлема, конуса, шатра.
ГУЛЬБИЩЕ – галерея, наружная терраса, опоясывающая здание.
ГРИДНИЦА – парадное помещение для приема гостей, пиров и пр. в княжеских дворцах и домах знати в Древней Руси.
ГРАФЬЯ – в технике древнерусской иконописи или фрески контурный рисунок, процарапанный по левкасу (меловому грунту) или штукатурке. Назначение графьи – облегчить живописную работу надежной фиксацией рисунка.
ДЫНЬКА – декоративный мотив, напоминающий по форме дыню. Украшение резных столбов, наличников, порталов, стен зданий.
ДЕИСУС – греч. «моление, прошение». Икона, изображающая Иисуса Христа с Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева. Деисус, Деисусный чин – главный ряд иконостаса.
ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение всего, кроме ликов и незакрытых одеяниями частей тела: пейзажа, архитектурных элементов, утвари, одеяний.
ЗАКОМАРА – дугообразное, полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены, соответствующее форме внутреннего свода.
ЗВОННИЦА – колокольня в древнерусской архитектуре. Плоская стена со сквозными проемами (звонами) наверху для колоколов.
ИКОНА – греч. «изображение, образ», разновидность средневековой станковой живописи с изображением Христа, Богородицы, святых, событий священной истории (праздников), произведение религиозного искусства, объект почитания в христианской религии.
|
|
ИКОНОГРАФИЯ – установленные каноном изображения святых, «праздников»; изучение и описание традиционных сюжетов.
ИКОНОСТАС – алтарная преграда в виде деревянной конструкции, установленная иконами в несколько ярусов. Оформился в Древней Руси в конце Х1У века.
ИЗРАЗЦЫ – покрытые цветной поливой керамические облицовочные плитки с сюжетными или орнаментальными рельефами.
КОЛОКОЛЬНЯ – высокое башнеобразное сооружение для подвески церковных колоколов, построенное вблизи церкви, либо как составная часть храма.
КОКОШНИК – декоративная закомара, по форме напоминающая древнерусский женский головной убор – кокошник; служит для украшения сводов, стен, барабанов, шатров и других частей церковных и гражданских зданий.
КРЕМЛЬ – общественный и административный центр древнерусского города, обнесенный крепостной стеной.
КРЕСТ – орудие казни Иисуса Христа, религиозный символ искупления и объект почитания.
КОВЧЕГ – углубление на поверхности иконы, где помещается ее основное, наиболее значимое изображение (средник).
КЛЕЙМО – элемент житийной иконы, небольшая композиция с самостоятельным сюжетом. Клейма располагаются вокруг крупного центрального изображения святого, в среднике иконы, обрамляя и дополняя его.
КУПОЛ – выпуклая крыша, свод в виде полушария; сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.
КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, одна четвертая часть сферы.
ЛОПАТКА – вертикальный плоский выступ на стене прямоугольной формы.
ЛУКОВИЦА – покрытие церковной главы, по форме напоминающее луковицу.
ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение ликов ли открытых частей тела (рук, ног).
ЛЕВКАС – наименование грунта в древнерусской живописи. В иконописи – слой мела на жидком клее; во фреске – верхний слой известковой штукатурки.
МАФОРИЙ – атрибут Богоматери, женское покрывало, спускающееся до плеч, до пояса или до земли.
МАНДОРЛА – изображение сияния, окружающего фигуры Христа и Богоматери в виде овала. Символ земной или небесной славы.
НИМБ – условное изображение сияния вокруг головы святого в виде круга, символ святости.
ОДИГИТРИЯ - греч. «путеводительница», один из иконографических типов Богоматери, прямоличное изображение Богоматери в рост или по пояс с младенцем Христом.
ОЗНАМЕНКА – в древнерусской иконописи нанесение линейного рисунка на левкас в начальной стадии работы над иконной, настенной живописью, миниатюрой; «назнаменить» или «ознаменить» икону – значить выполнить рисунок, создать линейную композицию для будущей раскраски.
ОМОФОР – наплечник, часть богослужебной одежды епископа в виде широкой ленты с крестами, наложенной на плечи. Атрибут св.Николая, св.Григория, Василия Великого.
ОРАНТА – греч. «молящаяся», изображение Богоматери в рост или по пояс с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми наружу ладонями.
ОТЦЫ ЦЕРКВИ – христианские богословы, писатели, церковные деятели и авторитеты.ПАРУС – конструкция в виде вогнутого треугольника, соединяющая основание купола или барабана с опорными столпами.
ПАЛАТА – в древнерусской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним, поддерживающим своды столпом.
ПАЛАТЫ – в древнерусской архитектуре жилое каменное или деревянное здание в два или более этажей. В ХУП веке палаты принимают характер дворцовых корпусов или особняков (палаты Волкова в Москве).
ПОВАЛУША – в древнерусской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров. Могла быть и дозорной башней.
ПЛИНФА – плоский квадратный кирпич, характерный для Древней Руси строительный материал, размер кирпича 35,5 х 35,5 х 5 см.
|
|
ПОДКЛЕТ – нижний этаж храма или жилого дома в каменной и деревянной архитектуре Древней Руси.
ПРИДЕЛ – особый дополнительный алтарь в храме, обращенный к востоку впереди или позади главного алтаря.
ПРИТВОР - западная часть храма, отделенная от него глухой стеной – вход в храм.
ПАПЕРТЬ – площадка перед входом в храм, на которую ведут ступени.
ПИЛЯСТРА – лопатка в виде колонны с капителью и базой, служит для членения, украшения и укрепления стены.
ПАНАГИЯ – греч. «пресвятая», эпитет Богоматери. Небольшая икона в виде медальона с изображением Богоматери с младенцем Христом. Знак архиерейского достоинства.
ПЛАЩАНИЦА – полотнище с изображением Иисуса Христа, снятого с креста после распятия.
ПЛАВЬ, ОХРЕНИЕ, ВОХРЕНИЕ – мягкая светотеневая манера моделировки формы в древнерусской иконе способом наложения слоев желтой охры на темный фон санкиря.
ПРОБЕЛА, ДВИЖКИ – белильные штрихи, положенные поверх моделирующих объем слоев охры.
ПАВОЛОКА, ПРИВОЛОКА, НАСТИЛКА – в технологии древнерусской иконописи кусок холстины, приклеенный к поверхности деревянной доски перед нанесением на нее левкаса.
ПАРСУНА – искаженное слово «персона». Условное название произведений русской портретной живописи с середины и до конца ХVII века, сочетающих черты иконописного образа и реального персонажа.
ПРОРИСЬ. ПЕРЕВОД – контурный рисунок на бумаге, служащий живописцу образцом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры; рисунок обычно прокладывается по основным линиям и переводился на дерево, стену, бумагу способом припороха.
ПРАЗДНИКИ – священные события евангельской истории.
САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.
СКЛАДЕНЬ – в древнерусском искусстве икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с самостоятельными изображениями на каждой. Обычны трехчастные складни, средняя часть которых прикладывалась двумя боковыми створками.
|
|
СТОЛПНИК – молчальник, поборник строгой отшельнической жизни, пребывающий на столпе или в любом месте, не доступном для людей.
САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.
ТРАПЕЗНАЯ – пристройка с западной стороны церкви или отдельно стоящей палаты, служащая местом общественных собраний или трапез.
ФИЛЕНКА – прямоугольное углубление в стене в виде узкой вертикальной щели.
ФРЯЗЬ, ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО – «фряжский» - иноземный. Древнерусское наименование отклонений в иконописной практике от условных канонических приемов изображения в сторону большей правдивости. Увлечение «фрязью» особенно усилилось в живописи ХVII века.
ХОРЫ – балкон внутри христианского храма в западной его части над входом.
ЦЕРКОВЬ – культовое здание, предназначенное для христианского богослужения; организация христианского духовенства и верующих.
ШАТЕР – высокое остроконечное покрытие здания в виде четырех- или восьмиугольной пирамиды.