Древнерусское искусство

АПСИДА – полукруглый или граненый выступ с восточной стороны храма для алтаря, завершенный конхой.

АЛТАРЬ – пространство в восточной части храма, отделенное иконостасом, решеткой, парапетом. В центре алтаря – престол.

АРКАТУРА, АРКАТУРНЫЙ ПОЯС – декоративный мотив в виде ряда арочек, опирающихся на полуколонки. Применяется для оформления фасадов и интерьеров храмов и гражданских зданий.

АПОФЕОЗ – прославление лица или события. Апофеоз Богоматери – изображение вознесения Марии на небо.

АКАФИСТ – песнопение в честь Богоматери, прославление Богоматери, написанное в Византии в УП веке.

АНГЕЛ – греч. «вестник», бесплотный дух, созданный Богом.

АССИСТ. ИНОКОПЬ – в древнерусской иконописи линии, штрихи, лучи или орнаментальные мотивы, выполненные злотом по высохшему красочному слою. Рисунок под ассист наносится клеем, крепко схватывающим прижатые к нему золотые листочки.

БАРАБАН – венчающая часть храма, несущая купол, цилиндрической или многогранной формы.

БОЧКА – завершение здания, тип крыши в виде полуцилиндра с заостренным верхом килевидной формы.

ВОСЬМЕРИК – восьмигранник, объемная конструкция восьмигранной формы, в плане – восьмиугольник.

ГЛАВА – завершение церковной постройки в виде купола, «луковицы», шлема, конуса, шатра.

ГУЛЬБИЩЕ – галерея, наружная терраса, опоясывающая здание.

ГРИДНИЦА – парадное помещение для приема гостей, пиров и пр. в княжеских дворцах и домах знати в Древней Руси.

ГРАФЬЯ – в технике древнерусской иконописи или фрески контурный рисунок, процарапанный по левкасу (меловому грунту) или штукатурке. Назначение графьи – облегчить живописную работу надежной фиксацией рисунка.

ДЫНЬКА – декоративный мотив, напоминающий по форме дыню. Украшение резных столбов, наличников, порталов, стен зданий.

ДЕИСУС – греч. «моление, прошение». Икона, изображающая Иисуса Христа с Богоматерью справа и Иоанном Предтечей слева. Деисус, Деисусный чин – главный ряд иконостаса.

ДОЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение всего, кроме ликов и незакрытых одеяниями частей тела: пейзажа, архитектурных элементов, утвари, одеяний.

ЗАКОМАРА – дугообразное, полукруглое или килевидное завершение верхней части одного прясла стены, соответствующее форме внутреннего свода.

ЗВОННИЦА – колокольня в древнерусской архитектуре. Плоская стена со сквозными проемами (звонами) наверху для колоколов.

ИКОНА – греч. «изображение, образ», разновидность средневековой станковой живописи с изображением Христа, Богородицы, святых, событий священной истории (праздников), произведение религиозного искусства, объект почитания в христианской религии.

ИКОНОГРАФИЯ – установленные каноном изображения святых, «праздников»; изучение и описание традиционных сюжетов.

ИКОНОСТАС – алтарная преграда в виде деревянной конструкции, установленная иконами в несколько ярусов. Оформился в Древней Руси в конце Х1У века.

ИЗРАЗЦЫ – покрытые цветной поливой керамические облицовочные плитки с сюжетными или орнаментальными рельефами.

КОЛОКОЛЬНЯ – высокое башнеобразное сооружение для подвески церковных колоколов, построенное вблизи церкви, либо как составная часть храма.

КОКОШНИК – декоративная закомара, по форме напоминающая древнерусский женский головной убор – кокошник; служит для украшения сводов, стен, барабанов, шатров и других частей церковных и гражданских зданий.

КРЕМЛЬ – общественный и административный центр древнерусского города, обнесенный крепостной стеной.

КРЕСТ – орудие казни Иисуса Христа, религиозный символ искупления и объект почитания.

КОВЧЕГ – углубление на поверхности иконы, где помещается ее основное, наиболее значимое изображение (средник).

КЛЕЙМО – элемент житийной иконы, небольшая композиция с самостоятельным сюжетом. Клейма располагаются вокруг крупного центрального изображения святого, в среднике иконы, обрамляя и дополняя его.

КУПОЛ – выпуклая крыша, свод в виде полушария; сводчатое перекрытие, внутренняя поверхность которого имеет форму полушария.

КОНХА – перекрытие апсиды в виде полукупола, одна четвертая часть сферы.

ЛОПАТКА – вертикальный плоский выступ на стене прямоугольной формы.

ЛУКОВИЦА – покрытие церковной главы, по форме напоминающее луковицу.

ЛИЧНОЕ ПИСЬМО – в древнерусской иконописи изображение ликов ли открытых частей тела (рук, ног).

ЛЕВКАС – наименование грунта в древнерусской живописи. В иконописи – слой мела на жидком клее; во фреске – верхний слой известковой штукатурки.

МАФОРИЙ – атрибут Богоматери, женское покрывало, спускающееся до плеч, до пояса или до земли.

МАНДОРЛА – изображение сияния, окружающего фигуры Христа и Богоматери в виде овала. Символ земной или небесной славы.

НИМБ – условное изображение сияния вокруг головы святого в виде круга, символ святости.

ОДИГИТРИЯ - греч. «путеводительница», один из иконографических типов Богоматери, прямоличное изображение Богоматери в рост или по пояс с младенцем Христом.

ОЗНАМЕНКА – в древнерусской иконописи нанесение линейного рисунка на левкас в начальной стадии работы над иконной, настенной живописью, миниатюрой; «назнаменить» или «ознаменить» икону – значить выполнить рисунок, создать линейную композицию для будущей раскраски.

ОМОФОР – наплечник, часть богослужебной одежды епископа в виде широкой ленты с крестами, наложенной на плечи. Атрибут св.Николая, св.Григория, Василия Великого.

ОРАНТА – греч. «молящаяся», изображение Богоматери в рост или по пояс с поднятыми до уровня лица руками и повернутыми наружу ладонями.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ – христианские богословы, писатели, церковные деятели и авторитеты.ПАРУС – конструкция в виде вогнутого треугольника, соединяющая основание купола или барабана с опорными столпами.

ПАЛАТА – в древнерусской архитектуре зал, обычно бесстолпный или с одним, поддерживающим своды столпом.

ПАЛАТЫ – в древнерусской архитектуре жилое каменное или деревянное здание в два или более этажей. В ХУП веке палаты принимают характер дворцовых корпусов или особняков (палаты Волкова в Москве).

ПОВАЛУША – в древнерусской деревянной архитектуре башня в комплексе жилых хором, в которой находилось помещение для пиров. Могла быть и дозорной башней.

ПЛИНФА – плоский квадратный кирпич, характерный для Древней Руси строительный материал, размер кирпича 35,5 х 35,5 х 5 см.

ПОДКЛЕТ – нижний этаж храма или жилого дома в каменной и деревянной архитектуре Древней Руси.

ПРИДЕЛ – особый дополнительный алтарь в храме, обращенный к востоку впереди или позади главного алтаря.

ПРИТВОР - западная часть храма, отделенная от него глухой стеной – вход в храм.

ПАПЕРТЬ – площадка перед входом в храм, на которую ведут ступени.

ПИЛЯСТРА – лопатка в виде колонны с капителью и базой, служит для членения, украшения и укрепления стены.

ПАНАГИЯ – греч. «пресвятая», эпитет Богоматери. Небольшая икона в виде медальона с изображением Богоматери с младенцем Христом. Знак архиерейского достоинства.

ПЛАЩАНИЦА – полотнище с изображением Иисуса Христа, снятого с креста после распятия.

ПЛАВЬ, ОХРЕНИЕ, ВОХРЕНИЕ – мягкая светотеневая манера моделировки формы в древнерусской иконе способом наложения слоев желтой охры на темный фон санкиря.

ПРОБЕЛА, ДВИЖКИ – белильные штрихи, положенные поверх моделирующих объем слоев охры.

ПАВОЛОКА, ПРИВОЛОКА, НАСТИЛКА – в технологии древнерусской иконописи кусок холстины, приклеенный к поверхности деревянной доски перед нанесением на нее левкаса.

ПАРСУНА – искаженное слово «персона». Условное название произведений русской портретной живописи с середины и до конца ХVII века, сочетающих черты иконописного образа и реального персонажа.

ПРОРИСЬ. ПЕРЕВОД – контурный рисунок на бумаге, служащий живописцу образцом при компоновке иконы, настенной росписи, миниатюры; рисунок обычно прокладывается по основным линиям и переводился на дерево, стену, бумагу способом припороха.

ПРАЗДНИКИ – священные события евангельской истории.

САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.

СКЛАДЕНЬ – в древнерусском искусстве икона, состоящая из нескольких складывающихся частей с самостоятельными изображениями на каждой. Обычны трехчастные складни, средняя часть которых прикладывалась двумя боковыми створками.

СТОЛПНИК – молчальник, поборник строгой отшельнической жизни, пребывающий на столпе или в любом месте, не доступном для людей.

САНКИРЬ, САНКИР – в древнерусской иконописи основной темный подкладочный фон, с которого начинается исполнение ликов и других открытых частей тела святых.

ТРАПЕЗНАЯ – пристройка с западной стороны церкви или отдельно стоящей палаты, служащая местом общественных собраний или трапез.

ФИЛЕНКА – прямоугольное углубление в стене в виде узкой вертикальной щели.

ФРЯЗЬ, ФРЯЖСКОЕ ПИСЬМО – «фряжский» - иноземный. Древнерусское наименование отклонений в иконописной практике от условных канонических приемов изображения в сторону большей правдивости. Увлечение «фрязью» особенно усилилось в живописи ХVII века.

ХОРЫ – балкон внутри христианского храма в западной его части над входом.

ЦЕРКОВЬ – культовое здание, предназначенное для христианского богослужения; организация христианского духовенства и верующих.

ШАТЕР – высокое остроконечное покрытие здания в виде четырех- или восьмиугольной пирамиды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: