Русское искусство XVIII века

АКСЕССУАР – (побочный, дополнительный) в изобразительном искусстве предмет второстепенного значения, дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом.

АЛЛЕГОРИЯ – от греч. «иносказание». В изобразительном искусстве олицетворение наиболее отвлеченных понятий, изображение их через ассоциативно близкие предметы, существа, образы. Аллегория – зримое наглядное воплощение отвлеченных идей и понятий.

АТРИБУТ – от лат. «свойство, принадлежность». В области изобразительного искусства – постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения. Чаще всего используется в произведениях на мифологические или религиозные сюжеты. Атрибут нередко оказывается основным средством для определения сюжета или героя подобных произведений.

АТЛАНТ – мужская фигура, исполненная как несущая архитектурная деталь взамен колонны, пилястры, кронштейна.

ВОЛЮТА – архитектурно-декоративная деталь в форме завитка, входит в состав ионической и коринфской капителей или применяется отдельно от ордера как декоративная или конструктивная деталь в сооружениях барочного типа.

ДЕСЮДЕПОРТ – живописная или скульптурная композиция декоративного назначения, помещенная над дверью или связанная с ней как элемент оформления стены в целом. Десюдепорт широко применялся в украшении интерьеров дворцовых зданий XVIII века.

КАРТУШ – декоративное оформление надписи или эмблемы, представленное в виде щита или полуразвернутого свитка. Скульптурно, орнаментально оформленный герб на фасаде здания.

КОНКЛЮЗИЯ – популярный жанр в гравюре петровского времени. Конклюзия - аллегорическая композиция, сочетающая множество разнородных элементов, таких как виды городов, сражений, ландшафтов; портреты, медальоны с гербами, щиты, картуши, ленты с текстами и т.п., заключенных в пышные барочные рамы. Гравюры конклюзий, насыщенные символами и эмблемами, создавались по случаю знаменательных государственных событий.

МАСКЕРОН (МАСКАРОН) – декоративный скульптурный рельеф в виде фантастической маски человека или животного, широко применялся как элемент архитектурной декорации в XVIII – XIX веках.

ОРНАМЕНТ – узор, построенный на ритмическом чередовании и организованном расположении элементов, растительных, геометрических, сюжетных и т.п.

ПАМЯТНИК – в широком смысле – объект, являющийся частью культурного наследия человечества, страны, народа. В узком смысле – произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенном событии, человеке. Скульптурный памятник рассчитан на обозрение его большим числом людей и играет важную роль в организации окружающего пространства.

ПАРАПЕТ – ограда, перила или невысокая стенка, проходящая по краю крыши, террасы, балкона, вдоль моста, набережной, дороги и т.п. в качестве заграждения.

ПЛАФОН – потолок или любое перекрытие интерьера: плоское, сводчатое, купольное. Украшающее потолок произведение живописи или скульптуры, сюжетное или орнаментальное, важная часть декоративного убранства церковных и парадных дворцовых помещений.

ПАРКЕТ – материал в виде небольших древесных строганных планок для покрытия пола. Само покрытие пола. Особая сложность рисунка паркетных планок присуща дворцовым полихромным паркетам XVIII века, набранным из ценных пород дерева (палисандр, красное, эбеновое и др.)

РАСКРЕПОВКА – небольшой выступ плоскости фасада, антаблемента, карниза. Применяется для членения, пластического обогащения фасада.

РИЗАЛИТ – часть здания, выступающая за основную линию фасада.

РАКУРС – перспективное сокращение предметов при близкой точке зрения. В декоративных росписях ракурс применяется для эффектной передачи движения форм в пространстве.

РОТОНДА – центрическое сооружение, круглая в плане постройка, обычно увенчанная куполом: храм, мавзолей, павильон, зал и т.п.

РОКАЙЛЬ – главный элемент орнамента стиля рококо: изгибающиеся вычурные формы, напоминающие раковину. Рокайль – мотив орнамента в виде стилизованной раковины или термин, применяющийся для обозначения стиля рококо, синоним стиля рококо.

РОКОКО – стиль в архитектуре, в основном в отделке интерьеров, в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве России середины XVIII века, отражающий свойственные аристократии гедонизм, стремление к роскоши.

САДОВО-ПАРКОВОЕ ИСКУССТВО – искусство создания садов, парков, бульваров, скверов и других озеленяемых участков. Специфика садово-паркового искусства: использование в организации пространства живого растительного материала, непрерывно меняющего свой облик и объединение в одно целое элементов природы и художественного творчества (архитектуры, скульптуры, фонтанов и т.п.).

СТАТУЯ – один из основных видов круглой скульптуры – свободно стоящее объеме изображение человеческой фигуры или животного, реже какого-либо фантастического существа.

СТАФФАЖ - от нем. «украшать картины фигурами». Фигурки людей и животных, изображаемые в пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение. Иногда стаффаж выполнятся не автором, а другим художником.

ФАСАД – внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.

ШПИЛЬ – вертикальное остроконечное завершение здания в виде сильно вытянутых вверх конуса или пирамиды, увенчанных флагом, скульптурным или резным изображением.

ЭМБЛЕМА – обозначение значительного понятия или отвлеченной идеи посредством какого-либо условного знака или изображения. В отличие от символа эмблема не пытается образно воплотить содержание понятия или идеи, а лишь указывает на них, ограничиваясь чисто условной связью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: