Керамика и фарфор Японии в 16-19 веках

Принудительно переселенные во владения японских феодалов корейские ремесленники, среди которых были искусные мастера по изготовлению черепицы, керамической и фарфоровой посуды, обогатили гончарство Японии новыми технологическими и художественными идеями. Ведущей формой организации гончарства (начиная с 16 века) было так называемое клановое производство ("ханъэй-гама"). Это были селения гончаров-ремесленников, расположенные вблизи залежей керамических глин. Наряду с изготовлением керамической посуды на круге использовались способы формовки в специальных формах-шаблонах и упоминавшийся выше ручной способ лепки ("тэ-дзукури").

В 16 веке происходят изменения в техническом оснащении операции обжига керамики. Сегодня японские гончары, работающие в области художественной керамики, предпочитают традиционные обжигательные устройства. Ярким событием, определившим одно из основных направлений в последующем развитии японской керамики 16 и 17 века, стало возникновение технологии изделий "раку", связанного с историей знаменитой церемонии чаепития в широких кругах японского общества. Возникла потребность в особой сервировке чайного стола, которая смогла бы подчеркнуть внутренний смысл ритуала чаепития. Рождение керамики "раку", предназначенной специально для чайной церемонии, связано с именем выдающегося гончара Танака Тодзиро, корейского мастера-черепичника (1516-1592 гг.).

Основным видом керамики раку были чайные чашки "тяван" с высокими стенками. Также для чайного стола изготовлялись цветочные вазы, чайники и чайницы. Все изделия формовались только вручную, без помощи гончарного круга. Легкая асимметрия контура, неравномерная толщина стенок были отнюдь не оплошностью гончара, а результатом воплощения определенной художественной идеи. В создании подлинного стиля раку еще большее значение, чем формовка, играли операции обжига и обработки поверхности. Мастер Тодзиро, опираясь на многолетний опыт в производстве черепицы, использовал технологические дефекты операций глазурования и обжига изделий для создания необычных декоративных эффектов. Сетка трещин на поверхности керамического сосуда, признаки оплавления черепка в результате чересчур высокой температуры, неаккуратно растекшаяся по стенкам глазурь только кажутся досадной случайностью, браком. В действительности же именно эта продуманная небрежность и составляла главную прелесть керамики раку. С технологической и художественной точек зрения изготовление керамических изделий раку является делом весьма сложным, так как требует от гончара безукоризненного владения материалом (глиной), умения балансировать на грани изысканной простоты и явного брака. Собственно, идеал естественности, непреднамеренности был свойствен японскому гончарному искусству еще задолго до появления стиля раку - достаточно вспомнить популярную с 10 века керамику с пепловой глазурью. Технологические новшества Тодзиро гармонично вплелись в каноны эстетического чувства японцев, покорив их души сразу и навсегда.

Стиль раку, родившись в 16 веке, успешно развивался на протяжении последующих столетий. Самые искусные мастера раку пользовались в Японии исключительным почетом наравне со знаменитыми художниками и поэтами. Лучшие образцы керамики раку получили имена собственные и вошли в национальную сокровищницу произведений искусства. Глазури, которыми пользовался мастер Тодзиро, содержали в своем составе соединения железа, марганца, меди и давали после обжига черный и красный цвета. Эта цветовая гамма считается "классической" для стиля раку, хотя впоследствии она была дополнена другими вариантами окраски.

Помимо раку, в производстве керамических изделий появились и другие технологическо-художественные стили. Так, стиль "орибэ", в особенности его декоративные приемы, так же, как и керамика раку, был воплощением японских идеалов - это определило его популярность в гончарном искусстве последующих столетий. В 16-19 веках были разработаны и с успехом практиковались многие другие интересные варианты технологии и декора керамики. Например, в мастерских Бидзэн (о. Хонсю) производился особый вид посуды "бидзэн-яки", обжигавшейся в течение длительного времени при высоких температурах. В результате керамический черепок приобретал исключительную прочность, характерный "металлический" блеск и звук при ударе. В декоре бидзэн-яки использовались яркие цветные глазури.

Оригинальным способом украшения было обвязывание сосуда перед обжигом веревкой из рисовой соломы или посыпание сосновыми иглами - после выгорания растительности на поверхности оставались ее отпечатки.

Японские мастера 16-18 веков успешно экспериментировали с различными технологическими вариантами глазурей, эффектами обжига, изобразительными приемами - результатом этого стали их замечательные изделия, образцы высокого художественного вкуса. В 17 веке в Японии были освоены новые виды гончарной продукции - фаянс и фарфор.

К середине - второй половине 19 века фарфорово-керамическое производство стало одной из основных отраслей формирующейся капиталистической промышленности Японии. В первой половине 20 века фарфорово-керамическое производство Японии продолжало сохранять свои традиционные черты. Ведущим гончарные мастерские функционировали в привычных технологических режимах, использовали технические средства, известные многим поколениям мастеров, соблюдали выработанные в течение столетий художественные стандарты.

Самая яркая особенность гончарства средневековой Японии - стремление к достижению впечатления естественности, идущего от умения раскрыть возможности материала, заставить его "говорить", наделить каждую вещь только ей присущими чертами.

Рис. 1. Древнейшая керамика Японии.
Керамический сосуд возраста около 12 тысяч лет


Рис. 2. Керамический сосуд стиля "умэтака". Япония, эпоха неолита. Средний период культуры Дземон, 3 тысячелетие до нашей эры.
Высота изделия 32 см.


Рис. 3. Керамическая фигурка "догу". Япония, эпоха неолита.
Финальный период культуры Дземон, 1 тысячелетие до нашей эры.
Высота изделия 31,7 см.


Рис. 4. Керамическая погребальная скульптура "ханива". Япония,
период Кофун, 5–6 века нашей эры. Высота изделия 92 см.

Рис. 12. Керамический сосуд, покрытый пепловой глазурью.
Япония, период Хэйян, 9 век. Высота изделия 18,5 см.


Рис. 13. Керамическая чайная чашка в стиле "раку" работы мастера Танака Тодзиро. Япония, 16 век. Чашка покрыта черной глазурью



Рис. 17. Керамическая чайная чашка в стиле "раку" работы мастера Кецу. Япония, период Момояма, 17 век



Рис. 18. Керамическая чашка работы мастера Фуруты Орибэ.
Япония, период Момояма, 16–17 века


Рис. 14. Керамическая чаша. Япония, период Момояма, 16–17 века



Рис. 15. Керамический сосуд для воды. Япония, период Момояма, 16–17 века



Рис. 16. Керамический сосуд для воды. Япония, период Момояма, 16–17 века

Рис. 19. Керамическая чашка работы мастера Кензана. На фоне белой глазури – стилизованный рисунок водопада. Япония, начало 18 века



Рис. 22. Фаянсовая бутылочка "токкури". Подглазурная роспись. Красно-черно-кремовая цветовая гамма. Высота 16, 2 см.
Япония, 18–19 века. Изделие мастерских Арита



Рис. 20. Фарфоровая тарелочка "сара". Роспись подглазурным кобальтом. Бело-синяя цветовая гамма. Изделие мастерских мино. Япония, начало 19 века

Рис. 21. Фарфоровая тарелочка "кодзара". Роспись подглазурным кобальтом. Бело-синяя цветовая гамма. Япония, начало 19 века.
Изделие мастерских Мино


Рис. 23. Фарфоровая курильница "коро".
Роспись подглазурным кобальтом и надглазурными красителями.
Сине-красно-бело-золотая цветовая гамма. Высота 8,6 см.
Япония, 17–18 века. Изделие мастерских Арита


Рис. 24. Фарфоровая тарелочка "кодзара". Роспись надглазурными красителями(красно-коричневый, зеленый, черный, розовый, желтый, золотой цвета) по бежевому фону. Высота 2,7 см, диаметр 11 см. Япония, 17–18 века. Изделие мастерских Арита

Рис. 25. Фаянсовая чашка "тяван". Роспись надглазурными красителями. Высота 6,1 см. Япония, конец 17–18 веков. Изделие мастерских Арита

Рис. 27. Фарфоровая ваза. Роспись многоцветными надглазурными красителями. Высота 30 см. Япония, конец 17 века.

Рис. 20. Фарфоровая тарелочка "сара". Роспись подглазурным кобальтом. Бело-синяя цветовая гамма. Изделие мастерских мино. Япония, начало 19 века

Рис. 21. Фарфоровая тарелочка "кодзара". Роспись подглазурным кобальтом. Бело-синяя цветовая гамма. Япония, начало 19 века.
Изделие мастерских Мино


Рис. 6. Схемы устройства ручного (справа) и ножного (слева) японского гончарного круга


Рис. 8. Обжиг керамической посуды в печи "нобори-гама". Традиционное гончарство Японии

Рис. 9. Профиль печи "нобори-гама" с вертикальным током воздуха

Рис. 10. Профиль печи "нобори-гама" с горизонтальным током воздуха



Рис. 5. Приспособление для отстаивания глины – "мидзутобиокэ". Традиционное гончарство Японии

Рис. 7. Инструменты японского гончара
Кисточками наносили на стенки сосудов красочную роспись. Для глазурования использовался метод обливания изделия глазурным составом при помощи несложных приспособлений (рис. 11).

Рис. 11. Глазурование керамических изделий в японском традиционном гончарстве (рисунок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: