Особенности пенсионной реформы 2002 года

К обсуждению общих принципов пенсионной реформы вернулись в 2000 году, но основная работа началась в марте 2001 года с создания Национального совета по пенсионной реформе при президенте, в который вошли представители ПФР, Министерства экономического развития и торговли, Министерства труда и социального развития, Государственной Думы, Совета Федерации, профсоюзов. Все участники Национального совета были согласны с тем, что необходимость в реформе давно назрела, ее рамки заданы Программой 1998 года, следует остановиться на смешанной распределительно-накопительной системе, так как переход к ней не будет излишне обременительным для бюджета и слишком рискованным для населения, и она позволит ослабить негативное влияние старения населения.

Дискуссия развернулась относительно: величины накопительного элемента и темпов его развития, поскольку от этого зависит величина недополучаемых ПФР доходов; объема компенсации заработанных населением в прежней системе прав (так называемого скрытого долга пенсионной системы), который определяет будущие расходы ПФР; роли частных институтов в накопительном пенсионном обеспечении, направлений возможных инвестиций, включая вложения в зарубежные активы. Были и другие разногласия.

Однако уже в середине декабря 2001 года были приняты три основных закона[41], сформировавших каркас новой пенсионной системы. Скорость их принятия ограничила возможности сближения позиций, достижения компромисса. Победила идея щедрого учета прежних пенсионных прав, сохранения значительного перераспределения и сильной роли государства в пенсионной системе.

В Концепции 2001 года (пенсионной реформе 2002 года), как и в Программе 1998 года, разделены пенсионное обеспечение (первый уровень) и пенсионное страхование (второй уровень). Социальные пенсии предоставляются без проверки нуждаемости. Пенсии второго уровня состоят из двух частей, финансируемых на распределительных и накопительных принципах. Третий уровень также формируют дополнительные пенсии, которые могут быть индивидуальными и профессиональными (корпоративными, отраслевыми); в определенных случаях профессиональные пенсионные системы могут быть обязательными (табл. 4).

Отличия в том, что размеры первого уровня в реформе 2002 года существенно расширены за счет возврата к идее 1995 года об универсальных базовых пенсиях, не зависящих от трудового (страхового) вклада пенсионера. Причем базовые части трудовых пенсий предоставляются независимо от того, работает ли пенсионер (под давлением работодателей и пенсионеров разработчики реформы 2002 года сняли все ограничения на занятость пенсионеров, существовавшие в 1998–2001 годах). То, что базовые части пенсии вводятся Законом «О трудовых пенсиях» и финансируются из средств единого социального налога (ЕСН), означает шаг назад в построении системы, четко разделяющей функции компенсации утраченного заработка (перераспределение внутри жизни одного человека) и борьбы с бедностью (перераспределение от богатых к бедным).

Таблица 4

Эволюция вариантов пенсионной системы в России

  Концепция 1995 года Концепция 1997 года Программа 1998 года Концепция 2001 года
1-й уровень Базовые пенсии для всех, дифференцированные по степени утраты трудоспособности (только неработающим пенсионерам) Социальные пенсии, предоставляемые на основе проверки нуждаемости тем, кто не сумел заработать пенсию во втором уровне Государственное пенсионное обеспечение: социальные пенсии тем, кто не сумел заработать пенсию во втором уровне, + пенсии отдельным категориям граждан Государственное пенсионное обеспечение: социальные пенсии + пенсии отдельным категориям граждан +
базовые части трудовой пенсии, дифференцированные по степени утраты трудоспособности
2-й уровень Трудовые пенсии, финансируемые на распределительной основе, с (возможным) сохранением прав на льготную пенсию Трудовые пенсии, финансируемые исключительно на накопительных принципах Государственное пенсионное страхование: трудовые пенсии из двух источников: условно-накопительные счета + Государственное пенсионное страхование: трудовые пенсии из двух источников: распределительные страховые пенсии +
индивидуальные накопительные счета индивидуальные накопительные счета
3-й уровень Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий Обязательные накопительные профессиональные пенсии взамен льготных пенсий Обязательные профессиональные накопительные пенсии взамен льготных пенсий
Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение Добровольные профессиональные пенсионные системы и дополнительное частное пенсионное обеспечение
  1. Примечание: курсивом выделены совпадающие трактовки.
  2. Источники: Концепция реформы системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 7 августа 1995 года № 790; Дмитриев М.Э. Поэтапный переход к накопительной пенсионной системе // Пенсия. 1997. № 10. С. 2–4; Доклад рабочей группы по реформированию пенсионной системы. Неопубл. док-т; Программа пенсионной реформы в Российской Федерации. Одобрена Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1998 года № 463; Закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ; Закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ; Закон «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.
  3. Еще одно отличие от Программы 1998 года состоит в модификации концепции «условно-накопительных» счетов, в нынешней реформе названной «страховой частью трудовой пенсии». Теперь условный «пенсионный капитал» (взносы на страховую часть пенсии плюс индексация) при расчете пенсии делится на зафиксированный в законе период получения пенсии, который после окончания переходного периода (с 2013 года) составит 19 лет для мужчин и женщин. То есть эта часть пенсионной системы не защищена от изменений ожидаемой продолжительности жизни. И если давняя мечта о снижении смертности в России сбудется, система окажется несбалансированной[42].

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: