1. Становление и развитие методологических установок биологического познания охватывают период:
А) XVIII в. – до настоящего времени;
Б) XVIII в. – XIX в.;
В) XVIII в. – XX в.;
Г) XIV в. н.э. – XVI в. н.э..
2. Эксперимент не рассматривался как важный метод эмпирического познания органических объектов:
А) в методологических установках классической биологии;
Б) в методологических установках постнеклассической биологии;
В)в методологических установках современной биологии;
Г) в методологических установках неклассической биологии.
3. Ориентация на моноцентричность это:
А) когда надорганизменные уровни организации рассматривались как основные свойства живых систем;
Б) когда рассматривалась системная организация всего живого;
В) когда надорганизменные уровни рассматривались как производные, вторичные свойства;
Г) когда колонии, популяции, вид, биоценоз, биосфера не рассматривались.
4. Понимание историзма в методологии классической биологии было ограниченным т.к.:
А) развитие органического мира не рассматривалось;
|
|
Б) историзм, развитие, эволюция рассматривались как полностью обращенные в будущее;
В) историзм, развитие, эволюция рассматривались как полностью обращенные в прошлое;
Г) исследователи развития живых организмов считали, что эволюция не прерывна.
5. Понимание диалектического пути развития теории подразумевает:
А) существование только одной теории в определенной области исследований;
Б) неизменность появившейся теории;
В) единственный факт, противоречащий теории может ее полностью опровергнуть;
Г) построение теории сочетается с созданием конкурирующих теоретических описаний.
6. Развитие теоретического компонента биологического познания включает:
А) выработку понятий и категориального аппарата;
Б) выработку методологических установок;
В) создание теоретических концепций;
Г) все выше перечисленное.
7. Методологические установки постнеклассической биологии связаны:
А) со сменой предметоцентризма на системоцентризм.;
Б) с введением этических факторов в содержание и структуру способа познания;
В) с конкретизацией представлений об отношении человек – мир;
Г) все выше перечисленное.
8. Установление диалектического единства методологических подходов подразумевает:
А) единство описательно - классифицирующего и объяснительного подходов;
Б) понимание причинности, учитывающее диалектику необходимости и случайности, внутреннего и внешнего;
В) единство эмпирических исследований с процессом интенсивной теоретизации биологического знания;
Г) все выше перечисленное.
9. Главная мировоззренческая посылка биологического познания классической биологии:
|
|
А) связана с признанием объективного, не зависящего от сознания и воли человека, существования органических форм;
Б) связана с формированием полисистемного видения биологического объекта;
В) связана с введением этических факторов в содержание и структуру способа познания;
Г) характерно все выше перечисленное.
10. Методологические установки классической биологии допускали следующие отношения между знанием и объектом познания:
А) однозначное соответствие каждого элемента теории определенному элементу объекта;
Б) отсутствие ссылки на условия познания в результате исследования;
В) наглядность биологических образов, представлений, понятий;
Г) все выше перечисленное.