Обыденные и научные

Обыденные знания - знания о предметах, окружающих людей, о поведении в разных условиях, о жизни вообще. Глубина и количество их зависят от опыта человека, которым может передаваться последующим поколениям.

Научное знание – состоит из множества отдельных идей и методов, которые группируются в частные концепции и методики, и объединяются более общими теориями и методологиями.

Наука – это особая система, объективных знаний об окружающей действительности; это особый рациональный способ познания мира, основанный на эмпирической проверке или математическом доказательстве.

Наука – многофункциональное явление; это:

1) отрасль культуры

2) способ познания мира

3) специальный институт (вузы, научные центры, научные общества, академии, лаборатории, научные издания и т.п.)

Являясь частью духовной культуры, наука вместе с тем обладает присущими ей специфическими чертами, которые отличают ее от других отраслей культуры.

Универсальность – наука сообщает знания истинные для всего, при тех условиях при которых они были добыты человеком.

Фрагментарность – наука изучает не бытие в целом, а различные фрагменты реальности или ее параметры, а сама делиться на отдельные дисциплины.

Общезначимость – получаемые наукой знания пригодны для всех людей и способствует объединению людей.

Обезличенность – в конечных результатах научного познания никак не представлены индивидуальные особенности ученого.

Систематичность – наука имеет определенную структуру, а не является бессвязным набором частей.

Незавершенность –невозможно достичь абсолютной истины, после которой уже нечего будет исследовать.

Преемственность – новые знания определенным образом и по определенным правилам соотносятся со старыми знаниями.

Критичность – наука всегда готова поставить под сомнение и пересмотреть свои даже самые основополагающие результаты.

Достоверность – научные выводы, требуют проверки по определенным правилам.

Внеморальность – научные мысли нейтральны в морально-этическом плане, а нравственные оценки могут относиться либо к деятельности по получению знания, либо к деятельности по его применению.

Рациональность – наука получает знания на основе рациональных процедур и законов логики, и доходит до формулировки теорий и положений, выходящих за рамки эмпирического уровня.

Чувственность – результаты науки требуют эмпирической проверки с использованием восприятия, и только после этого признаются достоверными.

Развитие научного знания идет по спирали, каждый виток которой – это сбор фактов и их обобщение на уровне, соответствующем данной эпохе. Глубина теоретической мысли зависит как от качества и количества фактов, так и от влияния философских учений, которые определяют методологию частной науки; по мере накопления научных знаний возрастает взаимное влияние наук. Наука – это целостная система. Между всеми направлениями научных знаний существует такая фундаментальная общность, как единство окружающего нас мира. Понимание единства природы и общества позволяет увидеть непосредственную взаимосвязь между новейшими знаниями о развитии природы и познанием закономерностей общественного развития.

Выдающейся физик второй половины ХIХ века Макс Планк писал: «Наука представляет собой внутренне единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью способности человеческого познания. В действительности существует непрерывная цепь от физики и химии через биологию и антропологию к социальным наукам, цепь, которая ни в одном месте не может быть разорвана, разве лишь по произволу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: