Выделяют два уровня НП: эмпирический и теоретический

Эмпирический уровень НП характеризуется непосредственным исследованием реально существующих, чувственно воспринимаемых объектов. На этом уровне осуществляется процесс накопления информации об исследуемых объектах, первичная систематизация фактических данных в виде таблиц, схем, графиков и т.п. На основе обобщения научных фактов, возможно формирование эмпирических закономерностей.

Теоретический уровень НП осуществляется на рациональной (логической) основе.

Его результатами становятся гипотезы, законы, теории.

Гипотеза научное предложение, выдвигаемое для объяснения причины данной совокупности явлений.

По В.И.Вернадскому, научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой ее построения, после выдвижения гипотезы исследование опять возвращается на эмпирический уровень для ее проверки.

Если гипотеза выдерживает эмпирическую проверку, то она приобретает статус закона (или в более слабой форме, закономерности) природы. Если нет – считается опровергнутой. Стадия гипотезы в науке не может быть окончательной, поскольку все научные положения в принципе эмпирически опровергаемы, и гипотеза рано или поздно либо становится законом, либо опровергается.

Законы наукиотражают существенные отношения (взаимосвязи) явлений материального мира. Они описывают неизменные регулярности, которые либо есть, либо нет. Их свойства – периодичность и всеобщность какого-либо класса явлений (необходимость их возникновения, при определенных, точно формулируемых условиях).

Совокупность нескольких законов, относящихся к одной области познания, называется теорией.

Подтвержденная на практике теория считается истинной вплоть до того момента, когда будет предложена новая теория, лучше объясняющая известные эмпирические факты, а также новые эмпирические факты, которые стали известны уже после принятия данной теории и оказались противоречащими ей.

В случае, если теория в целом не получает убедительного эмпирического подтверждения, она может быть дополнена новыми гипотезами, которых, однако, не должно быть слишком много, т.к. это подрывает доверие к теории.

Итак, наука в содержательном плане – это совокупность эмпирических обобщений и теорий, подтверждаемых наблюдением и экспериментом.

Эмпирический и теоретический уровни НП взаимосвязаны между собой. Эмпирический уровень выступает в качестве фундамента теоретического (гипотезы формируются в процессе осмысления научных фактов, получаемых на эмпирическом уровне). В свою очередь, эмпирические исследования обычно опираются на определенные теоретические концепции, которые определяют направления этих исследований.

Схема структуры НП:

Эмпирический факт –научный факт – наблюдение – эксперимент – фиксация результатов – эмпирическое обобщение – формирование понятия, образа – формирования гипотезы – проверка ее на опыте – выведение закона – создание теории – проверка ее на опыте – принятие в случае необходимости дополнительных гипотез.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются фундаментальные науки от прикладных?

2. Что означает диалектическое единство дифференциации и интеграции наук?

3. Как понимается наука в современном мире?

4. Чем отличается научное знание от обыденного?

5. Какие выделяют характерные черты науки?

6. Как понимается метод исследования в современной науке?

7. Какие существуют классификации методов?

8. Чем отличается метафизический метод от диалектического?

9. Как связаны между собой эмпирический и теоретический уровни познания?

10. Чем отличаются общенаучные методы от частнонаучных?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: