Римский неоплатонизм. Специфика неоплатонической диалектики Амелия и Порфирия. Сирийский неоплатонизм. Теургия Ямвлиха Халкидского

Амелий записывал лекции Плотина, а также комментировал Платона. Учение Плотина Амелий излагал и комментировал в ста книгах. Порфирий писал на разные темы: о философии, религии, математике, гармонике, астрологии, риторике, грамматике, истории. Трактаты философско-теоретического содержания: состоят из отдельных небольших тезисов, четко формулирующих основные положения неоплатонизма. Трактат философско-практического содержания «О воздержании от употребления одушевленных существ в пищу», содержащий традиционные орфико-пифагорейские аскетические наставления. Далее у Порфирия имеются трактаты религиозно-мифологического содержания; некоторые из них сохранились лишь во фрагментах. К историко-философским сочинениям Порфирия относятся: «Жизнеописание Плотина» и «Жизнеописание Пифагора». Филологический и философский характер имеют «Гомеровские вопросы». Он гораздо больше, чем Плотин, комментировал Платона и прибавил к этому еще многочисленные комментарии к Аристотелю; гораздо больше, чем Плотин, он интересуется практической философией, в которую он включает астрологию, мантику и теургию. Однако Порфирий расценивал практическую философию только как необходимую ступень в человеческом развитии и потому оставлял ее либо для малоразвитых масс, либо как предварительный этап философского умозрения. Основателем сирийской школы неоплатоников является ученик Порфирия Ямвлих из Халкиды в Нижней Сирии. Он продолжает ту линию развития неоплатонизма, которая уводила еще дальше от Плотина в область практической мистики и теургии. Ему принадлежит большой «Свод пифагорейских учений». Высшей ступенью Ума являются боги надмирные. За ними следуют боги небесные, которых Ямвлих насчитывает 12, в связи с тем, что они владычествуют над 12 мировыми сферами, т. е. сферами земли, воды, воздуха, огня, семи планет и эфира. За небесными богами следуют у Ямвлиха боги поднебесные. Он присоединяет еще и охраняющих богов и демонов отдельных людей и народов. Признавая множество мировых сфер произвел разделение и среди управляющих этими сферами богов и демонов. Практическая философия Ямвлиха отличается теми же чертами, что и теоретическая. Он восстанавливает древнюю религию со всеми ее обрядами, чудесами, пророчествами, предзнаменованиями, молитвами – со всем ее культом. Самым главным в человеке он считает веру в богов и общение с ними, а всякие моральные добродетели только низшими ступенями абсолютного единения с богами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: