Методические указания

Д.Л. Бродянский

ИСТОРИЯ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

(ПАЛЕОИСТОРИЯ)

Методические указания, рабочая программа,

литература, планы семинаров, основные понятия,

график самостоятельной работы

Владивосток

Издательство Дальневосточного университета


УДК 931.939 (076)

Работа объединяет всю необходимую историку-первокурснику рабочую информацию и методическое обеспечение курса «История первобытного общества». Предназначены для студентов-заочников и студентов всех форм обучения

ã Издательство Дальневосточного университета, 2007


История первобытного общества – палеоистория изучается студентами всех форм обучения: стационара, заочного отделения – в первом семестре. Теоретическая сложность курса, быстрое динамичное развитие данной области знаний, дискуссионность ряда вопросов – все это создает определенные трудности для студентов, только начавших обучение в вузе, требует от них организованности, трудолюбия, внимательности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

1. Внимательно ознакомьтесь с содержанием методических указаний.

2. Определите место и время последующей работы над курсом. Необходимое время для изучения курса – 60-70 ч., включая аудиторные занятия и самостоятельную работу. Распределите время в течении семестра равномерно, ни в коем случае не оставляйте подготовку на последние дни перед зачетом или экзаменом.

3. Руководствуйтесь рабочей программой, ведите самоконтроль освоения вопросов и целых блоков рабочей программы. Добивайтесь полного усвоения необходимой информации, часть ее при дальнейшей работе Вы можете утратить, поэтому не довольствуйтесь при самоконтроле минимумом.

4. Трудные для запоминания термины и названия выписывайте на карточки или в словарь и добивайтесь их полного усвоения.

5. Идя на лекцию, прочтите предварительно соответствующий раздел учебника, слушайте лекцию подготовленными, что обеспечит высокий коэффициент усвоения материала. Пренебрежение этим советом часто ведет к полной утрате информации, почерпнутой в аудитории, резко снижает эффективность Вашей работы.

6. Конспектируйте лекции. В течении суток после записи лекции посмотрите свой конспект. Вы потратите 3-5 минут и сэкономите часы. При закреплении конспекта расшифруйте сокращения, сделайте необходимые дополнения, отметьте на полях неясные места и обратитесь за консультацией.

7. Ознакомьтесь с расписанием консультаций преподавателя, посещайте консультации. Если Вы живете во Владивостоке, старайтесь посещать консультации чаще, если нет – используйте дни заочника. Заочное обучение не экстернат, оно предполагает необходимый контакт с преподавателем.

8. Указанные в списке (см.: список источников и литературы) работы Ф.Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» и «Происхождение семьи, частной собственности и государства» необходимо изучить полностью и законспектировать. Не превращайте конспектирование в упражнение по чистописанию. Конспект – инструмент познания, отражение Вашего осознанного прочтения работы, в конспекте должно быть то, что необходимо прочно усвоить, поэтому длинные постраничные выписки создают лишь иллюзию, что работа проделана. Сначала внимательно прочитайте главу, раздел работы, пометьте (в своем экземпляре) то, что будете заносить в конспект. Просмотрите текст с пометками и отберите основные понятия (см. список основных понятий), принципиально важные мысли и аргументы Ф.Энгельса и выпишите в конспект. Понятия выделите. На полях сделайте пометки и добавления, например, там, где в конспекте «Роль труда…» идет речь о прямохождении, на полях укажите: «австралопитеки» – первые достоверно известные науке прямоходящие предки человека.

Не вносите в свой конспект устаревшую периодизацию Моргана, но не пропустите в конце главы I «Происхождения…» периодизацию, предложенную Ф.Энгельсом. Не переписывайте устаревшие сведения о кровнородственной и пуналуальной семье, но не пропустите внесенные Ф.Энгельсом в IV издание достоверные сведения о системе группового брака у австралийцев, определения понятий патриархальной семьи, моногамной семьи.

Выписывая признаки рода (ирокезов, греков, римлян), отметьте черты общие для рода и особенные. Не пропустите в IX главе сравнительный анализ форм возникновения государства у греков, римлян, германцев.

Внесите в свой конспект определения понятий из работ К.Маркса, Ф.Энгельса

9. Основные понятия (см.список основных понятий) необходимо знать полностью и точно, а не приблизительно («своими словами»). Для запоминания понятий (труд, государство, патронимия…) разбейте на смысловые отрезки, этот прием эффективен при освоении сложных понятий. Разбивку проделайте сами.

10. Изучение любого исторического курса предполагает знание источников и историографии. Неправильны определения источников «археология», «археологические раскопки», «антропология» и т.д.

Есть вещественные источники – их изучает наука археология. Историография – это история развития науки, ее идей, гипотез, теорий, а не перечень имен. Какой теоретический вклад в изучение первобытности внесли Л. Морган, Ф. Энгельс, российские ученые, как в наши дни развивается наука – вот основное содержание очерка историографии первобытной истории.

11. В 70-е гг. стремительно увеличивается поток информации о самых ранних этапах истории человечества. В Африке – прародине человека – открыты каменные орудия (4 млн. лет) и остатки жилищ, возраст которых превышает 2.6 млн. лет. Олдувайская эпоха – древнейший этап истории человечества. Наиболее развитые виды австралопитеков, среди них хомо хабилис, сделали решающий в процессе антропогенеза шаг: перешли к системе орудийной деятельности.

В конце олдувайской эпохи появляются питекантропы (архантропы), остатки их найдены в Африке (Олдувай), на Яве (более 60 особей), в Китае, в Передней Азии, в Европе. Древнейшие из питекантропов жили 1.6 млн.лет назад, поздние – 300 – 200 тыс. лет назад. С питекантропами связаны поселения ашельского типа (1 млн.лет – 100 тыс.лет). Обязательно знание фактического материала по истории нижнего (раннего) палеолита. Именно в это время происходило становление человека, освоение огня, зарождение элементов духовной жизни, развитие специализированной охоты и орудий труда.

12. Следующий этап – средний палеолит – связан с эпохой мустье (100 – 35 тыс. лет), с людьми неандертальского типа. Обильная информация об орудиях, охоте, жилищах, творческой деятельности, погребениях и самом человеке этой эпохи должна быть усвоена студентами на материалах отечественных и зарубежных памятников. Знание основных групп неандертальцев поможет разобраться в проблематике происхождения современного человека.

13. В верхнем (позднем) палеолите (40-10 тыс. лет) человек заселил Америку, Австралию, освоил полярные районы Сибири. Именно в эту эпоху оформились основные человеческие расы, возникли отдельные популяции и связанные с ними археологические культуры верхнего палеолита, рождается и расцветает замечательное палеолитическое искусство.

Студент-историк должен знать выдающиеся памятники этой эпохи как у нас в стране, так и за ее пределами, типы: хозяйственно-культурной деятельности, орудий, жилищ, погребений, уметь рассказать о памятниках искусства.

14. Проблема формирования современного типа человека тесно связана с проблемой экзогамии и родового общества. Теории моноцентризма и полицентризма не следует смешивать с моногенизмом и полигенизмом, последний из них отвергнут наукой, полицентризм же имеет своих сторонников среди антропологов и археологов.

15. Женские статуэтки палеолита не являются ни изображением прародительниц рода, ни аргументом в пользу обязательной первичности материнского рода. Значительная группа археологов (Н.Д. Праслов, Г.П. Григорьев) и этнографов
(М.В. Крюков, Н.А. Бутинов, В.Р. Кабо) считают, что первичный род мог оформиться с любым вариантом линейности: отцовским, материнским. Нельзя смешивать понятия «материнский род» и «матриархат». Последний институт возникает, как и патриархат, на стадии разложения первобытного общества и доживает до современности.

16. Экономика первобытного общества основана на охоте, собирательстве, рыболовстве. Это экономика присваивающего типа. 11 – 10 тыс. лет назад в древнейших центрах мирового земледелия зарождается и развивается экономика производящая: земледелие и скотоводство. Г. Чайлд назвал этот процесс «неолитической революцией» (ср.: «промышленная революция» у К. Маркса). Значение неолитической революции, по мнению современных исследователей, превосходит весь последующий научно-технический прогресс. Древнейшие очаги (центры) мирового земледелия впервые выделил Н.И. Вавилов, их хронологию и географию уточняют археологи. Важнейшие из них: в Старом Свете – Передняя Азия и Восточная Азия, в Новом Свете – перуанский и мезоамериканский. Третий вид производящей экономики – аквакультура: разведение и выращивание водных организмов – моллюсков, рыб, водорослей, также родился в каменном веке, в тех же первичных центрах мирового земледелия. Факт существования первобытной аквакультуры впервые установлен В.А. Раковым и автором.

17. Выделение земледельческих общин (они же занимались животноводством и аквакультурой) из доземледельческого мира явилось первым крупным общественным разделением труда. Пастухи–скотоводы отделяются значительно позднее, когда уже существуют древние цивилизации.

Новые виды хозяйства резко повысили производительность труда, создали основу для появления товарного производства, отделения ремесла, появления городов, специализации общин. У земледельческих народов постепенно меняются уклад жизни, идеология, создаются основания для социального неравенства, эксплуатации человека человеком. В этом процессе разлагается и гибнет первобытная община, зарождаются сословия.

В рамках второго крупного общественного разделения труда от производства пищи отделяются не только ремесленники, но и другие группы, специализирующиеся в области управления, идеологии, военного дела, из них формируются первые привилегированные сословия: «благородные» в Афинах, брахманы и кшатрии в Индии и т.п.

18. Наблюдается серьезный перепад между современным уровнем знаний о раннесословных обществах и абсолютным преобладанием в студенческих ответах схемы: «рабы – рабовладельцы». Даже в Греции классического периода рабский труд не был преобладающим, а численность рабов была намного ниже, чем об этом писал в
III в. н.э. Афиней, живший в Риме. Крах древнего Рима в значительной степени был обусловлен увеличением доли рабского труда и низкой его производительностью.

Ранние формы эксплуатации разнообразны: кабала, аренда, испольщина, наемный труд, ростовщичество, общественные работы, военный грабеж, дань. Рабство – одна из ранних форм эксплуатации. В зависимости от конкретных исторических условий возникали различные типы общин, хозяйственно-культурные области и различные пути и формы возникновения государства.

Первые опыты выделения таких форм принадлежат К. Марксу и Ф. Энгельсу. Необходимо при чтении работы Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства» обратить внимание на различие форм возникновения государства в Афинах, Риме, а также у кельтов и германцев, знать эти отличия, сопоставить наблюдения Ф. Энгельса с современными знаниями по истории древневосточных государств, где не было военной демократии (см.: замечание
Ф. Энгельса в «Анти-Дюринге». Т. 20, стр. 152).

19. Специальные вопросы посвящены духовной культуре первобытных общин: научные знания, искусство, религия, этика, а также идеологии эпохи распада первобытного общества: дальнейшее развитие научных знаний, образ человека в искусстве, формирование религий, возникновение письменности. Говоря о духовной жизни, группируйте материал по разделам: положительные знания, религия, искусство, этика. Не сводите все к религии.

20. Особого внимания заслуживают хронология и знание карты – обязательные элементы подготовки, которыми часто пренебрегают.

21. Весьма полезно и необходимо сопоставление курса первобытной истории с параллельными курсами «История древнего мира», «Археология». Все названные курсы взаимосвязаны.

22. Планы семинарских занятий могут быть полезны не только студентам стационара, заочники также найдут в них примеры постановки вопросов и списки обязательной и дополнительной литературы.

23. Будьте внимательны к иллюстрациям в учебнике: запоминайте их содержание. Познакомьтесь с экспозицией археологического музея ДВГУ. Вы увидите реальные орудия каменного века.

24. Используйте при подготовке и самоконтроле магнитофон. Запишите свои ответы на разные вопросы программы, прослушайте их. Добивайтесь четкого, ясного, доказательного ответа. Представьте, что Вы объясняете вопрос пятиклассникам. Ваша задача – объяснить им, например, как наши предки перешли к прямохождению, освоили и совершенствовали орудийную деятельность, научились добывать огонь и т.п.

25. Используйте разные виды памяти: зрительную, слуховую, моторную. Не теряйтесь и не отступайте при первых неудачных попытках рассказа о неизвестных Вам до этого темах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: