Методические указания

Изучение данной темы целесообразно начинать с изучения проблемы происхождения славянских племен и их расселения на территории Восточно-Европейской равнины. При этом важно проследить взаимосвязь между социальными процессами, хозяйственной деятельностью, бытом и даже названием отдельных племён и теми природно-климатическими, географическим условиями, в которых они проживали. Выясните, какие качественные изменения произошли в различных сферах их жизни к концу VIII и в начале IX вв.

Один из наиболее важных вопросов данной темы – процесс образования Древнерусского государства. Рассмотрите, какие теории происхождения Древнерусского государства существуют? Чем они отличаются? Затем сосредоточьте основное внимание на изучении процесса становления и развития Древнерусского государства, охарактеризуйте его социально-политическую структуру, экономическую жизнь, культуру. Вскройте причины, условия и последствия принятия христианства на Руси. Рассмотрите свод законов, получивших название «Русская Правда», проанализируйте его статьи, выясните о каких сторонах жизни древнерусского общества они свидетельствуют. На основании этих и других материалов сделайте общий вывод о характере и особенностях развития Древнерусского государства к началу XII в. После этого выясните, почему изученное Вами государство в указанное время переживает процесс политической раздробленности. Каковы были объективные и субъективные причины раздробленности? Было ли это явление случайным или закономерным? Известно, что в условиях раздробленности началось татаро-монгольское нашествие на Русь. Каковы были его последствия для Руси? Какие существуют в литературе точки зрения по этому вопросу? Выясните, когда началось и когда закончилось изгнание татар с территории Руси. Почему Москва выступила объединительным центром Руси? Какие альтернативные варианты объединения страны существовали? Почему они не реализовались? Особое внимание следует сосредоточить на процессе образования Московского централизованного государства и выяснить: как складывалась его территория, формировалось единое правовое и финансовое поле, строилась система управления, экономическая жизнь. При этом надо вскрыть сложности, понять специфику образования централизованного Русского государства, определить хронологию его образования. Здесь же можно сравнить культуру Древней и Московской Руси, выяснить преемственность и новизну в ее развитии.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Под влиянием, каких внутренних и внешних факторов формировалось Древнерусское государство? Когда оно возникло? Кто был первым его князем?

2. Выявите общее и особенное в социально-экономическом развитии и политическом устройстве Древней Руси в IX, X и XI вв.?

3. Какие последствия принятия христианства на Руси Вы считаете главными и почему?

4. Какие предпосылки для объединения Руси сохранялись в условиях раздробленности?

5. В чём состояло значение Куликовской битвы? Каковы её последствия?

6. Почему ордынское иго пало лишь спустя 100 лет после Куликовской битвы?

7. Когда начался и когда закончился процесс закрепощения крестьян на Руси? Ответ подтвердите данными документов, представленными в учебном пособии.

8. Какими обстоятельствами порождалась гипертрофированная роль государства в России? В чём она проявлялась? Каковы были её последствия?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: