Методические указания

Изучение темы целесообразно начать с усвоения понятия «модернизация», выяснить, какие виды модернизации известны в литературе. Далее необходимо рассмотреть модернизационные процессы в Европе, обеспечивающие переход от традиционного к индустриальному обществу, выяснить его теоретические основы, определить социально-экономические, политические, духовные последствия европейской модернизации. Необходимо также определить характерные особенности индустриального общества как результата модернизационных процессов.

Следующая познавательная задача – обстоятельное изучение первой попытки модернизации в России, предпринятой Петром I в начале XVIII века. Ваша задача: рассмотреть предпосылки, цели, основные направления, итоги модернизационных преобразований эпохи Петра I, дать им самостоятельную оценку. В итоге необходимо выявить отличия модернизационных процессов в Европе и в России.

Следующий этап – изучение эпохи дворцовых переворотов, наступившей после смерти Петра I. Данная эпоха характеризовалась насильственным захватом власти, засильем иностранцев, изменением положения дворянства. Необходимо вскрыть причины переворотов, показать их последствия для страны, дать им объективную оценку. В 1762 г. в результате очередного переворота власть захватила Екатерина II, которая правила страной 34 года. Период её правления получил название «просвещённого абсолютизма». В этой связи важно уяснить природу и сущность этого явления. Затем надо изучить преобразования Екатерины II в основных сферах жизни российского общества: экономической, социально-политической, культурной. При этом их следует сравнить с преобразованиями Петра I, выявить преемственность и новизну, дать им оценку.

Последний дворцовый переворот в России состоялся 12 марта 1801 г. и завершился убийством Павла I – сына Екатерины II. Власть захватил цесаревич Александр, который правил Россией до 1825 г., т.е. первую четверть XIX в. Прежде чем приступить к изучению данного периода, необходимо определить место, которое занимала Россия в мире, сравнить состояние её экономики, социальной и политической жизни с наиболее развитыми европейскими державами, дальше других прошедших по пути модернизации. При этом надо не только констатировать отставание России, но и вскрыть его причины, выделить и охарактеризовать наиболее существенные. Затем следует приступить непосредственно к рассмотрению периода правления Александра I, который можно разделить на две части: до войны 1812 г. и после войны и выяснить, какие проекты преобразований разрабатывались, какие из них удалось осуществить, а какие остались нереализованными. Кто принимал участие в их разработке? Каковы их результаты?

Далее следует обратить особое внимание на изучение правления Николая I. Необходимо выявить не только консервативно охранительные тенденции этого периода, но и предпосылки реформ, связанных с осуществлением промышленного переворота в России. Объясните, почему начавшаяся при Николае I и закончившаяся при Александре II Крымская война 1853–1856 гг. была проиграна.

После войны император Александр начал реформы, получившие название в литературе «Великие». Как и реформы Петра I, преобразования Александра II отличались комплексностью, масштабностью, модернизационной направленностью. Поэтому их необходимо изучать в хронологической последовательности, дифференцированно, обращая внимание на содержание и характер каждой реформы, выделяя их сильные и слабые стороны, прослеживая практические результаты, давая оценку. Таким же образом, с помощью тех же методологических приёмов, можно изучать и последующие российские реформы: С.Ю Витте и П.А. Столыпина.

Пореформенная эпоха в России характеризовалась обострением социальной напряжённости, дальнейшим развитием общественно-политического движения по трём направлениям: консервативное, либеральное, революционно-демократическое. Каждое из трёх направлений можно изучать по следующей схеме: представители движения, идеология, цели движения, тактика действия.

Начало XX века ознаменовалось для России двумя важнейшими событиями: русско-японской войной 1904–1905 гг. и первой российской революцией 1905–1907 гг. Необходимо установить связь между этими событиями, выяснить причины войны. Как она отразилась на политической обстановке в стране? Почему в России началась революция, какие меры предприняли правящие круги, чтобы не допустить её размаха? Какой был опубликован документ? Что он дал для России? В чём его сущность? Каким образом связаны последствия революции и реформы П.А. Столыпина?

Другими двумя эпохальными событиями начала XX в. явились Первая мировая война и революция 1917 года в России. Эти события требуют обстоятельного изучения. Необходимо рассмотреть экономическую, общественно-политическую обстановку в России накануне и в годы войны, выяснить истоки общенационального кризиса, причины и последствия свержения монархии в России, а затем и Временного правительства. Важно понять, что означал захват власти большевиками в октябре 1917 г. Обратите внимание, насколько противоречивыми оказались декларации, заявления и последующие практические действия большевиков. В тесной связи с революцией следует рассматривать гражданскую войну, поскольку они являлись звеньями одной цепи в борьбе за власть, за передел России, и отличались лишь по времени, формам и методам борьбы. Ваша задача не только определить специфику этих форм, но и изучить особенности гражданской войны в России, расстановку и состав воющих сторон, причины большевиков, политические, экономические, социальные, культурные, демографические и другие последствия войны.

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Какие российские проблемы и противоречия породили реформы Петра I?

2. В каких сферах жизни общества реформы Петра I оказались наиболее результативными и почему?

3. Каковы были причины и последствия «дворцовых переворотов» в России?

4. Раскройте смысл понятия «просвещённый абсолютизм» применительно к политике Екатерины II.

5. Когда в России начался и когда завершился промышленный переворот? В чём его суть? Каковы его социально-экономические последствия?

6. Почему некоторые историки называют правление Николая I временем «консервативной модернизации» страны, а другие – «периодом кризиса и реакции»? Кто из них, на Ваш взгляд прав, и почему?

7. Объясните кратко суть «триады» С.С. Уварова «православие, самодержавие, народность».

8. Почему реформы 60–70-х XIX в. называют либеральными? В чём проявилась непоследовательность и противоречивость реформ?

9. Когда и почему рухнула династия Романовых?

10. Каковы были причины и последствия «белого» и «красного» террора в России?

11. Какие основополагающие идеи большевиков отразились в политике «военного коммунизма». Была ли она неизбежна?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: