Производительность технологических линий промыслового судна

Добычу и обработку рыбы осуществляют рыбопромышленные предприятия, общий технологический процесс которых складывается из следующих процессов: 1) добыча рыбы; 2) переработка рыбы в го­товую продукцию; 3) транспортирование; 4) хранение; 5) реализация. Эти процессы выполняют на промысловых судах и береговых пред­приятиях.

В настоящее время основную часть готовой рыбной продукции в виде свежей и охлажденной, замороженной целой рыбы, разделанной рыбы и филе, консервов и пресервов поставляют суда флота рыбной промышленности. Объем работ, выполняемых судами, разный и зави­сит от конкретных условий бассейна. В зависимости от объема работ, выполняемых на судне при перерабоже улова, промысловые суда мо­гут работать по двум основным вариантам: 1) автономному и 2) экспе­диционному.

При автономном варианте судно добывает рыбу, перерабатывает весь улов до готовой продукции, при экспедиционном - судно добы­вает рыбу и сдает ее на специализированные крупные рыбоперераба­тывающие суда.

Наиболее распространен промежуточный вариант - автономно-экс­педиционный, при котором судно большую часть улова перерабатывает у себя, а меньшую часть сдает на базы. Наиболее типичными судами, ра­ботающими по автономному и автономно-экспедиционному вариантам, являются большие морозильные рыболовные траулеры, судами экспе­диционного лова — средние рыболовные траулеры.

Траулеры в зависимости от ассортимента и характера вырабатывае­мой продукции делятся на: свежьевые, поставляющие свежую и свежую охлажденную рыбу; посольно-свежьевые и морозильно-свежьевые, вна­чале солящие или морозящие рыбу, а в конце рейса заготовляющие свежую рыбу; морозильные, выпускающие всю продукцию в свежеза­мороженном виде; консервно-морозильные, в основном изготовляю­щие консервы, а пищевой прилов, непригодный для производства кон­сервов, замораживающие; морозильно-мучные, производящие в основ­ном рыбную муку.

Все траулеры независимо от ассортимента выпускаемой продукции имеют рыбомучные установки (РМУ), которые перерабатывают отходы и непищевую часть улова.

БМРТ выпускают в основном быстрозамороженную продукцию, рыбную муку и жир. Для производства мороженой рыбной продукции на судне имеются специальные технологические цеха. На рыбоперера­батывающих линиях цеха осуществляются следующие технологические операции.

Рыба, поступившая на судно, взвешивается с максимально допусти­мой точностью, затем сортируется машиной на 3 - 5 фракций, что позво­ляет увеличить выход филе. Каждая фракция рыбы по контейнеру на­правляется на разделочные машины, которые отделяют головы и уда­ляют внутренности.

Разделанная рыба подается в бак-накопитель, заполненный холод­ной водой; из бака-накопителя рыба поступает на три филетирующие машины: одна для мелкой трески, пикши, сайды; другая для средней рыбы и третья для крупной. Полученные филейчики направляются на семь шкуросъемных машин. Обесшкуренные филейчики поступают на столы дозачистки и инспекции. Отбракованное филе взвешивается, качественное филе передается к плиточным морозильным аппаратам, где оно дозируется в блок-формы и замораживается.

Взвешивание рыбы перед технологическими линиями и взвешива­ние филе после обесшкуривания дают возможность оперативно следить за качеством работы линий. Замороженная рыба выбивается из блок-форм, глазируется (покрывается слоем льда) и упаковывается в кар­тонные коробки (ящики), которые маркируются разными цветами, что облегчает сортирование на берегу.

В последнее время появилась тенденция фасовать рыбу в пленоч­ные пакеты по 600 - 800 г и затем замораживать.

Материальный баланс обработки рыбы на судне составляется с по­мощью табл. 2.

Пример. За 1 сут судно ловит 50 т трески. Из нее готовят необесшкуренное филе. Печень (6 %) поступает в консервное отделение, отходы и непищевой при­лов (5 % от улова) — в РМУ. Потоки сырья будут следующими: 1) на обработку поступает 50(1,00-0,05) = 47,5 т/сут, из них на замораживание - 47,5 x (0,49+0,035) = 24,934 т/сут; печень в консервное отделение — 47,5.0,06 = 2,85 т/сут; 2) направляется в РМУ 22,216 т/сут, из них отходы рыборазделки 47,5 - (24,934 + 2,85) = 19,716 т/сут; непищевая рыба 50-47,5 = 2,5 т/сут,

Производительность технологических линий промыслового судна может быть определена с помощью экспериментального графика поступ­ления рыбы на борт судна (рис. 4).

Эмпирическая S-образная кривая представляет собой кумулятив­ную функцию распределения уловов. Она весьма близка к интеграль­ным функциям нормального и биноминального распределений. Кривая показывает, например, что к 11 ч на судно поступило 22,5 т рыбы; су­точный улов 54 т. График показывает также, что в ночное время суток (с 20-00 до 8-00) уловы крайне низки и основное количество рыбы (до 85-90 % суточного улова) добывается в светлое время суток.

Теперь перейдем к определению (назначению) производительности технологических цехов.

Известно, что производительность есть отношение перерабатывае­мой массы рыбы ко времени, в течение которого эта масса была пере­работана. Работа цехов при постоянной производительности в коорди­натах т- М представляется прямой. Величина наклона прямой опреде­ляет производительность: чем круче прямая, тем выше производитель­ность.

Предположим, лов рыбы ведется круглосуточно, а полная обра­ботка рыбы заканчивается в 24 - 00. На S-образной кривой добычи рыбы отмечаем точку А; из этой точки проводим прямую в точку 12 на оси

Рис. 4. График поступления рыбы на * борт судна (к расчету производи­тельности технологического оборудо­вания и вместимости аккумулятора для хранения рыбы)

времени. 12 часов — это начало работы технологических цехов. Постро­енная прямая есть график обработки рыбы при производительности цехов т/ч. Для любого момента времени можно взять разность ординат S-образной кривой и прямой А—12. Это будет масса выловленной, но непереработанной рыбы, и ее надо сохранить, поместив в аккумулятор. Максимальная масса хранимой рыбы и будет являться вместимостью аккумулятора для хранения рыбы; в нашем случае она равна 30 т.

Теперь из точки А проведем вторую прямую в точку, соответствую­щую 9 часам. Производительность цехов в этом случае будет равна т/ч. Производительность уменьшилась на 20 % (соот­ветственно уменьшится и стоимость оборудования). Интересно и то, что вместимость аккумуляторов для рыбы также уменьшилась до 23 т.

Таким образом, уменьшение производительности технологических цехов приводит к уменьшению вместимости аккумуляторов. Возникает вопрос, есть ли предел этим уменьшениям. Он наступит тогда, когда пря­мая, поворачиваясь вокруг точки А, коснется S-образной кривой, т. е. прямая станет касательной.

Эта касательная А-6 определит начало работ цехов в 6-00. Произ­водительность цехов будет минимальной, равной Я т/ч. Вместимость аккумуляторов также минимальна - 18 т.

Итак, определены экономически целесообразные производитель­ность цехов и вместимость аккумуляторов.

Если будет принято решение о том, чтобы лов рыбы и ее обработку закончить в 20 - 00, то надо нанести точку В, из нее провести касатель­ную к S-образной кривой и определить производительность цехов, вмес­тимость аккумуляторов и время начала работ в цехах.

Вместимость аккумуляторов для свежей рыбы зависит от принятой производительности технологических линий судна. Рассматривая рис. 4, видим, что к 0-00 ч на судно было принято 22,5 т рыбы, а переработа­но при производительности технологических цехов (т/ч) только 15 т (см. рис. 4,АС). Оставшееся количество рыбы (7,5 т) необходимо где-то хранить, И хранилищем для непереработанной рыбы являются акку­муляторы. Аккумуляторы - это охлаждаемые емкости, в которых рыба в смеси с водой и льдом хранится после вылова перед направле­нием в технологические цеха. Так как рыба в аккумуляторах охлажда­ется, аккумуляторы часто называют рыбоохладителями. Как видно из рис. 4, масса рыбы в аккумуляторах изменяется с течением времени. Поэтому вместимость аккумулятора должна быть достаточной для хра­нения максимально возможного количества рыбы. При производитель­ности технологического цеха вместимость аккумулятора равна 12,5 т, при она равна 25 т.

Таким образом, от вместимости аккумуляторов зависит полнота обработки выловленной рыбы, т. е. величина "потерь" рыбы за промыс­ловый рейс. "Потери" рыбы не следует рассматривать как рыбу, вы брошенную за борт. "Потери" следует рассматривать как рыбу, направ­ляемую в рыбомучную установку, рыбу, не используемую для пищевых целей. На рис. 5 показано уменьшение "потерь" улова с увеличением вместимости аккумулятора. Если вместимость аккумулятора такова, что в нем поместится весь улов, то "потерь" не будет.

Рис. 5. Зависимость "потерь" рыб­ного сырья от вместимости рыбо-охладителя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: