Закон тождества

Любая мысль в процессе рассуждения должна иметь определенное, устойчивое содержание. Это свойство мышление – его определенность – выражает закон тождества: «Всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе».

Следствие: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли выдавать за нетождественные. Например: суждения «Иванов занимается рекламной деятельностью» и «Иванов занимается привлечением внимания к товару, услуге конкретного производителя, торговца, посредника и распространением за их счет и под их маркой предложений, призывов, советов, рекомендаций купить этот товар или воспользоваться услугами» выражают одну мысль, поскольку реклама – это и есть привлечение внимания с целью реализации товаров и услуг.

Следовательно, ошибочно рассматривать эти суждения как нетождественные. С другой стороны, отождествление различных понятий так же представляет логическую ошибку – подмену понятия, которая может быть как неосознанной (из-за различий в образовании, социального окружения и т. д.), так и осознанной, преднамеренной.

Закон непротиворечия формулируется следующим образом: «Два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными; по крайней мере, одно из них ложно».

Закон непротиворечия означает, что, утверждая что-либо о каком-либо предмете нельзя, не противореча себе отрицать (1) то же самое (2) о том же самом предмете, (3) взятом в то же самое время и (4) в том же самом отношении. Следовательно, противоречия между суждениями нет, если (1) в одном из них утверждается принадлежность одного признака, а в другом – отрицается принадлежность другого признака, (2) если речь идет о разных предметах, (3) если мы утверждаем и то же самое отрицаем относительно одного предмета, но в разное время и (4) в разных отношениях.

Например: «Фактов, указывающих на несоблюдение Федерального Закона «О рекламе» достаточно, чтобы привлечь рекламодателя к ответственности» и «Фактов, указывающих на несоблюдение Федерального Закона «О рекламе», не достаточно, чтобы закрыть предприятие». В обоих суждениях количество фактов, указывающих на несоблюдение закона, рассматривается с точки зрения разных требований, следовательно, эти суждения не противоречат друг другу.

Закон непротиворечия выражает такие свойства логического мышления, как непротиворечивость и последовательность. Его использование помогает обнаружить и устранить противоречия в своих и чужих рассуждениях, а значит, играет большую роль в правовом регулировании рекламной деятельности. Так, при выдвижении версии о нарушении любого из пунктов Закона «О рекламе» необходимо, чтобы факты, на которых строится версия, не противоречили друг другу и версии в целом. Если проверяющими органами отрабатывается версия, которая считается правдоподобной, и не принимаются во внимание факты, противоречащие этой версии, то в ходе судебного разбирательства на это укажет адвокат. В суде обвинитель и защитник, истец и ответчик выдвигают противоречащие друг другу суждения, отстаивают свои доводы и оспаривают чужие, поэтому необходимо тщательно анализировать все обстоятельства дела.

Закон исключенного третьего: «Два противоречащих друг другу суждения не могут быть одновременно ложными; одно из них необходимо истинно». Закон действует только в отношении противоречащих (контрадикторных) суждений. Противоречащими (контрадикторными) называют суждения, в одном из которых что-либо утверждается (или отрицается) о каждом предмете некоторого множества, а в другом отрицается (или утверждается) о некоторой части этого множества. Например, если суждение «Каждый гражданин РФ имеет право на труд» истинно, то суждение «Некоторые граждане РФ не имеют право труд» - ложно.

Противоречащими (контрадикторными) являются так же два суждения об одном предмете, в которых что-либо утверждается, а в другом то же самое отрицается. Например, из двух суждений типа: «Пациент жив», «Пациент мертв» или «Данная рекламная акция является эффективной», «Данная рекламная акция не является эффективной» одно суждение - истинно, другое – ложно. В обыденной практике данный закон может формулироваться как «Или - или», «Третьего не дано».

Закон достаточного основания выражает требование доказанности, обоснованности знания и формулируется следующим образом: «Всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание». Достаточным основанием какой-либо мысли может быть любая другая, уже проверенная и установленная мысль, из которой с необходимостью вытекает необходимость данной мысли. Например, достаточным основанием для суждения «Здесь прошла машина» является наличие следов протектора.

Итак, мы кратко рассмотрели четыре основных логических закона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: