Виды понятий

Наиболее важными являются характеристики понятия по специфике содержания, по качеству и объему, а также по типу соотношения объема и содержания понятий при их сравнении.

Основание деления Виды понятий Видовые отличия групп понятий Примеры
Содержание Конкретные Абстрактные В понятии мыслится какой-либо предмет или класс предметов В понятии мыслятся отдельные свойства или отношения, отвлеченные от предметов Реклама, снег, книга, государство Посредничество, белизна, смелость, ответственность
Качество Положительные Отрицательные Понятие выражает наличие у предмета определенных признаков Понятие выражает отсутствие у предмета определенных признаков Грамотный, верующий, порядочный (человек) Достоверная, корректная (реклама) Неграмотный, неверующий, беспринципный (человек) Недостоверная, некорректная (реклама)
Относительные Безотносительные Пары понятий, содержание которых немыслимо одно без другого В понятии мыслится предмет вне отношения к другим предметам Ученик–учитель, родители – дети Государство, реклама
  Собирательные Несобирательные Группа однородных предметов мыслится как единое целое Содержание можно отнести к каждому предмету данного класса Созвездие, коллектив, «Рекламист – это звучит гордо!» Звезда, член коллектива, Рекламный носитель
Объем Единичные Общие Общие нерегистрируемые Общие регистрируемые Понятие, в котором мыслится один предмет Понятие, в котором мыслится множество предметов РФ, Известный рекламист Д. Огилви Государство, Рекламист
  Не поддаются учету (регистрации) Поддаются учету (регистрации)   Специалист, потребитель Рекламные агентства г. Красноярска
Пустые С нулевым объемом Вечный двигатель. Пегас, кентавр и другие мифологические персонажи

Таким образом, любое понятие может быть охарактеризовано указанием перечисленных признаков. Дать логическую характеристику понятию – это значит отразить все его существенные признаки по содержанию, качеству и объему.

Например, логическая характеристика понятия «реклама»: Реклама – конкретное, положительное, безотносительное, несобирательное, общее, нерегистрируемое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: