Общий порядок работы с опросником следующий

1. Ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк, а учащиеся в своих тетрадях в клеточку, положенных так, чтобы лист оказался в горизонтальном положении, рисуют бланк (см. «Образец»).

2. Общая инструкция: «Сейчас Вам будут предлагаться пары каких-то ценностей из перечня, который есть в Вашем бланке. Каждый раз Вы должны будете определить, какая из предложенных ценностей для Вас важнее, а какая – менее важная. К начальному баллу более важной ценности (к 10 баллам) прибавьте +1 и сразу напишите в бланк новый результат =11 баллам, а из начального балла менее важной для Вас ценности (тоже из 10 баллов) вычтите 1 и сразу запишите рядом результат =9 баллам. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательные значения. Это и будет показателем того, что для Вас более важно в жизни, а что – менее.

3.Ведущий зачитывает пары ценностей (См. Перечень вопросов), а учащиеся в своих бланках делают соответствующие записи (к более привлекательным ценностям прибавляют баллы, а из менее привлекательных – вычитают).

4. После зачитывания всех пар ценностей итоговые результаты по каждой из 15 ценностей для наглядности обводятся кружочком.

5. Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы (См. Таблицу 1). Если по рассматриваемой ценности результат учащегося ниже нормы, то в графе «нормы» он проставляет напротив ценности знак «минус», если выше – знак «плюс», если попадает в норму включительно – знак «ноль».

Полученные результаты, хотя и не являются корректной психодиагностической информацией, но все же ориентировочно показывают, что для данного подростка более важно в жизни, а что не является для него особой ценностью.

6. Далее, если позволяет время, ведущий в ироничной форме определяет вместе со школьниками, как отнеслись бы к таким ценностным ориентациям различные люди, представляющие собой те или иные социальные типы. Для этого ведущий сначала зачитывает имеющиеся социальные типы (См. Таблицу 2), а учащиеся все вместе выбирают 3-5 наиболее авторитетных для себя, которые тут же записываются на доске.

7. Мнение «социотипа» по поводу тех или иных ценностных ориентаций конкретных школьников определяется следующим образом. Ведущий начинает с социотипа, выписанного в самой крайней правой части бланка (это намного удобнее для подсчетов). Зачитываются типичные для данного социотипа ценностные приоритеты (См. Таблицу 3, знаки рассматриваемого социотипа по каждой ценности). Учащиеся должны сразу же сложить эти знаки со своими знаками (выписанными в графе «нормы»), полученными после соотнесения результатов с нормами, и общую сумму знаков выписать в графе данного социотипа.

Например, рассматривается такой замечательный социотип, как «домохозяйка». По первой ценности (автомобиль-иномарка) у домохозяйки, конечно же, «плюс». У подростка после соотнесения результатов с Нормами в графе «нормы» напротив автомобиля также стоит «плюс». В итоге получается два «плюса», то есть уже в графе социотипа «домохозяйка» напротив ценности «автомобиль» делается запись «++». Если при сложении знаков оказываются «плюс» и «минус», то в итоге – «ноль», и т.д.

8. Далее по рассматриваемому социотипу подсчитывается алгебраическая сумма всех «плюсов» и «минусов» и итог выписывается внизу, под колонкой данного социотипа.

9. Ведущий сразу же зачитывает «норму» для рассматриваемого социотипа. Оценка отношения социотипа к ценностям, на которые ориентируется подросток, осуществляется по той же логике. Если алгебраическая сумма «плюсов» и «минусов» меньше нормы, то, скорее всего, социотип Вас не очень уважает, если выше – уважает «очень даже» (а, может, и завидовать еще начнет), если попадаете в норму включительно, то отношение к вашим ценностным ориентациям нормальное и спокойное.

10. Таким же образом рассматриваются и другие интересные (авторитетные) для подростка социотипы.

Хотя, конечно же, всё это шутка, даже несмотря на использование «норм» и всяческих расчетов. Но в каждой шутке есть доля шутки, всё остальное – правда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: