Общая характеристика методики

Опросник-шутка «Моды» используется с целью ориентировочного индивидуального прогнозирования престижности тех или иных профессий и видов труда. Имеется два основных варианта опросника: «Моды-1» и «Моды-2». Первый, основной вариант, является более полным, поскольку включает 20-25 разнообразных профессий, охватывающих основные сферы производства. Второй, сокращенный вариант, ориентирован только на те профессии, которые значимы для данного человека.

Активизирующий опросник-шутка «Моды-1» позволяет подростку, используя определенную логику, прогнозировать престижность наиболее типичных видов профессионального труда, что важно не только с точки зрения планирования профессиональных перспектив, но и с точки зрения построения модели индивидуального счастья, которое нередко зависит от престижности выбранной профессии и отношения к ней окружающих.

Методику можно проводить как с группой (классом), так и в индивидуальной профконсультации. По времени она может занимать от 25 до 40 минут. Общий порядок работ следующий.

1. Сначала ведущий показывает на доске, как лучше подготовить бланк для работы с опросником, а учащиеся рисуют такой бланк в своих тетрадях (См. Таблицу 1).

2. Сразу же в бланк вписываются 25 профессий, включенных в методику изначально (См. Таблицу 1), а также каждому учащемуся предлагается самому дописать еще 5 профессий, наиболее интересных для него. Всего получается 30 профессий (может быть меньше).

3. После этого ведущий (психолог) объясняет основные правила работы с опросником: «Всё подвержено влиянию моды: одежда, пища, даже способы лечения…Подвержены модам и профессии. В какие-то времена модны (престижны) одни профессии, в иные времена – другие. Нередко старые моды возвращаются. Для многих людей очень важно осознавать, что «их» (выбранная ими) профессия относится к числу престижных, поэтому давайте попробуем спрогнозировать, что ждет в плане престижности те или иные профессии. Рассмотрим три времени: недавнее прошлое (примерно с конца 50-х годов до середины 80-х. Назовем этот период СССР-измом); настоящее время (с середины 80-х по наши дни – назовем это период СШАизмом); обозримое будущее (будем оптимистами и назовем этот период «Лучшие времена»)

4. Первое задание. Внимательно посмотрите на все выписанные профессии. Попробуйте представить, какие из этих профессий в ближайшем будущем будут наиболее престижны. Выберите 3-5 таких профессий и поставьте слева от них, в колонке «+/-» знаки «+». Выберите также 3-5 профессий, которые, по вашему мнению, престижными не будут или их престижность резко пойдет на убыль, и поставьте слева от них знаки «-».

5. Второе задание. Подчеркните 5-7 профессий, которые лично Вас привлекают.

6. Третье задание. Каждый в своем бланке должен оценить по 10-балльной шкале престижность всех выписанных профессий в эпоху СССР-изма, в эпоху США-изма и представить, насколько будут престижны эти профессии в недалекие «Лучшие времена». Все баллы проставляются напротив профессий в соответствующих эпохам колонках.

7. Четвертое задание. Необходимо подсчитать, какие же профессии оказываются наиболее перспективными в плане повышения престижности. Обращаем внимание, что, речь идет не об определении престижности, а об определении самого вектора изменения престижности. Порядок расчетов по каждой профессии следующий:

· сначала подсчитывается среднее арифметическое баллов, относящихся к выделенным трем периодам и эта цифра записывается в колонке «расчеты»;

· к ней прибавляется разность оценок СССРизма и СШАизма;

· к этой сумме прибавляется разность между «Лучшими временами» и СШАизмом;

· определяется алгебраическая сумма этих трех результатов.

На доске можно выписать формулу расчетов:

Престиж = (СССРизм+СШАизм+лучш.времена):3+(СССРизм - СШАизм)+

(Лучш. времена – СШАизм).

8. Пятое задание. После всего этого в правой колонке «+/-» необходимо поставить 3-5 знаков «+» напротив профессий, набравших наибольшее число баллов (с самой высокой предполагаемой престижностью в будущем) и 3-4 знака «-» напротив профессий с наименьшим числом баллов, скорее всего, даже с отрицательными значениями (с самой низкой предполагаемой престижностью в ближайшем будущем или с предполагаемым резким снижением престижности).

9. В конце работы можно сопоставить первоначальные представления о престижности тех или иных профессий (правая колонка «+/-») с результатами индивидуального прогнозирования такой престижности (левая колонка «+/-»), а также с тем, насколько все это соотносится с наиболее привлекательными для данного подростка профессиями (с подчеркнутыми или вписанным им самим профессиями еще перед проставлением баллов-оценок и расчетами).

Могут возникнуть некоторые трудности на этапе подведения итогов - несогласие с формулами расчетов, с полученными результатами и т.д. Сами эти сложности являются основанием для разговора и понимания сути изменения роли различных профессий в обществе и поэтому полезны. А результаты – это всего лишь прогнозы, которые не всегда сбываются.

Таблица 1

Пример бланка для опросника игры-шутки «Моды-1»

На примере первых четырех профессий показано, как можно оценивать

их престижность по различным эпохам и производить итоговые расчеты.

+/- Поофессии (последние профессии вписывает сам учащийся) СССР-изм США-изм Лучшие времена Расчеты +/-
 
  1. Инженер
  2. дипломат
  3. капитан дальнего плавания
  4. ученый
  5. священник
  6. рабочий
  7. учитель
  8. психолог
  9. милиционер
  10. проститутка
  11. продавец
  12. артист
  13. врач
  14. вор-редицидивист
  15. журналист
  16. офицер армии
  17. коммерсант
  18. служащий
  19. летчик
  20. юрист
  21. ….
22…. 23….
      5+5+4=14 8+1+1=10 6+2+1=9 6+5+3=14  

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: