Главной целью и особенностью активизирующих опросников является не столько получение информации о клиенте, сколько стимулирование его размышлений о собственных перспективах личностного и профессионального самоопределения. Если в традиционных тестах и опросниках акцент делается именно на психодиагностике, то есть на получении объективных данных об обследуемом человеке, то в нашем случае мы сознательно отказываемся от самой идеи объективного диагноза, построенного на использовании психометрических принципов конструирования тестов и опросников. Если речь идет именно о самоопределяющемся человеке, а не о человеке-испытуемом (обследуемом с помощью тестов), то гораздо важнее оказывается формирование его готовности к размышлениям о себе и своей жизни, что предполагает духовный поиск, переживания и определенные внутренние противоречия, сопоставление разных внутренних, субъективных позиций и ориентаций человека.
В последние годы все больше усиливается критика существующей профессиональной психодиагностики. Сомнения высказываются даже по поводу объективного профотбора на специальности с особыми условиями труда. Например, Е.А.Климов считает, что у человека не может быть полностью готовой профессиональной пригодности до того, как он практически включится в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность (способности формируются в деятельности). Таким образом, для строгого, исчерпывающего и объективного профотбора возможности психодиагностики ограничены. Как отмечают Е.М.Борисова и К.М.Гуревич, очень часто психодиагностика в школьной профориентации носит констатирующий, рекомендательный характер, хотя известно, что через некоторое время сильно меняется и обследуемый школьник, да и сами профессии, поэтому профконсультационные рекомендации быстро устаревают. Более перспективной и обоснованной оказывается диагностико-корректирующая и диагностико-развивающая профконсультационная помощь.
|
|
Переоценка многих «объективных» методов исследования личности, обеспокоенность тем, что собственно психологическое исследование часто подменяется социологическим (с большими, «солидными» выборками), где конкретный человек просто теряется, послужила основой для разработки новых направлений в диагностике личностного развития. Интересны в этой связи так называемые репертуарные тесты (решетки), родоначальником которых является Дж. Келли. Техника репертуарных решеток – это субъективное средство, сконструированное самим человеком, проверенное (валидизированное) на собственном опыте. К сожалению, данный подход оказался достаточно непростым и в профконсультационной практике распространения не получил.
|
|
При разработке предлагаемых в пособии активизирующих опросников авторы использовали богатые психотехнические возможности, заложенные в самой идее работы учащихся с бланками, в определенном упорядочивании вопросов и ответов, в возможности работать сразу с большими группами школьников и др. Был использован также известный многим практикам активизирующий эффект, когда после проведения в классе какого-то теста или опросника, многие подростки поскорее стремятся узнать, «что же у них получилось», и буквально ходят за психологом по пятам. Все это позволяет не столько получать объективную информацию, сколько формировать у учащихся устойчивый интерес к своим психологическим особенностям и перспективам их применения и развития.
К особенностям конструирования и использования активизирующих опросников следует отнести:
· часть вопросов сформулирована в эмоционально провокационном плане, что противоречит требованию эмоциональной нейтральности вопросов, но зато повышает мотивацию учащихся на участие в опросе;
· по некоторым опросникам «нормы» получены на сравнительно небольших выборках, по части опросников авторы сознательно отказались от использования норм, а по некоторым – нормы специально сдвигались, чтобы не создать у учащихся негативного подкрепления;
· при зачитывании вопросов ведущий не только может, но и должен делать короткие, ненавязчивые и желательно остроумные и веселые комментарии, что категорически запрещается при проведении «настоящих» тестов, поскольку это может повлиять на результаты обследования;
· при подведении итогов ведущий должен обязательно (и не один раз) сказать школьникам о том, что полученные результаты являются очень и очень предварительными и не могут служить основанием для принятия каких-то важных решений.
Кратко прокомментируем основные активизирующие опросники, представленные в данном пособии.
Система «За и против», состоящая из трех частей: «За и против-1» предназначена для ориентировочного определения привлекательности различных групп профессий (кем, при его наклонностях, мог бы стать подросток); «За и против-2» служит для ориентировочного определения желания подростка использовать и развивать в работе те или иные свои качества (какой он есть и каким хочет быть на работе); «За и против-3» служит для определения профессиональных ценностей подростка (зачем, ради чего он хотел бы заниматься данным делом). Само название – «За и против» - указывает на некоторую противоречивость вопросов, позволяющих посмотреть на себя и профессии как бы с разных сторон. Если не удается использовать все три части опросника, то каждая часть может вполне выступать как самостоятельная методика.
В полушутливом опроснике «Как поживаещь?» определяются жизненные ценности подростка, а также оценивается, как отнеслись бы к выделенным подростком жизненным ценностям те или иные вымышленные типичные социальные позиционеры.
Опросники-шутки «Моды-1» и «Моды-2» предназначены для ориентировочного прогнозирования престижности в ближайшем будущем набора заранее заданных типичных профессий (Моды-1), и, в более сокращенном варианте,- престижности только тех профессий, которые привлекательны для подростка (Моды-2).