Классическая арабская мусульманская философия (калам, фальсафа, суфизм) получила развитие с VIII по XIV века на территории Арабского халифата. Ее особенностью является бережное отношение к античной традиции и дальнейшее развитие средиземноморской культуры в рамках гуманистической парадигмы. Здесь, на Востоке, был очень высок авторитет Платона, почетный титул первого Учителя принадлежал Аристотелю, вообще греко-римское наследие рассматривалось как исток и неотъемлемая часть арабской культуры.
Аль Фараби (870 - 950) - мыслитель широчайших интересов. Он занимался философией и логикой, этикой и политикой, астрономией и музыкой. Его образованность и ученость снискали ему славу Второго - после Аристотеля - Учителя. Ему принадлежат свыше 150 научных и философских трактатов. Некоторые из них (сохранились лишь во фрагментах): «О том, что должно предшествовать изучению философии», «О происхождении философии», «Об изменчивых вещах», «О значении слова «интеллект»», «Жемчужина мудрости», «О классификации наук», «Указание пути к счастью» и др.
|
|
Аль Фараби связывал достижение человеком счастья с добром. Он полагал, что людям как представителям рода людского надлежит поддерживать между собою мир, а их объединяющим началом служит человечность. Аль Фараби придерживался мнения о нейтральности природы человека, учил, что изначально человек не может быть наделен ни добродетелью, ни пороком, подобно тому, как от рождения он не может быть ткачом или писцом. Все нравственные качества - прекрасные и безобразные - приобретаются и развиваются человеком по его воле. Однако только разум делает человека человеком. Сила в сочетании с хорошим нравом являются главным, по его мнению, человеческим достоинством.
Абу-лъ-Касим Фирдоуси (ок. 934 - 1020/26 гг.) - творец эпопеи «Шах-наме», знаменитый иранский поэт, которого за глубину и обширность познаний величали «хаким» - мудрец, ученый. Его можно назвать основоположником философии судьбы, - тема рока, фатума, небесного предначертания в жизни человека необычайно сильна в его творчестве: «Любого из живых судьба находит», «И в счастье и в беде
24 25
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА
- одна судьба, / Безумна с высшим судией борьба». Но, несмотря на то, что «все решено заранее, никому не обойти, что суждено ему» -«мир удивителен», и более всего достойны удивленья душа и плоть человека. Задачей мудреца является выработка правильных суждений, прежде всего, адекватного понимания человека. Фирдоуси призывает людей быть справедливыми и щедрыми, но в первую очередь разумными, ибо разум - краса всего живого, основа бытия: «От разума - печаль и наслажденье, / От разума - величье и паденье».
|
|
Творчество Фирдоуси - яркий образец развития античного мироощущения: величия и трагизма человеческой жизни в борьбе с силами рока.
Омар Хайям (1048 - 1131 гг.) - иранский мыслитель-
энциклопедист: философ, поэт, астроном, математик. Его основные
философские сочинения: «Трактат о бытии и долженствовании»,
«Свет разума о предмете всеобщей науки», «Трактат о существова
нии», «Книга по требованию (Обо всем сущем)». Однако Омар Хайям
больше всего известен своими рубай - афористическими четверости
шиями философского содержания. Его творчество обнаруживает мно
го сходства и даже родства с формулировками Сократа («Много лет
размышлял я над жизнью земной./ Непонятного нет для меня под лу
ной. / Мне известно, что мне ничего не известно! - / Вот последняя
правда, открытая мной!») и Эпикуром («Нежным женским лицом и
зеленой травой / Буду я наслаждаться, покуда живой»). С Эпикуром
поэта роднят не только гедонистические мотивы, но и размышления о
смерти и тот аргумент против страха перед нею, что смерть не дана
человеку в качестве предмета познания:
Заглянуть за опущенный занавес тьмы
Неспособны бессильные наши умы.
В тот момент, когда с глаз упадает завеса,
В прах бесплотный, в ничто превращаемся мы.
Мотивы бренности, недолговечности и хрупкости человеческого существования сочетаются у Хайяма с мотивом тщеты, суетности устремлений человека. Поэтому высшая ценность жизни - это текущий миг существования:
Не оплакивай, смертный, вчерашних потерь,
Дней сегодняшних завтрашней меркой не мерь,
Ни былой, ни грядущей минуте не верь,
Верь минуте текущей, - будь счастлив теперь!
Нравственные требования к человеку отличаются у Хайяма удиви
тельной реалистичностью, конкретностью, личностной ориентиро-
ванностью и человечностью. Его этические воззрения совершенно
лишены пафоса грандиозных и сверхчеловеческих задач:
Чем за общее счастье без толку страдать,
Лучше счастье кому-нибудь близкому дать.
Лучше друга к себе добротой привязать,
Чем от пут человечество освобождать. В понимании частной жизни Хайям - сторонник общечеловеческих ценностей: добра, любви, свободы, внутренней независимости, дружбы. Сквозь иллюзорность бытия он призывает увидеть истинное предназначение и величие человека - быть самим собою, несмотря ни на что («Если ты никому не слуга, не хозяин, / Счастлив ты и воистину духом высок»). По мнению поэта, единственным островком смысла в мире абсурда может явиться лишь сам человек. И поэтому подлинное предназначение человека состоит в его внутреннем самосовершенствовании:
1 - Нищим дервишем ставши - достигнешь высот.
Сердце в кровь изодравши - достигнешь высот.
Прочь пустые мечты о великих свершеньях!
Лишь с собой совладавши, достигнешь высот! Человек, по Хайяму, должен искать опору в самом себе, в своем личном достоинстве. Он должен стоически относиться к жизненным испытаниям, понимать, что они являются ступенями преодоления собственной слабости («Страданья нужны для души и ума»). Душевные силы человека неиссякаемы и поэтому он является смыслом и венцом бытия:
Светоч мысли, сосуд сострадания - мы.
Средоточие высшего разума - мы. '
Изреченье на этом божественном перстне, *
На бесценном кольце мироздания - мы.
Главной ценностью для Хайяма является человек. Он является единственным творцом своей собственной жизни. Он порождает и все то, что принято называть двойственностью и противоречивостью
жизни:
«Ад и рай - в небесах», - утверждают ханжи. Я, в себя заглянув, убедился во лжи: Ад и рай - не круги во дворце мирозданья, Ад и рай - это две половины души. Поэт весьма реалистически оценивает достоинства и изъяны, присущие природе человека. Он видит человека не добрым и не злым, но многоликим и противоречивым:
|
|
26 27
ОСНОВЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА ИСТОРИЧЕСКИЕ ПУТИ ИДЕЙ ГУМАНИЗМА
Мы источник веселья - и скорби рудник.
Мы вместилище скверны - и скорби рудник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен - и он же безмерно велик.
Омар Хайям может быть с полным основанием причислен к выдающимся мыслителям-гуманистам. Его творчество — удивительно ранний аналог философских исканий Б. Паскаля, С. Кьеркегора, Г. Державина, Ф. Достоевского с их глубоким и трагическим переживанием величия и ничтожества человека.
Гянджави Низами (1140 - 1209) - азербайджанский поэт и мыслитель, автор поэм, составивших «Пятерицу»: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц», «Искандер-наме». Тема человека и его судьбы представлена достаточно широко в творчестве Низами. В отличие от Фирдоуси, полагавшего, что рок преследует человека, Низами считает, что ответственность за свою жизнь человек несет сам:
Вино ль виновато, что пьет человек? Ты сделал поступок - при чем тут твой век? Нет, век не брани за свои же дела - Ни мне, ни тебе им не сделано зла!
В своей личной и социальной жизни человек должен руководствоваться ценностями высшего порядка. Таковы у Низами честность, порядочность, совестливость, справедливость («То, в чем нет справедливости, твой не умножит доход, / То, в чем нет правосудья, как ветер тебя унесет»). Смиренье и жизнь в духе - первые доблести человека. Низами с горечью констатировал враждебность мира к личности, а также упадок человеческих нравов («Где ж теперь человечность? Уже ль удалилась навек? / Человека любого страшится любой человек»). Может показаться, что Низами подвержен унынию и смятению духа. Однако это не так. Его поэзия окрашена в стоические тона. Совет, данный поэтом правителю, может стать жизненным девизом для любого из смертных: «Стань Человеком в помыслах, в делах - / Потом мечтай об ангельских крылах!» Этот призыв можно рассматривать как девиз арабской гуманистической мысли.
|
|