Произнесение речи

УСТАНОВЛЕНИЕ И ПОДДЕРЖАНИЕ КОНТАКТА.

Е. А. Юнина, Г. М. Сагач полагают, что контакт оратора с аудиторией предполагает: 1) управление собственным поведением; 2) управление поведением аудитории; 3) корректировку речи по ее ходу. Контакт с аудиторией может установиться не сразу, его установление может потребовать некоторого времени и специальных усилий, приемов.

Управление собственным поведением. Чтобы контакт с аудиторией был постоянным, оратор должен:

· говорить уверенно, выразительно, эмоционально. Однако уверенность не должна перестать в безапелляционность, а эмоциональность лучше несколько сдерживать. Нельзя не согласиться с П. Сопером, который писал, что слушатель испытывает чувство неловкости при виде эмоционального разгула оратора. Вспомним знаменитое: “Александр Македонский, конечно, великий человек, но зачем стулья ломать?” В связи с этим предпочтительнее обращаться к фактам, вызывающим эмоции, нежели к самим эмоциям;

· вести себя естественно: Во время выступления аудитория внимательно следит за поведением оратора. Жестикуляция оратора должна быть естественной, умеренной, разнообразной.[44] Установлению контакта оратора с аудиторией мешают лишние, механические движения взгляд в пространство. Если выступающий переминается с ноги на ногу, раскачивается, топчется на месте, смотрит на аудиторию, как в пустое пространство, то подлинного взаимопонимания между оратором и слушателями не будет[45];

· держать весь зал в поле зрения;

· часто обращаться к слушателям. К числу контактоустанавливающих речевых действий относятся: обращение, приветствие, комплимент, прощание. Обращения следует употреблять и в центральной части выступления, чтобы активизировать внимание слушателей. Начинать выступление без обращения и приветствия можно лишь на сугубо деловом совещании в узком кругу специалистов, встречи с которыми происходят достаточно часто[46];

реагировать на поведение слушателей[47];

· отдавать предпочтение форме беседы. Выступление должно выглядеть как откровенный разговор с аудиторией. П. Сопер писал: “Публичная речь должна обладать качествами хорошего собеседования с некоторыми поправками в отношении голоса, манер и темы для полного соответствия с обстановкой выступления”. Эта же идея выражена и Д. Карнеги: “Хорошее выступление — это прежде всего разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные. Разговорность ораторского выступления существенно повышает доверие к оратору, а значит — и к содержанию его речи”;

· стремиться донести мысль до людей. Нужно не только иметь, что сказать, но и иметь потребность это выразить и сообщить об этом другим. Слушатели должны видеть, что все это говорится именно для них, что именно они важны для оратора и оратору хочется, чтобы именно они узнали о том, что он им сообщает. Это качество публичного выступления можно назвать “обращенностью оратора к аудитории” — без такой обращенности выступление воспринимается и усваивается неизмеримо хуже. Искренность, потребность высказаться перед данной аудиторией должны быть видны, должны ощущаться на протяжении всего выступления.

Управление поведением аудитории. Оратор, выступающий перед аудиторией, постоянно получает информацию о состоянии аудитории, ее настроении в отношении к нему самому и сообщаемой им информации. Оратор должен постоянно “считывать” эту информацию и при необходимости вносить коррективы в свое выступление. Однако для того, чтобы “читать” аудиторию и правильно понимать поступающие сигналы, необходимы наблюдательность и некоторый практический навык.

Выделяют несколько категорий слушателей:

1. Позитивно настроенная аудитория (таких людей в среднестатистической аудитории обычно около 30%). Это слушатели, у которых есть интерес к теме или к оратору как личности. Эта аудитория хорошо реагирует на одностороннюю восходящую аргументацию. Выводы в позитивно настроенной аудитории можно не формулировать эксплицитно — аудитория может сделать выводы самостоятельно.

О внимании к оратору говорят взгляды слушателей, направленные на оратора; наклон корпуса в сторону оратора; наклон головы вбок. Главные показатели взаимопонимания между оратором и аудиторией – положительная реакция на слова выступающего, внешнее выражение внимания у слушателей (их позы, возгласы одобрения, аплодисменты, согласные кивки головой и т.п.), «рабочая» тишина в зале (аудитория внимательно слушает, следит за развитием мысли оратора, правильно воспринимает речь).[48]

2. Индифферентная потенциальная аудитория (примерно 60%). У таких слушателей нейтральное отношение к информации, в лучшем случае может быть интерес к отдельным фактам. Часто они пришли по моральным мотивам («сказали прийти»). Их внимание можно и нужно завоевать, для чего рекомендуется продумать увлекательное начало, максимально использовать приемы захвата и поддержания внимания.

3. Негативные слушатели. Статистика показывает, что 10% любой аудитории негативно относится к оратору либо к самой теме, предмету, вынесенному на обсуждение, и т.д., причем по разным причинам — от личной неприязни к оратору до озабоченности собственными проблемами, головной боли и т.д. Слушатели могут быть принципиально не согласны с доводами говорящего, могут получать через критику внутреннее удовлетворение от «участия в общественной жизни»; могут и просто в негативном отношении разряжать напряжение от личных неудач или плохого физического самочувствия. Негативная аудитория формируется также за счет нежелания поддаваться влиянию другого человека, в готовом виде принимать его тезисы, естественного стремления сохранить свою независимость в суждениях, мнениях, эмоциональной сфере. Внутреннее сопротивление аудитории (контрсуггестия) — это своего рода попытка самосохранения, попытка уберечься от чужого влияния, сохранить свой информационно-оценочный статус-кво.

Тенденцию к такому противостоянию оратора и аудитории раскрыл Б. Ф. Поршнев[49]. Внушение психологи называют суггестией; борьба же с внушением оратора со стороны его слушателей, по Б. Ф. Поршневу, — «контрсуггестия»: «Прямое внушение опасно — оно может привести человека к несвойственным, чуждым ему мыслям и поступкам, даже сделать орудием того, кто владеет этим оружием. Защищаясь, человек «отпускает» другим доверие очень осторожно. Поэтому, хотя всякий говорящий внушает, однако далеко не всякое словесное внушение приемлется, как таковое, ибо

подавляющем большинстве случаев налицо и встречная психологическая активность — контрсуггестия».

Негативного, невнимательного слушателя выдают:

— блуждающий взгляд, или взгляд в сторону, или немигающий взгляд (имитация внимания);

— напряженная прямая посадка, когда ноги сведены и стоят на полу (такая поза часто означает имитацию внимания);

— поза, направленная в сторону выхода (слушатель стремится к выходу);

— вытянутые вперед и перекрещенные ноги,

— откинутое назад тело,

— опущенная вперед голова (эта поза чаще всего означает несогласие);

— покачивание ногой;

— голова подпирается всей ладонью;

— пощелкивание колпачком ручки, постукивание ногой, постукивание пальцами по чему-либо; рисование на бумаге посторонних предметов;

— крепко сцепленные руки;

— легкое поглаживание носа; поглаживание шеи (у мужчин); поправление прически, поиски чего-либо в сумочке (у женщин); застегивание пиджака (мужчиной) и др.

— рука дотрагивается до уха и опускается вниз; рука дотрагивается до губ и опускается вниз (скрываемое желание возразить, перебить);

Негативные слушатели обычно перед началом выступления стремятся сесть в последние ряды, как можно дальше от оратора.

Выделяются три самых распространенных способа «борьбы» слушателей с речевым воздействием оратора: избегание, подрыв авторитета, непонимание.

Стратегия избегания проявляется в том, что: аудитория проявляет невнимание, ищет и находит повод уклониться, отвлечься от восприятия речи, не смотрит на оратора, не является на его выступление, стремится сесть подальше от оратора.

Стратегия “подрыва авторитета” основана на том, что источник информации квалифицируется как неавторитетный, не специалист в данной области, и поэтому все то, что он говорит, можно всерьез не воспринимать.

Стратегия непонимания заключается в том, что аудитория, слушая, оратора, идея которого ей просто не нравится, интерпретирует такую идею или аргументы как непонятные, на этом оснований отвергая и саму идею. Непонимание здесь фиктивное, имеет место просто отказ от восприятия идеи или доводов на основании квалификации их как непонятных.

Негативные слушатели в любой аудитории составляют около 10%, и эта цифра имеет тенденцию к постоянству. Эти десять процентов устойчиво выделяются в любой аудитории, поэтому оратор должен знать способы «противостояния» негативной аудитории:

— если негативные слушатели не мешают, не надо их не замечать;

— не надо стараться заинтересовывать всех негативных слушателей, эффект будет крайне мал, а сил на это пойдет много. Целесообразно сосредоточиться на потенциальных слушателях: если оратору удастся увеличить активную часть аудитории до 56—60%, то этого вполне достаточно, чтобы выступление можно было считать удачным.

— можно попытаться найти хотя бы нескольких союзников среди сидящих в зале и опереться на них.

— предпочтительнее начать выступление с бесспорного, с того, в чем вы сразу достигнете согласия; П. Сопер советует: “если ваше утверждение очень спорно, отложите его до момента, когда вы заручитесь симпатией аудитории”;

— декларировать информационную цель вашего выступления (“я не хочу вас в чем-то переубеждать, я ставлю цель просто информировать вас”); если в процессе вашего выступления вы чувствуете, что оппозиция стала обостряться, немедленно превращайте убеждающую речь в информационную;

— предпочтительнее дедуктивная подача материала: лучше сразу заявить о своей цели, не скрывая ее, — практика показывает, что это дает большой эффект, а также снижаем уровень критичности аудитории;

— эффективна нисходящая аргументация — от сильного аргумента к менее сильным; двусторонняя аргументация; контраргументация; выводы необходимо формулировать эксплицитно и подсказывать их аудитории.

Контрольные вопросы

1. Контакт оратора с аудиторией предполагает:

2. Чтобы контакт с аудиторией был постоянным, оратор должен:

3. Какие категории слушателей можно выделить?

4. Охарактеризуйте особенности позитивно настроенной аудитории.

5. Что свидетельствует о внимании аудитории к оратору?

6. Охарактеризуйте особенности индифферентно настроенной аудитории.

7. Охарактеризуйте особенности негативно настроенной аудитории.

8. Дайте определение понятиям «суггестия» и «контрсуггестия».

9. Каковы причины формирования негативно настроенной аудитории

10.Что свидетельствует о невнимании аудитории к оратору?

11.Назовите три самых распространенных способа “борьбы” слушателей с речевым воздействием оратора.

12. В чем проявляется стратегия избегания оратора?.

13. На чем основана стратегия “подрыва авторитета” оратора?

14. В чем заключается стратегия непонимания оратора?.

15. Назовите способы “противостояния” негативной аудитории.

Рекомендуемая литература

1. Аминов И. И. Психология делового общения: учеб. пособие - М., 2007.

2. Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. - М.-Воронеж, 2004.

3. Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. - М., 1998.

4. Сопер П. Основы искусства речи – М.,1992.

5. Копнина Г. А.Речевое манипулирование: учебное пособие. – М., 2008.

Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. М.,1989.

6. Лозовский Б.Н. Искусство взаимопонимания. Свердловск, 1991.

7. Павлова К.Г. Психология спора. М.,1988.

8. Панкратов В.Н. Уловки в спорах и их нейтрализация. Минск, 1996.

9. Ивин А.А. Теория аргументации. М., 2001.

10. Кузнецов И.Н. Современная деловая риторика. М., 2007.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение  
Культура русской речи ……………………………………………  
Культура речи как лингвистическая дисциплина...............  
Орфоэпические нормы ………………………………………  
Упражнения ……………………………………………….  
Акцентологические нормы ………………………………….  
Упражнениня ……………………………………………...  
Морфологические нормы ……………………………………  
Упражнения ……………………………………………….  
Синтаксические нормы ………………………………………  
Упражнения ………………………………………………  
Лексичесие нормы ……………………………………………  
Упражнения ………………………………………………  
Стилистика русской речи…………………………………………..  
Научный стиль ………………………………………………..  
Официально-деловой стиль ………………………………….  
Публицистический стиль …………………………………….  
Разговорный стиль …………………………………………...  
Художественный стиль ………………………………………  
Упражнения ………………………………………………  
Деловой русский язык ………………………………………………  
Стилистика делово русского языка …………………………  
Деловое общение ……………………………………………..  
Упражнения ……………………………………………….  
Риторика……………………………………………………………...  
Введение в теорию коммуникации ………………………….  
Замысел речи …………………………………………………  
Построение речи ……………………………………………...  
Композиция речи ……………………………………………..  
Род красноречия и жанры речи ……………………………...  
Упражнения ……………………………………………….  
Произнесение речи …………………………………………...  

[1] Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Учебное пособие. Воронеж 2003. Лекция 1.

[2] Энциклопедический словарь. М.,1989; Казарцева О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. Уч. пособие. М.,1998; Добрович А.Б. Общение: наука и искусство. М.,1980.

[3] Сообщения могут состоять из знаков различного рода - вербальных словесных) и невербальных, изучением которых занимается семиотика или семиология (наука о знаках, от греч. σήμα, σημείον ‘знак’). Знаки образуют знаковую систему, код или язык (вербальный язык, язык жестов, культурный код, азбука Морзе, языки программирования и т.п.).

[4] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 165

[5] Зарецкая Е.Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М., 1998; Казарцева О. М. Культура речевого общения. Теория и практика обучения. Уч. пособие. М., 1998; Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2000.

[6] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – C. 166.

[7]«Невербальные средства делятся на две группы: первичные языки (система жестов, но не жестовые языки глухонемых, пантомима, мимика) и вторичные языки, к которым относит азбуку Морзе, музыкальную нотацию, языки программирования). Вербальные средства изучаются лингвистикой, невербальные – паралингвистикой и отдельными разделами семиотики. \\ Кашкин В.Б. Введение в теорию коммуникации. Учебное пособие. Воронеж 2003. Лекция 3

[8] Иногда невербальными средствами общения называют только мимику, жесты, прикосновения, дистанцию. Фонационные средства общения относят к паралингвистическим. Экстралингвистическими средствами называют смех, плач, паузы, вздохи

[9] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – C. 204.

[10] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 179.

[11] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – C. 178.

[12] Сопер П. Основы искусства речи М.,1992; Паршин П.Б. Пирогова Ю.К. Язык в мире людей: Язык и власть // Русский язык. №31 и 32. М., 1998; Грайс П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.

[13] Иногда подобную классификацию называют классификацией жанров публичного выступления.

[14] Стернин И.А. Практическая риторика.

[15] Русский язык и культура речи: практикум по риторике. Часть 1 / В. В. Кудряшова [и др.]; под ред. В. В. Кудряшовой. – СПб: Изд-во СПбГИ им. Г. В. Плеханова, 2006. – С. 19.

[16] Стернин И.А.Практическая риторика.

[17] Стернин И.А.Практическая риторика

[18] Стернин И.А. Практическая риторика.

[19]Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 254.

[20] Введенская, Л. А. Риторика для юристов: учеб. пособие / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – С. 275–276.

[21]Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – C. 160.

[22] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 225.

[23] Cтернин, И. А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях / И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2005. – С. 54 – 55.

[24] Cтернин, И. А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях / И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2005. – С. 41 – 42.

[25] Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – C. 157.

[26] Штрекер, Н. Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н. Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – C. 157.

[27] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. – М.: Изд-во Московского психолого-социального инститат; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. С.37.

[28] См. об этом: Сопер П. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 1992.

[29] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. С. 41, 43-45.

[30] Е.Н. Зарецкая. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. М.: Дело, 2002. С.

[31] Последующие типы ошибок приводятся по: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. Москва-Воронеж, 2004. С.51-55, 147-148.

[32] См. подробнее об этом: Е.Н. Зарецкая. Указ. соч. С.

[33] Философия: Энциклопедический словарь/ Под ред. А.А. Ивина — М.: Гардарики.. 2004//dic.academic.ru.

[34]Цит. по: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. С. 88.

[35] Кохтев Н.Н. Основы ораторской речи. – М.: Изд-во МГУ, 1992. С.205.

[36] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Современная деловая риторика. С.159.

[37] Там же, с. 163.

[38] http://ayp.ru/library/ritorika-osnovy-teorii/5298

[39] Здесь и далее при составлении заданий использовались материалы сайта http://suva.msk.ru/index/0-43

[40] Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. С. 236.

[41] Определения приводятся по: Культура русской речи: учеб. для вузов / под ред. проф. Л. К. Граудиной и проф. Е. Н. Ширяева. – М.: Норма, 2001.

[42] См. подробнее об этом: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. С.230-362.

[43] Материалы заданий 1-4- взяты из учебного пособия: Анисимова Т.В., Гимпельсон Е.Г. Указ. соч. 363-416.

[44] Cтернин, И. А. Практическая риторика в объяснениях и упражнениях / И. А. Стернин. – Воронеж: Истоки, 2005. – С. 59.

[45] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 225 – 226.

[46] Русский язык и культура речи: учеб. / под ред. проф. В. И. Максимова. – М.: Гардарики, 2000. – C. 102.

[47] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 221.

[48] Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева; под ред. Л. А. Введенской. – Ростов н/Д: Феникс, 2001. – С. 221.

[49] Поршнев Б. Ф.Социальная психология и история. М., 1979.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: