Аргументация, наряду с показом и рассказом, является неотъемлемой частью убеждения - рационального, использующее доказательную аргументацию, воздействие на взгляды, мнения и верования другого человека или группы людей.
В процессе убеждения оратор переносит свою систему взглядов (или взгляд на определенную проблему) в сознание другого человека. Механизм убеждения [32] состоит из двух этапов: 1. Вытеснение системы взглядов оппонента. Сначала следует набрать значительное, а точнее — достаточное количество аргументов (А 1 …, A n),которые бы доказали несостоятельность точки зрения вашего речевого оппонента.. После того, как вытеснение произошло, в мозгу вашего речевого оппонента образуется вакуум, и можно переходить к следующему этапу. 2. Замещение - заполнение «вакуума» сознания собеседника своей системой убеждений посредством новой системы аргументов (A n1,..., A n1). Вы замещаете уже пустующее место в сознании другого человека своей концепцией. Это и называется — убедить.
|
|
Убеждение - вид психологического воздействия, а именно прямое и обращенное к сознанию. Наряду с такой формой воздействия существуют и другие, например, внушение, которое обращено к подсознанию. Поэтому в риторике выделяют два аспекта речи, включая и аргументацию, - логический и коммуникативный.
В основании логического аспекта лежит доказательство (см. определение логико-речевого доказательства). Цель доказательства – обосновать истинность тезиса. Задача - уничтожение сомнений в правильности выдвинутого тезиса. Способы ведения доказательства: «при прямом доказательстве задача состоит в том, чтобы найти такие убедительные аргументы, из которых логически вытекает тезис. Косвенное доказательство устанавливает справедливость тезиса тем, что вскрывает ошибочность противоположного ему допущения, антитезиса»[33]. Доказательство обращено к рациональной сфере сознания, и при его построении используются логические (рациональные) аргументы, которые имеют объективную природу:
1. Статистика. Правила использования:
- желательно приводить целые, недробные цифры: они лучше воспринимаются;
- цифры лучше давать в сравнении;
- приводимых цифр должно быть немного: небольшое количество статистических данных лучше усваивается.
2. Употребление терминологии научных отраслей знания;
3. Апелляция к нормативно-правовым актам.
Таким образом, доказательство опирается на истину. В отличие от него внушение обращено к эмоциональной сфере сознания и ориентировано на мнение аудитории. Поэтому при внушении в качестве основной категории выступает не истинность, а правдоподобность, т.е. то, что кажется речевому оппоненту правдоподобным.
|
|
Внушение – «это навязывание готового мнения адресату путем воздействия на подсознание... Цель внушения – путем воздействия на эмоциональную сферу человека заставить принять предлагаемые идеи и руководствоваться ими в практических делах. … Тем самым задача внушения – создать ощущение добровольности при восприятии чужого мнения, его актуальности и привлекательности».
Цели и задачи воздействующей речи реализуются через топосы – общие места, объединяющие оратора и аудиторию и «основанные на ценностях и предпочтениях аудитории, обращающиеся к нравственным ориентирам, эстетическим идеалам, интеллектуальным интересам, разделяемым этой аудиторией».
Ценности – это «объекты, явления, их свойства, абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие как эталон должного»[34].
Виды ценностей:
1. Универсальные, или общечеловеческие: жизнь, здоровье, любовь, ДОСтоинство человека, свобода и т.д.
2. Государственные: патриотизм, гордость национальной историей, наукой, культурой; национальные честь и достоинство и т.д.
3. Групповые. Данный вид ценностей представлен в определенной социальной группе, сформированной, например, на основе общности политических, профессиональных, возрастных и подобных интересах.
4. Индивидуальные. Ориентированы на личные интересы человека.
На основе перечисленных ценностей оратором строятся топосы:
1. Прагматический - то, что аудитория считает полезным;
2. Эмоциональный - то, что аудитория считает приятным;
3. Этический – то, что аудитория считает нравственным;
4. Эстетический – то, что аудитория считает прекрасным;
5. Интеллектуальный – то, что аудитория считает интересным.
При построении внушения используются так называемые риторические аргументы, имеющие субъективную природу:
1. Побуждающие доводы. Оратор побуждает к действию, указывая на личностную выгоду человека.
2. Объясняющие доводы. Оратор объясняет мотивы, которыми должен руководствоваться слушающий в своих поступках, чтобы принести пользу обществу.
3. Иллюстративный тип представлен двумя видами примеров:
- конкретным, взятом из жизни
- предположительным: рассказывается о том событии, которое могло бы быть при определенных условиях.
4. Образный аргумент имеет в своей основе аналогию
-буквальную: сравниваются предметы, сопоставимые по своим характеристикам
- фигуральную: объекты сравнения удалены друг от друга, и между ними прослеживается только символическая связь.
5. Ссылка на авторитет
- профессионала (специалиста)
- страны
- статуса, социального, например известной личности шоу-бизнеса, спорта, кино и т.д., и внешнего вида, который свидетельствует о профессии, материальном положении, личностных качествах.
6. Довод от обещания.
7. Довод к массам. Аргумент выступает в виде апелляции к авторитету массы.
8. Довод от угрозы, которая бывает прямой, напрямую называющей неприятные для оппонента последствия, и косвенной, предупреждающей о возможных неприятностях. Исходя из определения можно сказать, что в аргументации, безусловно, применима косвенная угроза и прямая угроза, но только если она связана с универсальными ценностями, например в медицинской и социальной рекламе.
9. Оценочный аргумент. Оратор дает оценку оппоненту или объекту речи.
10. Аргумент к интуиции.
11. Аргумент к вере.
12. Аргумент к здравому смыслу.
В риторике выделяются так называемые ложные доводы – аргументы, которые не могут использоваться в речи ни при каких обстоятельствах:
1. Прямая угроза, кроме случаев, оговоренных выше;
2. Довод от осуждения: он вызывает негативную реакцию оппонента, а цель убеждения – всё-таки установить контакт с аудиторией;
|
|
3. Довод от собственного авторитета: единичный личностный опыт не может претендовать на объективность.