Разновидности норм

Основные показатели спортивной метрологии часто представляются в виде норм. Норма (от. лат. норма – руководящее начало, правило, образец) – предельно допустимые границы явления, в которых оно оптимально.

Норматив – это границы нормы. Нормирование – это процесс определения нормы и назначения норматива.

В практике ФКС приняты следующие виды норм:

Сопоставительные нормы устанавливаются после сравнения достижений людей, принадлежащих к одной и той же совокупности. Процедура определения сопоставительных норм такова:

1) выбирается совокупность людей (например, студенты гуманитарных вузов Москвы);

2) определяются их достижения в комплексе тестов;

3) определяются средние величины и стандартные (среднеквадратические) отклонения;

4) значение х ± 0,5σ принимается за среднюю норму, а остальные градации (низкая – высокая, очень низкая – очень высокая) – в зависимости от коэффициента при σ. Например, значение результата в тесте свыше х+2σ считается «очень высокой» нормой.

Индивидуальные нормы основаны на сравнении показателей одного и того же спортсмена в разных состояниях. Эти нормы имеют исключительно важное значение для индивидуализации тренировки во всех видах спорта. Необходимость их определения возникла вследствие существенных различий в структуре тренированности спортсменов.

Градация индивидуальных норм устанавливается с помощью тех же статистических процедур. За среднюю норму здесь можно принимать показатели тестов, соответствующие среднему результату в соревновательном упражнении. Индивидуальные нормы широко используются в текущем контроле.

Должные нормы устанавливаются на основании требований, которые предъявляют человеку условия жизни, профессия, необходимость подготовки к защите Родины. Поэтому во многих случаях они опережают действительные показатели. В спортивной практике должные нормы устанавливаются так:

1) определяются информативные показатели подготовленности спортсмена;

2)измеряются результаты в соревновательном упражнении и соответствующие им достижения в тестах;

3) рассчитывается уравнение регрессии типа у=kx+b, где х – должный результат в тесте, а у – прогнозируемый результат в соревновательном упражнении.

Должные результаты в тесте и являются должной нормой. Ее необходимо достичь, и только тогда можно будет показать запланированный в соревнованиях результат.

В основе сопоставительных, индивидуальных и должных норм лежит сравнение результатов одного спортсмена с результатами других спортсменов, показателей одного и того же спортсмена в разные периоды и в разных состояниях, имеющихся данных с должными величинами.

Разрядные нормы – это предельно допустимые границы спортивных достижений, в рамках которых определяется разряд.

Возрастные нормы. В практике физического воспитания наибольшее распространение получили возрастные нормы. Типичным примером являются нормы комплексной программы физического воспитания учащихся общеобразовательной школы, нормы комплекса ГТО и т.д. Большинство из этих норм составлялись традиционным способом: результаты тестирования в различных возрастных группах обрабатывались с помощью стандартной шкалы, и на этой основе определялись нормы.

В таком подходе есть один существенный недостаток: ориентация на паспортный возраст человека не учитывает существенного влияния на любые показатели биологического возраста и размеров тела.

Определение норм может проводиться также с учетом совместного влияния на результаты в тестах паспортного возраста, длины и массы тела. Проводится регрессионный анализ и составляется уравнение:

Y= K1X1+K2X2+K3X3+b (10)

где Y – должный результат в тесте; Х1 – паспортный возраст; Х2 – длина и Х3 – масса тела.

На основании решений уравнений регрессии составляются номограммы, по которым легко определить должный результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: