Основные понятия и методы квалиметрии

Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей.

Качественными называются показатели, не имеющие определенных единиц измерения. Таких показателей в физическом воспитании и в спорте много. К ним относятся артистичность, выразительность в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду; зрелищность в спортивных играх и единоборствах и т. д.

Измерение качества – это установление соответствия между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он мысленно представляет.

В основе квалиметрии лежат 4 основных исходных положения:

1. Качество зависит от ряда свойств, образующих древо качества, т.е. необходимо найти составляющие элементы данного качества, их оценить, затем дать оценку всему показателю.

Пример – древо качества исполнения упражнений в фигурном катании на коньках, состоящее из трех уровней – высшего (качество исполнения композиции в целом), среднего (техника исполнения и артистизм) и низшего (измеряемые показатели, характеризующие качество исполнения отдельных элементов).

2. Любое качество или его элементы можно измерить с помощью экспертов, применив специально разработанные шкалы.

3. Каждое свойство (качество) определяется двумя числами: относительным показателем К и весомостью М. Относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства, а весомость – сравнительную важность разных показателей.

4. Сумма весомостей свойств на каждом уровне равна 1 или 100%.

2. Метод экспертных оценок. Отбор экспертов.

Экспертизой называется процесс получения оценок какого-либо качества путем выяснения мнений специалистов.

Экспертной называется оценка, получаемая путем опроса мнений специалистов.

Экспертные методы применимы в том случае, когда выбор и обоснование оценки результата не могут быть выполнены на основании точных измерений и расчетов.

Экспертиза бывает индивидуальной и групповой. К наиболее распространенным методам проведения экспертизы относятся опросные методы, включающие интервью, беседу, анкетирование.

Существует 2 подхода к выбору экспертов

1) Проводятся специальные экзамены, применяется самооценка экспертов.

2) Определяется эффективность деятельности экспертов.

Проведение экспертизы включает в себя следующие этапы:

1. Формирование цели экспертизы.

2. Подбор экспертов.

3. Выбор методики проведения опроса.

4. Обработка полученной информации, в том числе проверка согласованности достоверности индивидуальных экспертных оценок.

Профессиональная компетентность эксперта определяется:

а) по степени близости его оценки к среднегрупповой;

б) по показателям решения тестовых задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: