Квалиметрия – это наука об измерении и количественной оценке качественных показателей.
Качественными называются показатели, не имеющие определенных единиц измерения. Таких показателей в физическом воспитании и в спорте много. К ним относятся артистичность, выразительность в гимнастике, фигурном катании на коньках, прыжках в воду; зрелищность в спортивных играх и единоборствах и т. д.
Измерение качества – это установление соответствия между характеристиками таких показателей и требованиями к ним. При этом требования («эталон качества») не всегда могут быть выражены в однозначной и унифицированной для всех форме. Специалист, который оценивает выразительность движений спортсмена, мысленно сопоставляет то, что он видит, с тем, что он мысленно представляет.
В основе квалиметрии лежат 4 основных исходных положения:
1. Качество зависит от ряда свойств, образующих древо качества, т.е. необходимо найти составляющие элементы данного качества, их оценить, затем дать оценку всему показателю.
|
|
Пример – древо качества исполнения упражнений в фигурном катании на коньках, состоящее из трех уровней – высшего (качество исполнения композиции в целом), среднего (техника исполнения и артистизм) и низшего (измеряемые показатели, характеризующие качество исполнения отдельных элементов).
2. Любое качество или его элементы можно измерить с помощью экспертов, применив специально разработанные шкалы.
3. Каждое свойство (качество) определяется двумя числами: относительным показателем К и весомостью М. Относительный показатель характеризует выявленный уровень измеряемого свойства, а весомость – сравнительную важность разных показателей.
4. Сумма весомостей свойств на каждом уровне равна 1 или 100%.
2. Метод экспертных оценок. Отбор экспертов.
Экспертизой называется процесс получения оценок какого-либо качества путем выяснения мнений специалистов.
Экспертной называется оценка, получаемая путем опроса мнений специалистов.
Экспертные методы применимы в том случае, когда выбор и обоснование оценки результата не могут быть выполнены на основании точных измерений и расчетов.
Экспертиза бывает индивидуальной и групповой. К наиболее распространенным методам проведения экспертизы относятся опросные методы, включающие интервью, беседу, анкетирование.
Существует 2 подхода к выбору экспертов
1) Проводятся специальные экзамены, применяется самооценка экспертов.
2) Определяется эффективность деятельности экспертов.
Проведение экспертизы включает в себя следующие этапы:
1. Формирование цели экспертизы.
2. Подбор экспертов.
3. Выбор методики проведения опроса.
4. Обработка полученной информации, в том числе проверка согласованности достоверности индивидуальных экспертных оценок.
Профессиональная компетентность эксперта определяется:
а) по степени близости его оценки к среднегрупповой;
б) по показателям решения тестовых задач.