Для каждого опасного сечения определяется коэффициент запаса усталостной прочности:
,
где – коэффициент запаса усталостной прочности по нормальным напряжениям;
– коэффициент запаса усталостной прочности по касательным напряжениям.
Полученный коэффициент запаса сравнивают с допускаемым .
При простом нагружении, когда нагрузки возрастают пропорционально передаваемому крутящему моменту, запасы прочности определяются по максимальным напряжениям:
;
,
где и – пределы выносливости материала вала при изгибе и кручении соответственно;
и – амплитудные значения циклов напряжения при изгибе и кручении соответственно;
и – средние значения циклов напряжения при изгибе и кручении соответственно;
и – суммарные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно;
и – коэффициенты асимметрии циклов напряжения при изгибе и кручении соответственно.
Суммарные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении:
;
,
где и – эффективные коэффициенты концентрации напряжений при изгибе и кручении соответственно;
|
|
и – коэффициенты влияния абсолютных размеров при изгибе и кручении соответственно;
– коэффициент шероховатости поверхности;
– коэффициент, учитывающий влияние поверхностного упрочнения.
Для любого i го сечения:
;
;
;
,
где и – амплитудные значения изгибающего и крутящего моментов в i том сечении соответственно;
и – средние значения изгибающего и крутящего моментов в i том сечении соответственно;
и – моменты сопротивления при изгибе и кручении в i том сечении соответственно;
– осевая сила, вызывающая напряжения растяжения в i том сечении;
– площадь i того сечения.
Коэффициенты асимметрии циклов напряжения при изгибе и кручении:
;
.
Средние значения изгибающего момента принимаются равными нулю:
.
Средние значения крутящего момента:
.
Амплитудные значения изгибающего момента принимаются равными действующим:
.
Амплитудные значения крутящего момента:
,
где – доля дополнительного крутящего момента от крутильных колебаний.
Сечение – галтель;
МПа – предел прочности;
МПа – предел выносливости при изгибе;
МПа – предел выносливости при кручении;
– минимально допустимый запас прочности;
– доля дополнительного крутящего момента от крутильных колебаний.
мм3.
Н.мм.
Н.мм.
Н.мм.
Н.мм.
Н.
МПа.
МПа.
МПа.
МПа.
В зависимости от , и предела прочности определяем
;
.
В зависимости от наименьшего диаметра и типа стали определяем
;
.
В зависимости от предела прочности и качества поверхности вала определяем
.
В зависимости от предела прочности определяем
|
|
;
.
В зависимости от упрочнения определяем
.
.
.
.
.
5 РАСЧЁТ ВЫХОДНОГО ВАЛА