Лабораторная работа № 7. Емкостный элемент в цепи синусоидального тока

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Ознакомление с основными свойствами емкостного элемента в цепи синусоидального тока.

2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ

2.1. Если к емкостному элементу (конденсатору) приложено напряжение u, то на его обкладках возникает заряд q. Отношение называется емкостью конденсатора.

Ток в конденсаторе связан с изменением его разряда:

.

Пусть к конденсатору приложено синусоидальное напряжение

, тогда ток в нем определяется как

. (1)

Амплитуда этого тока , а по фазе он опережает напряжение на 90 .

Величина

(2)

называется емкостным сопротивлением. Как видно из (2), это сопротивление обратно пропорционально частоте.

В комплексной форме соотношение (1) можно записать следующим образом:

, откуда .

Здесь множитель –j показывает, что напряжение отстает от тока по фазе на 90 градусов.

В последовательной цепи R,C (рис. 1) напряжение совпадает по фазе с током, а напряжение отстает от него на 90 . Это показано на векторной диаграмме (рис. 2), из которой видно, что напряжения и складываются векторно: , а действующее значение равно .

Рис. 1. Схема эксперимента Рис. 2. Векторная диаграмма

Ток I опережает напряжение на угол w, который можно определить из векторной диаграммы.

Чтобы отличать углы w при отстающем токе от углов при опережающем токе, в первом случае их считают положительными, а во втором – отрицательными. Поэтому в цепи R,C

.

Угол j можно также определить и с помощью осциллографа .

Рис. 3. Определение разности фаз двух величин

3. ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ И ПРОГРАММА ЕЕ ВЫПОЛНЕНИЯ

3.1. Изучить описание работы.

3.2. Подготовить бланк отчета и миллиметровую бумагу для снятия осциллограмм.

3.3. Собрать схему по рис.4.

3.4. Подключить приборы.

3.5. Установить частоту и действующее значение сигнала генератора соответственно 50 Гц и 10 В.

3.6. Измерить и записать в таблицу значения напряжений (предварительно рассчитать). Предварительно проделать работу при .

3.7. Присоединить осциллограф к цепи и одновременно пронаблюдать изменения напряжений . Зарисовать осциллограмму.

3.8. Присоединить осциллограф к цепи для одновременного наблюдения напряжений . Измерить (в делениях шкалы осциллографа) отрезки . Записать их в таблицу.

3.9. Увеличить частоту сигнала в 10 раз и при напряжении 10 В повторить все измерения (пп.3.6.-3.8).

3.10. Вычислить значения тока , емкостного сопротивления , емкости и угла для обоих значений частоты.

3.11. Построить векторные диаграммы (в масштабе) для обеих частот.

3.12. Сделайте вывод по работе.

Наименование величин Частота 50 Гц Частота 500 Гц
1. Напряжение источника , В    
2. Напряжение на емкости.    
3. Напряжение на резисторе    
4. Угловая частота ,    
5. , дел    
6. , дел    
7. Ток , А    
8. Емкостное. сопротивление , Ом    
9. Емкость , мF    
10.    
11.    

Исходные данные к экспериментальной схеме:

гр                
C(µF)   0,8            
R(Ком)   0,3 0,6   0,5 0,1 0,05 0,2

Рис. 4. Экспериментальная схема

4. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

4.1. Что называется емкостным сопротивлением?

4.2. Как емкостное сопротивление зависит от частоты?

4.3. Зависит ли емкость от частоты?

4.4. Каковы основные отличия реактивных сопротивлений от активных?

4.5. Выделяется ли тепло в конденсаторе при протекании тока?

4.6. По емкости протекает ток . Напишите выражения для мгновенного значения напряжения на конденсаторе.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: