Печать Латинской Америки

«Несмотря на разный урровень экономического развития и политических свобод, латиноамериканские государства, в отличие от стран Азии и Африки, имеют много общего между собой. Почти все они долгое время были колониями Испании (Бразилия – колонией Португалии, их объединяет испанский язык, католическая религи, схожая история. Так, во второй половине XIX века большинство стран Латинской Америки прошли через период военной диктатуры, сменившейся демократизацией общественно-политической жизни. Тем не менее до сих пор сохраняется сильное расслоение между богатыми и бедными, остается достаточно высокий процент неграмотности[1]».

Для латиноамериканской периодики (по преимуществу – частной) характерно расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями, которые находятся в достаточно сложных экономических условиях. Несмотря на наличие в ряде стран Центральной и Южной Америки многочисленных групп населения, владеющих только индейскими языками (кечуа, аймара, гуарани и др.), периодические издания выпускаются преимущественно на европейских языках – испанском либо португальском.

Самый крупный в Латинской Америке медиарынок - в Бразилии. Там 90% всей газетно-журнальной продукции принадлежит нескольким медиамагнатам: O Globo, O Grupo Abril и др. Ведущие газеты – «Глобу» (O Globo – «Земной шар», 1925г., свыше 500тыс.), «Жорнал ду Бразил» («Газета Бразилии» - 1891г., 170тыс.), «Эстаду ди Сан-Паулу» (Estado re Sao Paulo – «Штат Сан-Паулу», 1875г., свыше 250тыс.), «Фолья ди Сан-Паулу» (Folha de Sao Paulo – «Листок Сан-Паулу», 1921г., свыше 500тыс.) - отражают интересы крупных промышленников, клерикалов, правых кругов. Наиболее авторитетный бразильский журнал - еженедельник Veja («Вежа» - «Смотри») издается тиражом более 800 тыс. экземпляров. Правительственное информационное агентство Бразилии создано в 1979 г. Штат – 700 сотрудников.

«Ведущие места в Латинской Америке по числу газет и журналов занимают Аргентина, Чили, Мексика. Мексика – одна из первых стран региона, принявшая в июне 2002 года закон о свободе информации. Этот закон предусматривает свободный доступ граждан ко всей информации, которой обладает правительство[2]». В Мексике издаются 500 газет и 200 журналов, разнообразных по политической направленности: газеты «Уно мас уно» («Один плюс один», 1977г.), «Аси эс» («Так и есть», 1982г.), журналы «Просесо» («Процесс», 1976г.), «Сьемпре!» («Всегда!», 1953г.) и т.д. По тиражу лидирует ежедневная спортивная газета «Эсто» («Это», 1941г., 450тыс.). В Мексике, чтобы выделиться из многообразия прессы, стремятся дать газетам и журналам необычные названия: «Решение», «Удар в цель», «Беспристрастная», «Боец», «Связи», «Незнакомая Мексика», «Поэтому», «Лучший из журналов», «Всегда!», «Это».

Широко развита периодическая печать и в Аргентине, где выходят свыше 250 тысяч ежедневных газет и около 700 журналов различной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенационаьлные газеты «Кларин» («Горнист», 1945г., 500тыс.) и «Насьон» («Нация», 1870г., 275 тыс.). Сильны позиции и у провинциальной прессы. Хотя в стране 6 местных информационных агенств, используется прежде всего информация мировых агенств АП, Рейтер, ЮПИ, ИТАР-ТАСС.

Особое место в ряде СМИ Латинской Америки занимает журналистика Кубы, сохранившая авторитарную систему партийно-государственного руководства СМИ. Главной кубинской газетой является «Гранма» (исп. Granma) — кубинская ежедневная газета, официальный печатный орган Центрального комитета Коммунистической партии Кубы, созданная в октябре 1965 года путём слияния газет «Ой» (исп. Ноу) и «Революсьон» (исп. Revolución) и получила название в честь яхты «Гранма», на которой Фидель Кастро со своими бойцами высадился на Кубе в декабре 1956 года. Долгое время Куба просвещалась благодаря ежеквартальному журналу искусства и литературы Orígenes (исп. Orígenes, Истоки), издававшемуся в 1944-1956 в Гаване писателями Хосе Лесама Лимой и Хосе Родригесом Фео. «Инициативную группу журнала составлял круг писателей, художников, музыкантов, близких к Хосе Лесама Лиме, его друзей и единомышленников – католиков, для которых в ситуации глубокого политического безвременья, усиливающегося провинциализма, растущей эмиграции деятелей культуры проблемой была сама возможность национальной традиции в странах Латинской Америки, в частности, на Кубе и которые, вместе с тем, ориентировались на высокий модернизм в искусстве – от французских символистов (Малларме) до американской «объективной лирики» (У.Стивенс). Журнал объединял испанских авторов, покинувших страну после победы франкизма, поддерживал искания молодых художников и скульпторов Кубы[3]». Всего за время существования журнала вышло 36 номеров. После кубинской революции круг сотрудников журнала, к тому времени закрывшегося из-за разногласий между соредакторами, подвергся в 1959 резкой идеологической проработке; подобное несколько раз повторялось и поздней.


[1] Прутцков Г.В. История Зарубежной Журналистики. 1929-2011: М., Аспект Пресс, 2011, с. 113

[2] Прутцков Г.В. История Зарубежной Журналистики. 1929-2011: М., Аспект Пресс, 2011, с. 114

[3] http://ru.wikipedia.org/wiki/Or%C3%ADgenes


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: