Интернет

Радио

Началось все в 30-х годах XIX века, когда США начали осваиваться на территории Канады и Латинской Америки, применяя в качестве опыта вещание коммерческих радиопередач. Не прошло и пятнадцати лет, как в Латинской Америке появилось 4 миллиона радиоприемников, а радиовещание стало настолько популярным, что появились радиофицированные городские автобусы и привычка «группового прослушивания радиопередач». США не просто размещали свои станции на территории Латинской Америки, но и заключали соглашения с местными радиостанциями о ретрансляции своих передач. Подобным образом действовали «Коламбия Бродкастинг Систем» (“Colombia broadcasting system”), «Нэшенел Бродкастинг Компании» (“National Broadcasting Company”), «Кросли Корпорейшн» (“Crosly Corporation”), подписавшие договоры о ретрансляции своих передач с 225 латиноамериканскими станциями. Благодаря этим соглашениям между странами была создана сеть «Пан-Американ» (“Pan-American”). Одним из самых удачных радиопроектов США был «Голос Америки», ведущий трансляцию из Северной Каролины на 52 языках мира ежедневно. В 1985 году на территории Кубы появилась радиостанция под названием «Радио Марти» (станция названа в честь национального героя Кубы Хосе Марти), вещающая на испанском языке круглосуточно, - филиал «Голоса Америки», которую кубинцы прозвали «радио Геббельса».

Помимо американских программ радиовещания, на континент проникли радиопрограммы других европейских стран. С 1938 года в Латинскую Америку начали поступать радиосигналы из Англии, а с мая 1953 года на континенте появилась радиостанция «Немецкая волна», финансируемая Министерством Внутренних Дел ФРГ. Международное французское радио ретранслировало свои передачи на средних волнах и УКВ на территории Парагвая и других стран Латинской Америки.

На территории Латинской Америки делались небезуспешные попытки создания собственных радиостанций. Так, в 80-х годах начали появляться радиостанции на Сальвадоре («Радио Освобождения»), в Гондурасе («15 сентября» - название дано по дате основания станции), в Коста-Рике («Голос Онс»), в Никарагуа («4 радиостанции с широким охватом территории»). Больше всего учитывало интересы граждан «Радио Мискут», вещавшее на Атлантическое побережье на языках различных народностей, населявших данный регион. Тем не менее, финансировалось эта радиостанция Центральным Разведывательным Управлением (ЦРУ) США.

Несмотря на попытки стать самостоятельным, радиовещание на территории Латинской Америки по-прежнему зависит от своих властительных соседей.Во многом внедрение национальных программ на территории континента связано с техническими проблемами, не позволяющим распространить радиоволны латиноамериканских станций на всю территорию Латинской Америки.

Тем не менее, важнейшей проблемой радиовещания Латинской Америки была и остается проблема недостаточного освещения локальных событий, происходящих на континенте. Значительное количество информации поступает из иностранных агентств – Рейтер, Ассошиэйтед Пресс, Франс Пресс, поэтому основные события, о которых говорится в радиоэфире, касаются международных проблем всего мира.

Пресса

Первые периодические издания на территории континента появились в XVIII веке под воздействием европейских колонизаторов – Испании и Португалии. Помимо «колониальной прессы», которая занималась поддержкой колонизаторов, существовала и пресса для собственно коренного населения религиозного и образовательного содержания. В дальнейшем появились и патриотические издания, которые выдвигали идеи освобождения латиноамериканского народа от колониальной зависимости.

В 60-90-х годах пресса Латинской Америки была главным образом направлена против «буржуазного влияния» США. Именно на Кубе, которая была союзником СССР, появились такие журналы, как «Касса де лас Америкас» (“Casa de las Americas” – дом Американцев) и популярный среди молодежи «Революсьон и культура» (“Revolucion y cultura”), которые критиковали так называемый «культурный империализм» США, некоторые статьи были посвящены массовой культуре, которая искусственно прививается латиноамериканцам.

В современной прессе Латинской Америки, существует иная проблема: «расслоение между «большой» столичной прессой и остальными печатными изданиями». Связано это все с теми же экономическими проблемами на континенте. Существует и языковая проблема. Большинство периодических изданий на территории Латинской Америки выходят на португальском и испанском языках, хотя на континенте до сих пор живут люди, владеющие языком американских индейцев.

В настоящее время на территории Аргентины выходят 250 ежедневных газет и 700 журналов различной политической направленности. Лидерами по тиражам являются общенациональные газеты "Кларин" (“Clarin” – горнист, рожок), которая к 1945 году имела тираж в 500 тысяч изданий, и "Ля Насьон" (“La Nacion” - нация), которая к 1870 году имела тираж в 275 тысяч экземпляров. Сильны позиции и у провинциальной прессы. Несмотря на то, что в государстве есть шесть местных информационных агентств, используется в первую очередь информация таких мировых агентств, как Рейтер, ИТАР-ТАСС.

Меньшее количество периодических изданий публикуется в Мексике: 500 газет и 200 журналов. Несомненными лидерами являются «Уно мас уно» (“Uno mas uno” -Один плюс один), «Аси эс» (“Asi Es” - Так и есть), «Просесо» (“Proceso” -процесс, 1976), ежедневный иллюстрированный журнал «Сьемпре!» (“Siempre” - Всегда, 1953). Среди спортивных газет популярностью пользуется спортивная газета «Эсто» (“Esto” - Это).

В Бразилии 90 % всей периодики сосредоточено в руках шести объединений. Ведущие газеты – «Глобу» (“О Globo” - Земной шар), «Жорнал ду Бразил» (“Jornal du Brazil” – Бразильский журнал), «Эстадуди Сан-Паулу» (“Estadudi de Sao Paulo” - Штат Сан-Паулу), «Фолья ди Сан-Паулу» (“Folha de Sao Paulo” - Листок Сан-Паулу) отражают интересы крупных промышленников и бизнесменов.

Интересно также положение Кубы в мире современной латиноамериканской периодики. Такие издания острова, как газета «Орбит» (“Orbit” - орбита), посвященная международной проблематике, еженедельник «Негосион эн Куба» (“Negocion en Cuba” - бизнес в Кубе), газета «Дестинос» (“Destinos” – судьба), верстаются на Кубе, а печатаются в Испании, а выпускаются информационным кубинским агентством «Пренса Латина» (“Prensa Latina” – Латинская пресса). Данное информационное агентство также выпускает 4 журнала (о медицине и туризме), в которых содержится большое количество рекламных материалов.

Агентство пользуется популярностью не только в родной Латинской Америке, но и поставляет информацию европейским и североамериканским газетам. Подписка на ленту новостей платная. Основной доход «Пренса Латина» получает от рекламы в периодических изданиях, выпускаемых агентством и распространяемых за пределами Кубы.

ТВ

В курсе зарубежной журналистики Латинская Америка рассматриваются в купе с государствами «третьего мира», экономически «слабо развитыми», поэтому есть смысл говорить об общих тенденциях, характерных для подобных стран, то есть стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В странах «третьего мира» предпочтение отдается системе государственного вещания. Это объясняется тем, что государство стремится повысить «благосостояние нации, ликвидировать неграмотность и решить другие социальные проблемы», взяв Телевидение под свое крыло. Тем не менее, по-прежнему остаются проблемы неполного охвата аудитории (ущемленными оказываются беднейшие слои населения) и медленного развития телевещания из-за того, что недостаточным оказывается мизерная абонентская плата и небольшие государственное субсидирование. При подобной правительственной опеке также снижается профессиональный уровень вещания, телевидение становится своеобразным пространством для рекламы и пропаганды существующего правительства, так как во главе техслужб оказываются администраторы, которых интересует не творческая сторона журналистского процесса, а реакция со стороны руководства. Так, в Мексике господствует одна компания – «Телевиса» (Televisa), связанная с институционалистской партией, которая безраздельно господствует во власти вот уже не одно десятилетие и поддерживает правительство практически во всех вопросах.

А вот что касается Чили, то здесь получилось, что телекомпании принадлежат различным владельцам. Так, самый рейтинговый «Канал – 13» (“Canal-13”) в Сантьяго принадлежит Католическому Университету. Таким образом, создается естественный «плюрализм в эфире и демократическое развитие в стране». Также подобная система управления каналом предотвратила проникновение на канал проамериканских программ. Это и есть самый удобный путь для развития вещания не только в Латинской Америке, но и в тех государствах, которые не вышли на должный уровень по качеству выпускаемого телепродукта.

Другая проблема касается экономической нестабильности многих государств континента. Так осуществляется засилье иностранных телестанций на территории Латинской Америки, многие страны которой просто не могут себе позволить финансировать собственные телевизионные каналы и программы.

США отличились и в сфере глобального телевещания. Первый прорыв на международный рынок был осуществлен телекомпанией CNN благодаря решению тогдашнего ее владельца Тэда Тернера. Поначалу компания поставляла одинаковые телепрограммы и каналы на территории всех своих партнеров, но в 90-е годы у «международного канала окончательно появилось свое лицо». Так, возник канал «CNN Espanol», который ориентирован на страны Латинской Америки.

В противовес американским телеканалам в июле 2005 года на территории Латинской Америки на испанском и португальском языках начал вещать новостной канал «Телесур» (“Telesur” – теле юг). Инициатором создания канала стал президент Венесуэлы Уго Чавес, а учредителями - Венесуэла, Аргентина, Уругвай и Куба. За 2006 год удалось создать корреспондентскую сеть от США до Аргентины. Несмотря на недовольство США, канал пока прочно держит позиции, освещая внутренние события Латинской Америки, взгляд на которые может разительно отличаться от информации, подаваемой зарубежными СМИ.

Активнейшим образом развивалось телевидение и на территории Кубы. К 1981 году удалось достигнуть того, что телесигнал охватил 90% территории. Вскоре было введено цветное вещание. Постепенно происходило расширение информационных передач, например, спортивных выпусков, последних новостей внутренней и международной жизни, больше рассказывалось о новых музыкальных и литературных произведениях, «увеличивалось количество передач, в которых принимал участие массовый зритель», большое внимание уделялось коротким сюжетам. Основным каналом являлся «Телеребельде»,он освещает важнейшие стороны жизни латиноамериканцев. Особенностью канала является то, что он предлагает зрителю передачи, которые не были объявлены накануне, чтобы предлагать аудитории только актуальные события, то есть те, «что только что произошли или имели место быть переданными или прокомментированными».

Интернет

Здесь мы наблюдаем проблему, которая касается также всех остальных СМИ: экономическая неразвитость многих районов континента, большое количество людей, живущих за чертой бедности (из почти полумиллиарда населения 45% живет за чертой бедности) и имеющих низкий доход. Другая проблема латиноамериканцев – слабая инфраструктура связи.Учитывая эти факты, идет заметное снижение цен на компьютеры и компьютерные устройства. Тем не менее, за последние годы в Латинской Америке распространение Интернета набирает обороты. Самыми активными пользователями Интернет-ресурсов считается молодое население. Как и в других сферах СМИ, наиболее удачно Интернет распространяется на территории Аргентины, Бразилии, Чили и Мексики. Остальные страны Латинской Америки остаются далеко позади. Это говорит о том, что страны Латинской Америки не уравнены в экономическо-технологическом плане. Как видим, слабое развитие Интернета лишний раз доказывает, что перед Латинской Америкой стоит множество социально-экономических проблем.

Законы

По поводу информационной политики и журналистской деятельности в Латинской Америке еще с 60-х годов проводились различные конгрессы, создавались специальные организации по контролю за СМИ. Так, в 1984 году при содействии ЮНЕСКО начало работу Латиноамериканское агентство специальной службы информации (АЛАСЕИ). Основная концепция агентства заключается в том, что «новость и информация должны являться социальным благом, а не товаром». Оно представляет собой независимое международное общество, в которое входят правительственные и неправительственные организации. Финансируется агентство ежегодными взносами стран-участников и ЮНЕСКО.

В 1974 году была создана Федерация журналистов Латинской Америки (ФЖЛА), которая на своих конгрессах поднимала важнейшие проблемы континента: безопасность работников СМИ, проникновение иностранных средств информации, свободу слова.

Также активно участвует в жизни континента Федерация журналистов Латинской Америки, основанная в 1979 году. Она стала авторитетной межнациональной организацией, учитывающей интересы большинства латиноамериканских народов.

Важной проблемой, стоящей перед СМИ Латинской Америки, была и остается проблема безопасности журналистов. Так, Колумбия и Мексика – наиболее опасные для журналистов страны. Причинами убийства журналистов является критика в адрес правительства: из-за этого в 2005 году был расстрелян журналист и радиоведущий Бенхамин Фернандес из Мексики, известный критическими выступлениями в адрес местной власти. А в 2004 году было убито четверо мексиканских журналистов. Немало журналистов погибло вследствие журналистских расследований. Например, в Мексике покушения совершались на журналистов, пишущих о наркобизнесе. Это говорит о том, что на континенте существует проблема свободы слова.

Сотрудничество США и Латинской Америки не ограничилось СМИ. Так, два континента вошли в (неофициальную) Межамериканскую Ассоциацию Вещаний (IAAB), штаб-квартира которой находится в Монтевидео (Уругвай).

Что касается Мексики, то она вместе с США и Канадой с 1972 года также вошла в другую неофициальную организацию – NANBA, которая представляет собой Североамериканскую ассоциацию национальных вещаний.

Подобные ассоциации относятся к неофициальным международным организациям радио и телевидения, что дает ее членам возможность международного сотрудничества, «взаимных консультаций, обмена опытом, решения технических и программных вопросов».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: