Лекция 2. Текст как феномен употребления языка и объект научного изучения

– Текст как компонент текстовой (речемыслительной) деятельности.

– Различные подходы к исследованию текста.

– Обоснование неоднозначности толкования понятия «текст».

– Определение текста.

– Проблема статуса текста.

– Текст и дискурс.

– Понятие гипертекста.

Текст как явление языковой и экстралингвистической действительности представляет сложный феномен, выполняющий самые разнообразные функции: это и средство коммуникации, и способ хранения и передачи информации, и отражение психической жизни индивида, и продукт определенной исторической эпохи, и форма существования культуры, и отражение определенных социокультурных традиций и т. д.

В связи с этим совершенно очевидно, что «текст создается не для того, чтобы употребить какие-то слова или синтаксические конструкции, а для выражения мыслей, содержания» [110, с. 4], для того, чтобы объективировать мысль автора, воплотить его замысел, передать знания и представления о человеке и мире, вынести эти представления за пределы авторского сознания и сделать их достоянием других людей. Таким образом, текст не автономен и не самодостаточен; он является основным, но не единственным компонентом речемыслительной (текстовой, речетворческой) деятельности человека, которая служит средством реализации мыслительного содержания с помощью языковых единиц и важнейшими составляющими которой, помимо текста, являются автор (адресант текста), читатель (адресат), отображаемая действительность, информацияо которой передается в тексте, и языковая система (коммуникативный код), из которой автор выбирает средства, позволяющие ему адекватно (в соответствии с условиями коммуникации – уровнем осведомленности адресата о предмете речи; отношениями, связывающими коммуникантов; обстоятельствами общения, его целью и др.) воплотить свой творческий замысел (Ю.С. Маслов; Л.Г. Бабенко и Ю.В. Казарин), см. рис.:

Язык

       
 
   
 


Автор Текст Читатель

       
   
 
 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: