Удачники 1 страница

Тоталитарная, унифицированная система воспитания мастерски воспроизводила неудачников и середняков, тогда как удачники были при этом «побочным продуктом». Поэтому многие нуждаются в терапии, так как в структуру их личности буквально впаяны фрагменты от неудачников и середняков.

Удачники достигают своих целей, выполняют контракты, заключенные с самим собой. Удачники обеспечивают себе комфортные условия жизни. Они действуют осознанно, продуктивно, обладают чувством перспективы. Способны вырабатывать различные стратегии поведения, подходить к проблемам с различных выигрышных точек зрения.

Удачник рассматривает многие возможности и выбирает из них несколько. Учитывает реальные обстоятельства, пробует разные пути движения к результату, пока не достигает успеха. Способен ставить и реализовывать долгосрочные цели. Избегает концентрировать все ресурсы на достижении одной-единственной цели. Это обеспечивает избегание жизненных тупиков.

Представители этой группы не связывают себя жесткими шаблонами поведения. Поступают в соответствии с изменившимися обстоятельствами. Реагируют в соответствии с ситуацией. И могут менять свои планы в соответствии с изменившимися условиями.

Способны отделять факты от мнений, проекты от реалий жизни. Умеют рассматривать проблемы как с точки зрения поведения людей, так и их интересов. Дорожат временем. И действуют опираясь на факты и реалии жизни.

Стремятся делать приятное другим. Ведь делать приятное другому человеку даже полезно для собственного здоровья. Не используют манипулирование людьми в качестве средства достижения комфорта и безопасности. В частности, позволяют себе лгать только тогда, когда это для них абсолютно необходимо.

Умеют радоваться собственным достижениям, быть непосредственными. Получать удовольствие от работы, общения, природы, секса, пищи. И умеют откладывать удовольствия. Именно способность переносить во времени удовольствия представляется важной чертой удачников.

Удачники настраивают себя на успех, на результат. Обладают умением выражать свои принципиальные убеждения без осуждения и унижения других людей. Способны помочь другим людям находить их собственный путь, не изнуряя советами.

Для удачников главное в жизни — быть аутентичным, познавать новое, реализовать себя. Все больше позволять себе роскошь откровенности и честности, открытости и отзывчивости. Они берут на себя ответственность и позволяют себе претендовать.

Удачники успешно отказываются как от манипулирования другими людьми, так и от полной зависимости от кого бы то ни было. Они сами себе являются руководителями. Избегают чувства благоговения перед кем-либо и ссылок на ложные авторитеты.

Удачники часто живут для того, чтобы полностью реализовать свой человеческий потенциал, чтобы сделать мир лучше, чтобы им самим, их окружающим, как близким, так и дальним было лучше, и они смогли достичь счастья.

Осознание удачливости способно повышать ее уровень.

По мнению Д. Рона (1998), по мере того, как страдают наши результаты, начинает ослабевать и наша позиция. А поскольку наши отношения к жизни начинают немедленно сдвигаться от позитивного к негативному, наша уверенность в себе еще больше падает… и так далее.

Если мы хотим достичь успеха, мы будем постоянно наблюдать за тонкой гранью между успехом и неудачей, выявлять внутренние побуждения к повторению нерезультативных действий, которые порой дорого нам обходятся, и учиться находить и использовать новые способы достижения наших целей.

Назовем критерии разграничения внутри группы удачников.

Удачник III степени — человек способный, достигающий результата путем длительного развития своих способностей. Удачник II степени — человек одаренный, достигающий результата трудом, на базе природных предпосылок. Удачник I степени — талант или гений, легко и свободно достигающий незаурядных результатов. Гениями рождаются, и каждый человек рожден гением. К сожалению, только единицы знают, в какой области они гениальны.

Удачник III степени ориентирован на то, чтобы владеть, накапливать, иметь. Удачник II степени направляет свои усилия на то, чтобы стать кем-то, достичь желаемого результата, или на то, чтобы получать согласно своим достижениям, своему вкладу. Удачник I степени стремится состояться, наиболее полно реализовать свои возможности, а категории «быть» и «иметь» для него складываются сами по себе, без специальной фиксации на этом.

Удачник III степени живет в мире, где правят «надо» и «должен» и остается немного места для «могу» и «хочу». В мире удачника II степени «могу» и «хочу», «надо» и «должен» уживаются друг с другом без конфликтов. Тогда как у удачника I степени «могу», «хочу», «надо» и «должен» просто совпадают.

Удачник III степени достигает результата часто после многих попыток, и лишь иногда ему везет. Он рискует с большой оглядкой и по мелочам. Удачник II степени достигает результата с одной или двух попыток, осторожно и оправданно рискуя и контролируя ситуацию. Ему часто везет. Удачник I степени идет самым прямым путем, достигает результата с первой попытки, легко и свободно, охотно рискуя и получая удовольствие. Ему везет постоянно.

У удачника III степени большая часть его каждодневного труда представляется ему безрадостной обязанностью, радуют в основном только результаты. Удачник II степени привычно выполняет свой труд, часть которого приносит радость. Удачник I степени занимается тем, что дает ему радость и удовольствие.

Удачник III степени легко возвращается на позиции середняка и даже неудачника. Для возвращения на прежние позиции ему требуются значительные усилия. С большим трудом удачник III степени переходит на уровень более удачливой личности и легко спускается с него. Удачник II степени более устойчив в своей удачливости, с большим трудом спускается на более низкие позиции. Удачник I степени переходит на более низкие ступени с трудом и весьма ненадолго.

Удачник III степени не всегда завершает начатые дела. Для него характерно промедление, застревание на процессе выполнения в ущерб результату. Удачник II степени завершает начатое, хотя иногда со значительной задержкой. Удачник I степени завершает начатое всегда и идет к получению плодов своей деятельности самым коротким путем.

Отличаются они друг от друга и реакцией на стресс. Удачник III степени временами терпит поражение, впадает в уныние. Удачник II степени побеждает и выстаивает, и это иногда дается ему с трудом. Удачник I степени побеждает легко, отвлекая на борьбу только часть своих ресурсов, иногда даже не замечая стрессов.

Терапевтические опросники по выявлению уровня фиксированной эмоциональной установки

Нами разработаны и используются терапевтические опросники, позволяющие измерить уровень фиксированной эмоциональной установки человека, раскрыть те его качества, которые препятствуют повышению уровня удачливости. Работая с каждой характеристикой, чертой или проблемой, ведущей к пониженной удачливости, мы повышаем уровень удачливости по данной характеристике. Эта психотерапевтическая работа осуществляется индивидуально или в группе.

Опросник пригоден для индивидуальной, групповой и самостоятельной работы. Перед тем как перейти к основным вариантам опросников, остановимся на скрининговой версии. Эта версия предполагает получение быстрого результата, не претендующего на точность. Здесь мы выясняем, насколько обследуемый заинтересован и готов работать с опросниками, насколько такая работа может оказаться эффективной. Скрининг мы используем также когда действуем в условиях временного дефицита. Например, только одна консультация или презентационный образовательный курс. Приведем инструкцию для заполнения и текст опросника.

Скрининг

По каждому вопросу или утверждению вам важно выбрать один из трех возможных ответов. Просим выбирать быстро, не задумываясь. Подчеркните или обведите окружностью цифру, обозначающую выбранный вами ответ:

• всегда, очень верно — 3 балла;

• иногда, не определенно — 2 балла;

• никогда совсем не верно — 1 балл.

В МОЕЙ ЖИЗНИ Я:

1.

Использую возможность реализовать себя.

3 2 1

2.

Радуюсь своим достижениям.

3 2 1

3.

Оцениваю себя с точки зрения того: «Что скажут люди?»

3 2 1

4.

В своих делах ожидаю неудачи, чтобы не разочаровываться при их наступлении.

3 2 1

5.

Использую возможности оправданного риска.

3 2 1

6.

Поступаю в соответствии с меняющейся ситуацией.

3 2 1

7.

Принимаю на себя ответственность.

3 2 1

8.

Стремлюсь избежать непродуктивного беспокойства и тревоги.

3 2 1

9.

Довожу до завершения начатые мною дела.

3 2 1

10.

Люблю послушать заслуженную мною похвалу.

3 2 1

При подсчете результатов мы складываем все ответы. Причем в 3 и 4 вопросах ответ 1 балл учитываем как 3 балла, а ответ 3 балла как 1 балл. Сумма от 10 баллов до 15 может соответствовать неудачнику. Сумма от 15 до 25 баллов — середняку. И от 25 до 30 баллов удачнику.

Основной вариант опросника

Более точную информацию можно получить используя основной вариант опросника. Он состоит: из текста опросника А, листа шкалы оценки опросника А, бланка ответа № 1 опросника А, бланка ответов № 2 опросника А, формулы получения итогового значения по опроснику А, опросника Б.

Суммарная оценка 7 соответствует удачнику 1 степени.

Суммарная оценка 6 соответствует удачнику 2 степени.

Суммарная оценка 5 соответствует удачнику 3 степени и середняку 1 степени.

Суммарная оценка 4 соответствует середняку 2 степени.

Суммарная оценка 3 соответствует середняку 3 степени.

И неудачнику 1 степени.

Суммарная оценка 2 соответствует неудачнику 2 степени.

Суммарная оценка 1 соответствует неудачнику 3 степени.

Обращает на себя внимание, что группу середняков, особенно 3 и 1 степени трудно дифференцировать, с одной стороны, от удачников 3 степени и, с другой стороны, от неудачников 1 степени. Для такой дифференциации введен опросник Б. Последний состоит из 10 вопросов с альтернативными ответами. Ответ «Да» соответствует выбору середняка.

Обращает на себя внимание, что для удачников 1 степени и неудачников 3 степени характерны крайние ответы. Там, где удачники 1 степени выбирают ответ «Всегда» (категорически да, очень верно), неудачники 3 степени выбирают «Никогда» (категорически нет, очень неверно). Удачники 2 степени и неудачники 2 степени зачастую выбирают ответы «Почти всегда» (да, верно) или «Почти никогда» (нет, неверно). Причем их выборы также противоположны. Где удачник выбирает «Почти всегда», там неудачник выбирает «Почти никогда».

Удачники 3, середняки 1, 2, 3, и неудачники 1 степени выбирают ответы «Часто» (скорее да, скорее верно) или «Редко» (скорее нет, скорее неверно) или же «Неопределенно».

Данный терапевтический опросник мы используем как в индивидуальной, так и в групповой терапии. Он пригоден так же и для проведения самоанализа. Во всех случаях он может использоваться в нескольких вариантах. В самом простом варианте опрашиваемый ставит перед собой вопрос: какова моя фиксированная эмоциональная установка в настоящее время? И дает по одному ответу на каждый вопрос опросника. Второй вариант предполагает три оценки. Обследуемый отвечает на вопросы: каким я был, какой я есть, каким хочу стать? Причем находит значимое для себя время в прошлом и оценивает, каким он был тогда. Затем оценивает себя в настоящее время. И третий раз оценивает себя в будущем. Каким он желает стать в определенный им момент своего жизненного пути.

Приведем текст опросника, лист шкалы оценки и бланк для внесения ответов.

Текст опросника А

В МОЕЙ ЖИЗНИ Я:

1. Настраиваю себя на удачу.

2. Использую возможность реализовать себя.

3. Радуюсь своим достижениям.

4. Использую возможность познать новое.

5. Использую возможность быть открытым для других людей.

6. Оцениваю себя с точки зрения того, что скажут люди.

7. В своих делах ожидаю неудачи, чтобы не разочаровываться при их наступлении.

8. Получаю удовольствие от общения.

9. Бываю удачливым.

10. Получаю удовольствия от работы.

11. Избегаю зависимости от прошлого.

12. Умею выражать свои убеждения.

13. Получаю удовольствие от природы.

14. Использую возможности оправданного риска.

15. Планирую несколько путей достижения каждой важной цели.

16. Получаю удовольствия от секса.

17. Доверяю людям.

18. Люблю выслушивать заслуженную мною похвалу.

19. Поступаю в соответствии с меняющейся ситуацией.

20. Дорожу временем.

21. Получаю удовольствия от пищи.

22. Панирую достижение нескольких целей одновременно.

23. Доверяю себе.

24. Поддерживаю доброжелательные отношения с окружающими.

25. Проявляю настойчивость в важных для меня делах.

26. Избегаю конфликтов.

27. Уверен в себе.

28. Получаю удовольствия от любимого искусства.

29. Принимаю на себя ответственность.

30. Получаю удовольствия от сна.

31. Меняю свои планы согласно обстоятельствам.

32. Стремлюсь быть независимым от будущего.

33. Ищу пути быть удачником.

34. Действую осознанно.

35. Обладаю видением перспективы.

36. Каждую ситуацию рассматриваю с различных, выигрышных для меня точек зрения.

37. Ставлю перед собой долговременные цели.

38. Уверен, что самое главное в моей жизни — это максимально полно реализовать себя.

39. Отделяю реальные, объективные факты от субъективных мнений людей.

40. Рассматриваю многие возможности и выбираю несколько из них.

41. Живу настоящим.

42. Избегаю перекладывать ответственность за свои дела на других.

43. Стремлюсь избежать непродуктивного беспокойства и тревоги.

44. Считаю себя хозяином своей судьбы.

45. Стремлюсь преодолеть самоограничения.

46. Для меня характерна внутренняя свобода.

47. Довожу до завершения начатые мною дела.

48. То, что я желаю делать, совпадает с тем, что я должен делать.

49. Кратчайшим путем достигаю своей цели.

50. Стремлюсь взойти на свою самую высокую вершину.

51. Мечтаю о чуде, которое изменит мою жизнь к лучшему.

52. Совершаю поступки и действия из чувства долга.

53. Опаздываю, т.к. принимаю решения, как поступить, что выбрать.

54. Избегаю неизвестного, незнакомого, нового.

55. Даю советы другим людям с большой осторожностью и после тщательного обдумывания.

56. Стремлюсь думать хорошо и о себе и о других людях.

57. Стремлюсь выделить и использовать позитивные стороны всего, что происходит со мной и вокруг.

Лист шкалы оценки опросника А

Лист шкалы оценки содержит инструкции заполнения бланка ответов и таблицу значений ответов. Приведем его.

Лист шкалы оценки

Вашему вниманию предлагаются вопросы и утверждения. Просьба ответить на них, выбрав один из семи ответов, наиболее правильный в отношении Вас. Просьба работать динамично и особенно не задумываться над ответами. Ответы просьба внести на бланк ответов, поставив одно из семи значений против номера каждого вопроса. Если Вам сразу не удается проставить ответ, то обведите номер вопроса и вернитесь к нему, завершив ответы по опроснику. Обращаем Ваше внимание, что только ответившие на все вопросы получат самую полную информацию о себе.

Ваша оценка // Значение оценки в баллах

Всегда, категорически ДА, очень верно // 7

Почти всегда, ДА, верно // 6

Часто, скорее ДА, скорее верно // 5

Неопределенно // 4

Редко, скорее НЕТ, не верно // 3

Почти никогда, НЕТ, не верно // 2

Никогда, категорически НЕТ, совсем не верно // 1

БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 ОПРОСНИКА А

Прочитав вопрос или утверждение в тексте опросника А, проставьте по каждому вопросу одно из значений листа шкалы оценки.

№ вопроса:: Значение оценки:: № вопроса:: Значение оценки

1. ___ 2. ___

3. ___ 4. ___

5. ___ 6. ___

7. ___ 8. ___

9. ___ 10. ___

11. ___ 12. ___

13. ___ 14. ___

15. ___ 16. ___

17. ___ 18. ___

19. ___ 20. ___

21. ___ 22. ___

23. ___ 24. ___

25. ___ 26. ___

27. ___ 28. ___

29. ___ 30. ___

31. ___ 32. ___

33. ___ 34. ___

39. ___ 40. ___

43. ___ 44. ___

45. ___ 46. ___

49. ___ 50. ___

51. ___ 52. ___

53. ___ 54. ___

55. ___ 56. ___

57. ___

БЛАНК ОТВЕТОВ № 2 ОПРОСНИКА А

Прочитав вопрос или утверждение в тексте опросника А, проставьте по каждому вопросу по три ответа: я был, сейчас я есть, в будущем я хочу стать.

№ вопроса:: Был, есть, хочу стать (значение оценки, 3 ответа):: № вопроса:: Был, есть, хочу стать (значение оценки, 3 ответа)

1. ___ ___ ___ 29. ___ ___ ___

2. ___ ___ ___ 30. ___ ___ ___

3. ___ ___ ___ 31. ___ ___ ___

4. ___ ___ ___ 32. ___ ___ ___

5. ___ ___ ___ 33. ___ ___ ___

6. ___ ___ ___ 34. ___ ___ ___

7. ___ ___ ___ 35. ___ ___ ___

8. ___ ___ ___ 36. ___ ___ ___

9. ___ ___ ___ 37. ___ ___ ___

10. ___ ___ ___ 38. ___ ___ ___

11. ___ ___ ___ 39. ___ ___ ___

12. ___ ___ ___ 40. ___ ___ ___

13. ___ ___ ___ 41. ___ ___ ___

14. ___ ___ ___ 42. ___ ___ ___

15. ___ ___ ___ 43. ___ ___ ___

16. ___ ___ ___ 44. ___ ___ ___

17. ___ ___ ___ 45. ___ ___ ___

18. ___ ___ ___ 46. ___ ___ ___

19. ___ ___ ___ 47. ___ ___ ___

20. ___ ___ ___ 48. ___ ___ ___

21. ___ ___ ___ 49. ___ ___ ___

22. ___ ___ ___ 50. ___ ___ ___

23. ___ ___ ___ 51. ___ ___ ___

24. ___ ___ ___ 52. ___ ___ ___

25. ___ ___ ___ 53. ___ ___ ___

26. ___ ___ ___ 54. ___ ___ ___

27. ___ ___ ___ 55. ___ ___ ___

28. ___ ___ ___ 56. ___ ___ ___

57. ___ ___ ___

Ключ к опроснику приведен в приложении в конце книги.

Как уже сообщалось выше, группу середняков, особенно 1 и 3 степени, трудно дифференцировать, с одной стороны, от удачников 3 степени и, с другой стороны, от неудачников 1 степени. Для такой дифференциации введен опросник Б. Последний состоит из 10 вопросов с альтернативными ответами. Ответ «Да» соответствует выбору середняка.

Приведем текст опросника Б. Как уже сказано, он предназначен для дифференциации середняков от неудачников 1 степени и удачников 3 степени. И применяется тогда, когда необходимо провести такую дифференциацию. По каждому из десяти вопросов или утверждений важно выбрать для себя один из приведенных ответов: «ДА» или «Нет» и обвести его кружком.

Опросник б

1. Предпочитаю спокойную, размеренную жизнь без стрессов и волнений. Да Нет

2. Избегаю риска, ведь рискуя можно потерять все. Да Нет

3. Человек «золотая середина» в делах, успехах и жизни — это про меня. Да Нет

4. Все в моей жизни, по крайней мере, не хуже, чем у других. Да Нет

5. В жизни я отказываюсь от достижения высот, но и не проваливаюсь в пропасти. Да Нет

6. Я всегда свожу концы с концами. Да Нет

7. Считаю, что я такой же, как и множество других вокруг меня. Да Нет

8. В конце концов, все, что ни происходит к лучшему. Да Нет

9. Я не хуже и не лучше других. Да Нет

10. Много раз проверяю возможные последствия и только потом совершаю поступок. Да Нет

Для изменения фиксированной эмоциональной установки проводится ее раскодирование. Оно осуществляется путем понимания того, в чем состоит неудачливость или низкий уровень удачливости по конкретному важному качеству. Для этого в опроснике А раскрываются выбранные ответы. И с теми характеристиками, где числовые значения ниже необходимого уровня, проводится специальная терапевтическая работа. В этой увлекательной и волнующей работе еще многое предстоит сделать.

Важно еще раз подчеркнуть, что данные опросники являются терапевтическими и попросту не предназначены для диагностической работы! По сути дела они представляют собой стимульный материал для психотерапии или самоанализа.

Надо сказать, что пациенты, которые обнаруживают низкий уровень удачливости, далеко не всегда стремятся перейти из категории лягушек в принцы. Многие из них желают оставаться лягушками, только жить в более комфортабельном болоте.

Чем более выражены проблемы и заболевания у человека, тем сильнее его потребность в подкреплении своей сложившейся экзистенциальной позиции.

У части людей отмечаются смешанные жизненные позиции. Такие люди еще в детском возрасте могут принять решение быть удачниками I степени (принцами) в работе, середняками II степени (покрайнемерщиками) по уровню материального благополучия и неудачниками III степени (лягушками) в личной жизни. Мы привели терапевтический диагноз, выражающий важные жизненные решения многих людей. Значительное число таких людей можно было встретить в советскую эпоху в научно-исследовательских учреждениях, академгородках.

Впрочем, при смешанных жизненных позициях возможны и многие другие наборы экзистенциальных решений. Они часто выявляются во время психотерапевтического процесса. И нужно сказать, что изменять такие жизненные позиции часто бывает легче, чем монолитные. Правда, сами изменения могут оказаться не очень-то устойчивыми.

Завершая раздел о фиксированных экзистенциальных позициях, приведем два выражения основоположника транзактного анализа Э. Берна.

Удачники способны приносить неприятности другим только косвенно, задевая зевак в идущих между ними сражениях. Впрочем, иногда задевая миллионы. Наибольшие проблемы себе и окружающим приносят неудачники. Даже поднявшись на вершину, они остаются неудачниками, а когда приходит расплата, втягивают в нее других людей. Падающий с вершины неудачник увлекает за собой всех, до кого он только способен дотянуться. Поэтому иногда важно следить за соблюдением достаточной дистанции от неудачников. И еще одна цитата.

Удачник — это тот, кто становится капитаном команды, назначает свидание Королеве Мая и выигрывает в покер. Середняк тоже в команде. Только во время матчей он не подбегает близко к мячу, назначает свидание статистке, а в игре в покер остается «при своих», то есть без выигрыша и проигрыша. Неудачник не попадает в команду, не назначает свидание, а в игре в покер проигрывается в дым.

Каждый человек может значительно повысить уровень своей удачливости. Начинать это можно не откладывая, прямо сейчас. Важным здесь представляются знания в области эмоциональных взаимодействий — поглаживаний и пинков.

Поглаживания

Поглаживания, пинки, взаимодействия без чувств

Анализ фиксированных эмоциональных установок советского и постсоветского человека показывает, что одной из наиболее часто встречающихся причин неуспешности и нарушений здоровья является заниженная самооценка и низкий уровень самоуважения. Более точно — неоправданно низкая самооценка и неоправданно низкий уровень самоуважения.

Исследования в этой области показывают, что у большинства людей не сформировались внутренние резервы хорошего отношения к себе. А кто не любит себя, вряд ли способен любить других.

Самоуважение, любовь к себе формируются путем накопления фактов признания своих достоинств, результатов, заслуг.

На языке транзактного анализа единицу признания или просто узнавания называют поглаживанием. Точнее, когда эта единица вызывает положительные эмоции. Когда же она вызывает отрицательные эмоции — это мы называем пинком. Когда же во взаимодействии нет узнавания или эмоций, мы называем это взаимодействием без чувств, или безразличным. Каждое взаимодействие людей содержит поглаживания, пинки или безразличие (взаимодействия без чувств).

Общаясь, мы посылаем сигнал партнеру «Я здесь! Ответь мне!». Этот стимул требует ответа. Реакция партнера может вызывать в нас положительные или отрицательные чувства, эмоции. Мы интерпретируем их как поглаживание или пинок. Если партнер не ответил нам никак, не заметил, не выделил, мы испытываем замешательство, смущение, растерянность. Его поведение мы оцениваем как безразличие к нам.

Можно уверенно сказать, что наша жизнь протекает в пинках и поглаживаниях. Именно они дают нам энергию для свершений. Они составляют наш банк поглаживаний и пинков. А этот банк во многом определяет нашу самооценку и самоуважение. Более того, наш внутренний потенциал. И, следовательно, возможность претендовать и действовать во многом зависит от качества и количества средств, вложенных нами в этот банк. И самое неприятное и плохо переносимое нами взаимодействие — взаимодействие без чувств, безразличие. Когда нет достаточного притока чувств, личность человека просто перестает развиваться.

Одним людям больше энергии дают поглаживания, другим — пинки. И все же можно заключить, что ценность поглаживаний выше. Ведь мы много раз можем обращаться к поглаживанию, брать его энергию и укреплять само поглаживание и его энергетическое наполнение. Тогда как обратившись к пинку и взяв его энергию, мы чаще падаем на землю, чем взмываем ввысь. Своей успешной деятельностью мы избавляемся от отрицательной энергии пинка, тратя значительное количество сил и энергии поглаживаний. Освобождаться от отрицательной энергии и гнетущих эмоций пинков, а не накапливать их в себе — особое умение и искусство, которым важно владеть. Ибо оно позволяет избавляться от отрицательных эмоций. Вместе с тем, анализируя жизнь особо успешных людей, мы обнаружили, что некоторые пинки не только придавали им ускорение в жизни, но даже переводили их успешность на новый, более высокий уровень. Такой пинок мы обозначили как Золотой пинок. Способностью переводить обычный пинок в Золотой обладают удачники II и I степени. Вера в свое благополучие и благополучие окружающих, в мир, полный возможностей, дает импульс внутреннему Свободному Ребенку творчески использовать пинок. Источник энергии заложен именно в Естественном, спонтанном Ребенке, в его неограниченных возможностях творчества, в его вере в добро (в благополучие мира) и в собственное всемогущество (я могу все, мне разрешено все). Адаптивный Ребенок скорее подчинится пинку, и будет «доказывать» его правомерность.

Безразличие — отсутствие ответа на предложение общаться — игнорирование чувств, желаний, страхов и самого существования партнера. Пожалуй, безразличие травмирует больше, чем пинок. Отсутствие стимулов приводит к умиранию, угасанию, потере жизненной энергии. Женщины, дети и старики наиболее чувствительны к безразличию. Многие люди могут сказать: «Я хочу, чтобы меня любили. Я готов принять и отрицательное отношение ко мне. Но для меня непереносимо безразличие окружающих».

Итак, поглаживания для нас намного полезнее и важнее пинков и безразличия. И важно специально заниматься поглаживаниями, поскольку жизнь в нашей стране сама по себе обеспечивает нам большое количество пинков и безразличия.

Для получения поглаживаний человек использует все пять органов чувств. Следовательно, поглаживания, как и пинки, могут быть аудиальные, визуальные, кинестетические, ароматические, вкусовые. Обычно мы используем аудиальный канал, мы говорим и слышим разговоры, забывая об остальных возможностях получения информации и удовольствия от нее.

Поглаживания, как и пинки, могут быть вербальными и невербальными. Вербальные поглаживания мы передаем с помощью речи, невербальные с помощью мимики, жестов, тела. При общении вербальные и невербальные поглаживания могут совпадать или не совпадать.

Остановимся на особенностях вербальных поглаживаний и пинков. Они могут быть условными, когда касаются того, что человек делает. Вам говорят: «Вы хорошо работаете». Такое поглаживание подчеркивает результат человека.

Поглаживания могут быть безусловными. Это более важно для человека, поскольку такие поглаживания адресованы тому, кем человек является. Вам говорят: «Вы специалист высшего класса».

Есть поддельные, фальшивые поглаживания. Внешне они как бы позитивны, а на самом деле оказываются пинками. Вот пример: «Вам, конечно же, понятно, что я вам говорю, хотя вы и производите впечатление недалекого человека». Это пинки, подслащенные фальшивыми поглаживаниями.

Пять правил поглаживаний

Каждый человек, независимо от пола и возраста, нуждается в поглаживаниях. Поглаживания необходимы человеку для сохранения и развития здоровья. Энергию для активности и деятельности человек также часто черпает в поглаживаниях. Особенно в поглаживаниях нуждаются дети и старики. Самая острая потребность в поглаживаниях — в детском и подростковом возрасте. Это первое правило.

Чем старше человек, тем меньше физических поглаживаний он получает и тем больше настроен на поглаживания психологические. Мы охотно обнимаем детей, когда они маленькие. Мы прижимаем их к себе, целуем, пощипываем, похлопываем, дуем в пупок и попку, покусываем, щекочем, потираем. Да мало ли еще, какие другие поглаживания могут быть проделаны. И все они воспринимаются ребенком радостно, как знаки признания. Ребенок растет. Он все больше отдаляется от нас. Мы все меньше касаемся его, а наши поглаживания все больше носят психологический характер. И уж совсем никому в голову не придет проделать вышеперечисленные поглаживания, адресованные малым детям, со взрослыми или пожилыми людьми. Зато наши психологические поглаживания могут становиться все более дифференцированными и изощренными. Это второе правило.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: