Удачники 4 страница

Интеропсихическое функционирование (компонент — Дитя)

Его сферы — интуиция, порыв, радость, очарование, подражание, любопытство, поддразнивание, испуг, страх, опрометчивые поступки и все биологическое, инстинктивное. Нуждается в защите и ощущении безопасности Является проявлением внутренней реальности первых 6–8 лет жизни.

Выражение застенчивости, хитрости, любопытства, страха, улыбка, смех.

Восклицания, клятвы, ругательства, междометия.

Спонтанный / Свободный / Естественный и Приспособленный / Воспитанный.

Получает от жизни много радостей и не занимается рациональным формированием и использованием ресурсов. Подвергается множеству опасностей. Не интересуется последствиями своего поведения, хочет лишь развлекаться и играть.

Рис. 3. Структурная и функциональная модели эго-состояний

Почему так важно различать эти модели? В терапии, когда разбираются взаимоотношения между людьми, то используется функциональная модель. Структурная модель применяется при анализе внутренних состояний человека. Когда выясняется, в каком эго-состоянии находится человек, то используется функциональная модель, о структуре в этот момент можно только догадываться. Чтобы узнать содержание и структуру эго-состояния необходимо провести дополнительную работу и задать ряд вопросов.

Родитель: функциональная модель

Итак, функциональная модель эго-состояния Родитель. Выделяют два основных его проявления: Поощряющий (Заботливый, Воспитывающий) Родитель и Контролирующий (Руководящий, Регулирующий, Управляющий, Карающий, Критикующий) Родитель.

Название

Контролирующий/Управляющий Карающий (кнут)

Воспитывающий Заботливый (пряник)

функция

устанавливает правила

кормит и оберегает

подразделения

позитивный

негативный

позитивный

негативный

эпитет

регулирующий корректирующий

карающий наказывающий

заботливый поощряющий

опекающий

Контролирующий Родитель контролирует и критикует. Он проявляется, когда мы повторяем фразы своих родителей: «Смотри у меня!», «Не опаздывай», «Работай, не ленись!», «Марш руки мыть», «В угол, ты наказан». Мы находимся в Контролирующем Родителе, когда даем качественные характеристики, такие как: глупый, умный, послушный, капризный, лгун, честный.

Состояние «Контролирующий Родитель» может проявляться позитивно или негативно. Например, когда человек в позитивном Родителе, то его директивы направлены на искреннюю помощь и поддержку другим людям, на сохранение их здоровья и благополучия. Негативный Контролирующий — Карающий Родитель, наоборот, игнорирует другого человека, его способности и успехи. Например, «Ты опять допустил ошибку! Бездарь. У тебя никогда ничего не получится!». Контролирующий Родитель может направлять свою энергию также и на поддержку или критику своего внутреннего Ребенка. Самоедство и самобичевание, активность внутреннего критика — негативного Контролирующего (Карающего) Родителя. Его задача состоит в ослаблении самооценки, в создании позиции неблагополучия (Я не благополучен). «Слабак! Неудачник! Бесполезно тебе что-либо поручать, завалишь» — звучит голос Карающего Родителя, и взрослый человек теряет свой ресурс и ощущает себя вновь беззащитным и беспомощным ребенком.

Критика позитивного Контролирующего Родителя конструктивна, она поддерживает позицию «Я благополучен». «Сделал ошибку — исправляй!»

В детстве мои родители были заботливыми и любящими, они оберегали меня и ухаживали за мной. Теперь, когда я веду себя подобным образом, я нахожусь в состоянии Воспитывающего, Поощряющего, Заботливого Родителя.

Когда я в позитивном Заботливом Родителе, то я забочусь и помогаю, поддерживаю и подбадриваю. Я верю в успех человека, о котором забочусь. В основе отношений лежит уважение, доверие, открытость. Поощряется экзистенциальная позиция «Я благополучен — Вы благополучны». Те же принципы и в отношении внутреннего Ребенка — «Давай, дерзай, у тебя все получится!». Когда мы создаем банк поглаживаний, то используем состояние Поощряющего Родителя, любящего и уважающего.

Когда человек в негативном Заботливом Опекающем Родителе, то он демонстрирует гиперопеку, гиперпротекцию по отношению к другому. Часто мы стараемся сделать, что-то за другого, не позволяем ему самому принять решение. Примеров этому можно привести много. Это и мать-благодетельница, которая балует свое дитя и так любит, что просто душит в объятиях, не давая развиваться. Это и самопожертвование, «подвиг во имя другого». Это и агрессивное поведение — «Я лучше знаю, что надо сделать». В основе поведения негативного Заботливого Родителя лежит неверие в способности другого человека и в способности своего внутреннего Ребенка быть успешным. «Ты мал и беззащитен, я помогу тебе, я сделаю это лучше тебя. Я позабочусь о тебе, я лучше знаю, что тебе нужно». «Ты неблагополучен. Я благополучен. И я спасу тебя, как бы ты ни сопротивлялся!» — девиз негативного Заботливого Родителя.

Анализ Родительских команд показывает, что у многих людей Карающее, Контролирующее Родительское состояние значительно более развито, чем Поощряющее. Карающий Родитель охотно, с удовольствием и в любое время готов применять по полной программе свои карательные возможности и неохотно, вяло и малозаметно использует поощрения. То есть он очень настроен раздавать пинки. И совсем не настроен на поглаживания. Эта часть родительского воспитания реализуется путем Родительских запретов. Запреты на поглаживания исходят от негативного Родителя.

Заботливый Родитель награждает, балует, потворствует. Его часть воспитания реализуется путем Родительских разрешений в том числе и на поглаживания: «Бери! Раздавай! Проси! Получай удовольствие! Мир так прекрасен! Ты можешь все! Живи! Будь счастливым!».

Ребенок: функциональная модель

Детское состояние также неоднородно. Оно проявляется в двух вариантах: Свободный Ребенок и Воспитанный Ребенок.

Спонтанное состояние — это природный Ребенок во всем его естественном очаровании. Когда ребенок ведет себя так, как он хочет — он находится в Естественном Ребенке. При этом он не подчиняется требованиям родителей, социума, он не бунтует, он естествен и спонтанен. Он плачет, когда ему больно или грустно. Он смеется, когда ему весело и хорошо. Природный Ребенок придает теплоту и обаяние личности человека. Он боязлив. Им владеет первичный страх неожиданного нападения и страх оказаться покинутым.

Природный Ребенок часто скрыт и проявляется в фантазиях человека.

Поведение Спонтанного Ребенка можно также классифицировать как негативное (Неблагополучен) и позитивное (Благополучен). Спонтанный Ребенок ведет себя свободно, не придерживаясь родительских требований и запретов. Однако запреты бывают и ценными, оберегающими жизнь, здоровье. Пренебрежение ценными запретами характерно для поведения негативного Спонтанного Ребенка. Например, лихачество на дороге, любое злоупотребление пищей, алкоголем, наркотическими веществами, сексом. «Хочу! Мне нравится! Сейчас!» — традиционные слова. Стимулами для поведения являются удовольствие и наслаждение. Важной характеристикой негативного спонтанного Ребенка является отсутствие интереса к последствиям и невозможность переноса или оттягивание удовольствия во времени.

Спонтанный ребенок раним и беззащитен. Кроме того, он пакостлив и безрассуден. Поэтому многие люди позволяют себе проявлять Спонтанного Ребенка только в ситуациях, когда им не грозит опасность и они не скомпрометируют себя в обществе.

Адаптивный, Воспитанный Ребенок прошел через социализацию, различные формы воспитания и представляет собой продукт социальных воздействий. Чаще всего в работе нам приходится иметь дело с Адаптивным Ребенком. Первый этап формирования эго-состояние Воспитанный Ребенок проходит от рождения до 6-7 лет под руководством родителей. Ребенок приспосабливается к требованиям отца, матери, бабушки и дедушки, возможно, няни, братьев и сестер. Все коммуникации сводятся к взаимодействию внутри семьи, внутри дома, внутри замкнутого, ограниченного пространства.

Следующий этап от 7 до 12 лет. Это период социализации. Ребенок начинает осваивать пространство вне дома. Здесь формируется «персона» (Э. Берн) ребенка. «Персона» — способ представить себя другим людям. Когда большинство детей впервые выходят из дома одни, они сталкиваются с внешним миром и с людьми, которых ни они сами, ни их родители не выбирают. Каждый ребенок в результате своего детского опыта начинает понимать, что нужно избегать затруднительных ситуаций в незнакомом мире. И ребенок копирует или изобретает свои способы адаптации к миру. «Персону» можно обозначить прилагательными: общительный, угрюмый, послушный, остроумный, высокомерный, упрямый. Человек может использовать «персону» в неизменном виде всю жизнь. А может изменять по мере приобретения опыта, в ходе взросления. Это можно проследить, посмотрев фотографии разных периодов жизни человека. Меняется его выражение лица, поза, мимика или нет. «Персона» суперадаптивна, однако с возрастом эта детская способность теряется, и полномочия переходят к Взрослому. Если этого не происходит, то человек, находясь среди людей, испытывает тревогу, чувство собственной несостоятельности или совсем избегает людей, предпочитая одиночество.

Воспитанный Ребенок может быть позитивным и негативным. Поведение позитивного Ребенка хорошо было прописано на плакатах периода социализма про счастливое детство. Поза, мимика, мысли, поведение — все было наглядно представлено. «Пионер — всем ребятам пример!», затем «Кодекс строителя коммунизма» — безопасная социализация для адаптивного Воспитанного Ребенка.

Негативный Воспитанный ребенок ярче всего проявляется, когда мы бунтуем, восстаем против правил и ожиданий, которые родители или социум навязывают. Вместо того, чтобы найти иной способ адаптации или выражения своего несогласия, мы выбираем бунт и стараемся все делать наоборот. Все то же самое в позитивном Ребенке, только со знаком минус. Например, был отличником — стал двоечником, была ангельской невестой — стала женой-мегерой.

Порой взрослый человек проигрывает детские паттерны поведения, которые не соответствуют реальной ситуации. Если в детстве бунт приводил к желанному результату, то и во взрослой жизни он может часто встречаться в поведении. При этом человек не пользуется прямым способом достижения результата, а требует и кричит, как в детстве, когда был ограничен в ресурсах, чтобы отстоять себя. Все мы бываем в состоянии негативного Ребенка, кричим, бунтуем или дуемся и обижаемся. А проблема остается нерешенной. Одна из целей анализа заключается в замене старых, неэффективных способов взаимодействия на новые, которые полностью используют возможность осознанного выбора необходимых ресурсов и форм поведения.

Функциональная структура Взрослого состояния в транзактном анализе пока не разработана. Это ближайшая цель восточной версии анализа. Так в нашей дискуссии с И. А. Чегловой возникло предложение выделить Позитивного и Негативного Взрослого. Такое условное и схематичное подразделение позволяет лучше понять Взрослое состояние и получить инструменты для работы с ним. В Позитивном Взрослом состоянии человек работает на себя и свободно достигает поставленных им целей. Его жизнь протекает в пространстве свободных решений. Его деятельность направлена на максимальную самореализацию. Негативное Взрослое состояние направляет свой потенциал для рационализации неблагополучных взаимодействий и организации поведения, направленного на достижение ложных целей или оправдания неудач. В приведенном ниже опроснике понятие, близкое к Позитивному Взрослому, обозначается как РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ, а понятие, близкое к Негативному взрослому, обозначается как ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ. Перейдем к описанию опросников структуры личности.

Опросники структуры личности

Измеряемые компоненты личности

Теперь обратимся к разработанному нами терапевтическому подходу с использованием терапевтических опросников структуры личности.

Опросник создан на основе американского аналога в трех вариантах: для взрослых, для подростков, для детей. Обследовано более тысячи человек. Опросник применяется при психологическом консультировании и терапии в традициях транзактного анализа. Ниже приведены тексты опросников, инструкция для заполнения, ключи, а также средние нормы для взрослых, подростков, здоровых, больных алкоголизмом и шизофренией, соматическими заболеваниями. Валидность полученных результатов доказана. Начнем изложение с тех компонентов личности, которые измеряются опросником.

Выделяются следующие компоненты.

СПОСОБСТВУЮЩИЙ РАЗВИТИЮ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ — адаптивный компонент Родитель, включающий характеристики, благоприятствующие индивидуальному развитию, самоуважению человека. Для него характерна гуманистическая философия жизни. Гуманизм в воспитании детей проявляется в таких чертах как уважение, правдивость, понимание, близость.

КОНСЕРВАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ РОДИТЕЛЬ — подавляющий, косный, обесценивающий Родитель, высоко критичный, карающий, консервативный, не адаптивный. У него авторитарная философия, ригидная, основанная на силе и произволе; особенно ярко проявляющаяся в воспитании.

РАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ — адаптивный, с хорошо развитым чувством реальности, полно и быстро получающий информацию и обрабатывающий ее. Ярко проявляющий направленность к цели, гибкое поведение, ориентированное на разрешение проблем.

ИРРАЦИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ВЗРОСЛЫЙ — с искаженным чувством реальности и способностью получать и обрабатывать информацию. Что в сочетании с неполноценным мышлением понижает возможности адаптации в социуме.

ПОЗИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ — преобладает интерес к жизни, радость, интуиция, поиск удовольствий. Сговорчивый, легко воспитуемый, адаптирующийся ребенок.

ТРУДНЫЙ КОМПОНЕНТ ДИТЯ — преобладает импульсивные, эгоцентрические, оппозиционные, мятежные проявления в поведении. Характерна зависимость, пугливость и боязливость, дезадаптация.

Варианты опросников Р-Д-В

Нами разработано три варианта опросника.

Вариант А — для взрослых, вариант Б — для подростков, вариант В — для детей.

Приведем тексты опросников.

Опросник Р-Д-В

Вариант А

Ф.И.О................................................................................................

Возраст............................. Дата заполнения................................

Подчеркните правильные по отношению к Вам варианты ответов.

1.

Недоверчивый

да нет

1.

Понятливый

да нет

1.

Хвалящий

да нет

2.

Бдительный

да нет

2.

Юмористичный

да нет

2.

Изменчивый

да нет

3.

Суровый

да нет

3.

Угрюмый

да нет

3.

Снисходительный

да нет

4.

Нелогичный

да нет

4.

Придирчивый

да нет

4.

Нереалистичный

да нет

5.

Спонтанный

да нет

5.

Проницательный

да нет

5.

Строгий

да нет

6.

Раздраженный

да нет

6.

Трезвомыслящий

да нет

6.

Целеустремленный

да нет

7.

Увлеченный

да нет

7.

Строптивый

да нет

7.

Искренний

да нет

8.

Непреклонный

да нет

8.

Внимательный

да нет

8.

Осмотрительный

да нет

8.

Рациональный

да нет

9.

Восприимчивый

да нет

9.

Порядочный

да нет

10.

Рассеянный

да нет

10.

Творческий

да нет

10.

Озабоченный

да нет

11.

Медлительный

да нет

11.

Непринужденный

да нет

11.

Бездеятельный

да нет

12.

Комичный

да нет

12.

Упрямый

да нет

12.

Саркастический

да нет

13.

Верящий людям

да нет

13.

Робкий

да нет

13.

Экономный

да нет

14.

Энергичный

да нет

14.

Непрогнозируемый

да нет

14.

Консервативный

да нет

15.

Несдержанный

да нет

15.

Терпеливый

да нет

15.

Поверхностный

да нет

15.

Разумный

да нет

16.

Доброжелательный

да нет

16.

Неосмотрительный

да нет

17.

Нерациональный

да нет

17.

Жизнерадостный

да нет

18.

Агрессивный

да нет

17.

Деспотичный

да нет

18.

Умелый

да нет

19.

Любознательный

да нет

18.

Забавляющийся

да нет

19.

Безудержный

да нет

20.

Внушаемый

да нет

19.

Плаксивый

да нет

20.

Благородный

да нет

21.

Гибкий

да нет

20.

Незрелый

да нет

21.

Суровый

да нет

22.

Легко возбудимый

да нет

21.

Бессистемный

да нет

22.

Эгоцентричный

да нет

22.

Реалистичный

да нет

23.

Самобичующийся

да нет

23.

Эгоистичный

да нет

23.

Надежный

да нет

24.

Приказывающий

да нет

24.

Ворчливый

да нет

24.

Несамостоятельный

да нет

25.

Уверенный в себе

да нет

25.

Суеверный

да нет

26.

Логичный

да нет

26.

Объединяющий

да нет

25.

Самоуверенный

да нет

27.

Любящий

да нет

27.

Самостоятельный

да нет

25.

Отчаянный

да нет

26.

с широкими интересами

да нет

27.

Возбудимый

да нет

23.

Искренний

да нет

28.

Рассудительный

да нет

29.

имеющий индивидуальность

да нет

29.

Нерешительный

да нет

29.

Трудолюбивый

да нет

30.

Дальновидный

да нет

30.

Нецеленаправленный

да нет

легко поддающийся переменам настроения

да нет

Опросник Р-Д-В

Вариант Б

Ф.И.О................................................................

Возраст.............................. Дата заполнения................................

Подчеркните правильные по отношению к Вам варианты ответов.

1.

Увлеченный

да нет

1.

Субъективный

да нет

1.

Умный

да нет

2.

Изменчивый

да нет

2.

Веселый

да нет

2.

Непосредственный

да нет

3.

Отчаянный

да нет

3.

Благородный

да нет

3.

Смешащий

да нет

Терпеливый

да нет

4.

Рассудительный

да нет

Л

Откладывающий

да нет

Любящий командовать

да нет

5.

Уверенный в себе

да нет

5.

Жизнерадостный

да нет

6.

Осторожный

да нет

6.

Срогий

да нет

6.

Спонтанный

да нет

7.

Незрелый

да нет

7.

Решительный

да нет

7.

Консервативный

да нет

8.

Угрюмый

да нет

8.

Самостоятельный

да нет

8.

Умелый

да нет

9.

Суровый

да нет

9.

Бездеятельный

да нет

9.

Агрессивный

да нет

10.

Упрекающий

да нет

10.

Насмешливый

да нет

10.

Проницательный

да нет

11.

Надежный

да нет

11.

Нереалистичный

да нет

11.

Объединяющий

да нет

12.

С богатым воображением

да нет

Искатель развлечений

да нет

12.

Озабоченный

да нет

13.

Восприимчивый

да нет

13.

Любящий препинания

да нет

13.

Целенаправленный

да нет

14.

Непрогнозируемый

да нет

14.

Правдивый

да нет

14.

Неосторожный

да нет

15.

Поверхностный

да нет

15.

Внимательный

да нет

15.

Требовательный

да нет

16.

Несдержанный

да не

16.

Прощающий

да нет

16.

Эгоистичный

да нет

17.

Трудолюбивый

да нет

17.

Безалаберный

да нет

17.

Верящий людям

да нет

18.

Здравомыслящий

да нет

18.

Искренний

18.

Неумолимый

да нет

19.

Отвлекающийся

да нет

19.

Несамостоятельный

да нет

19.

Предусмотрительный

да нет

20.

Самовлюбленный

да нет

21.

Трусливый

да нет

20.

Оригинальный

да нет

20.

Поддающийся

да нет

22.

Плаксивый

да нет

21.

Самонадеянный

да нет

21.

Дружелюбный

да нет

23.

Любознательный

да нет

22.

Отзывчивый

да нет

22.

Непослушный

да нет

24.

Чуткий

да нет

23.

Порядочный

да нет

23.

Рациональный

да нет

25.

Неподатливый

да нет

24.

Разбирающийся

да нет

24.

Раздраженный

да нет

26.

Рассеянный

да не

25.

Ворчливый

да нет

25.

Любознательный

да нет

27.

Пугающийся

дане

26.

Властный

да нет

26.

Придирчивый

да нет

28.

Возбудимый

да нет

27.

Поощряющий

да нет

27.

Логичный

да нет

29.

Легко приспосабливающийся

да нет

28.

Упрямый

да нет

28.

Подозрительный

да нет

29.

Нерешительный

да нет

23.

Экономный

да нет

30.

Легко поддающийся переменам настроения

да нет

30.

Взбудораженный

да нет

30.

Суеверный

да нет

Опросник Р-Д-В

Вариант В

Ф.И.О............................................................................................

Возраст............................. Дата заполнения................................

Подчеркните правильные по отношению к Вам варианты ответов.

1.

Самостоятельный

да нет

1.

Оригинальный

да нет

1.

Строптивый

да нет

2.

Предусмотрительный

да нет

2.

Умелый

да нет

2.

Медлительный

да нет

Своенравный

да нет

3.

Нежизненный

да нет

3.

Озабоченный

да нет

4.

Естественный

да нет

4.

Любящий пререкания

да нет

4.

Искренний

да нет

5.

Осторожный

да нет

5.

Отчаянный

да нет

6.

Не допускающий возражений

да нет

5.

Активный

да нет

6.

Понимающий

да нет

6.

Безалаберный

да нет

7.

Откровенный

да нет

7.

Непослушный

да нет

7.

Зоркий

да нет

8.

Зависимый

да нет

8.

Унылый

да нет

8.

Придирчивый

да нет

9.

Незрелый

да нет

9.

Умный

да нет

9.

Здравомыслящий

да нет

10.

Поверхностный

да нет

10.

Бездеятельный

да нет

11.

Доверчивый

да нет

11.

Непостоянный

да нет

10.

Уступчивый

да нет

12.

Любознательный

да нет

12.

Непреклонный

да нет

11.

Пугливый

да нет

13.

Ворчливый

да нет

13.

Безвольный

да нет

12.

Великодушный

да нет

14.

Самовлюбленный

да нет

14.

Любознательный

да нет

13.

Дружелюбный

да нет

16.

Возбудимый

да нет

15.

Смешащий

да нет

14.

Отвлекающийся

да нет

16.

Хвалящийся

да нет

16.

терпеливый

да нет

15.

Агрессивный

да нет

17. Спонтанный

да нет

17.

Забавляющийся

да нет

16.

Внимательный

да нет

18.

Неумолимый

да нет

18.

Восприимчивый

да нет

17.

Суровый

да нет

19.

Правдивый

да нет

19.

Рассудительный

да нет

18.

Себялюбивый

да нет

20.

Упрекающий себя

да нет

20.

Увлеченный

да нет

19.

Неосмотрительный

да нет

21.

Любящий командовать

да нет

21.

Непрогнозируемый

да нет

22.

Шустрый

да нет

20.

Прощающий

да нет

21.

Строгий

да нет

23.

Суеверный

да нет

21.

Надежный

да нет

23.

Последовательный

да нет

24.

Экономный

да нет

22.

Жизнерадостный

да нет

24.

Рациональный

да нет

25.

плаксивый

да нет

23.

Нетерпеливый

да нет

25.

Уверенный в себе

да нет

26.

Целеустремленный

да нет

24.

Фантазирующий

да нет

26.

Трудолюбивый

да нет

25.

Честный

да нет

27.

Консервативный

да нет

27.

Легко приспосабливающийся

да нет

26.

Раздражительный

да нет

26.

Упрямый

да нет

29.

Веселый

да не

28.

Недоверчивый

да нет

27.

Рассеянный

да нет

30.

Нерациональный

да нет

29.

Взбудораженный

да нет

28.

Пугающийся

да нет

30.

Легко поддающийся переменам настроения

да нет

29.

Насмешливый

да нет

30.

Объединяющий

да нет

Первые два варианта обследуемые заполняют самостоятельно на себя или другого человека. Вариант В заполняется взрослым, хорошо знающим ребенка. Приводим полные тексты опросников, содержащие также инструкции для заполнения.

Применение шкалы Р-Д-В

В групповом тренинге и терапии шкалы используются для оценки состояния личности участника и оценки изменений в процессе терапии. Участник может заполнить шкалу трижды, чтобы увидеть структуру своей личности в прошлом, настоящем и какой она планируется им в будущем. Все члены группы могут заполнить шкалу на каждого участника. Затем провести обсуждение результатов.

Нами высчитаны средние показатели каждого компонента личности для здоровых, больных шизофренией, больных алкоголизмом. Заполнено 311 анкет. Нормативные данные получены от здоровых студентов и преподавателей новосибирского медицинского института, врачей и школьников общеобразовательной школы (из их числа были исключены подростки с нарушениями формирования личности).

В таблице 3 приводятся данные по взрослым.

Таблица 3

Показатели компонент личности у здоровых и больных

Опросник А

Группы:: Здоровые:: Больные шизофренией:: Больные алкоголизмом

Компонент Родитель:: 0,57±0,03:: 0,45±0,04:: 0,47±0,04

Компонент Взрослый:: 0,53±0,04:: 0,25±0,1:: 0,24±0,09

Компонент Дитя:: 0,44±0,03:: 0,23±0,09:: 0,15±0,08

Личность в целом:: 1 44±0,06:: 0,86±0,19:: 0,72±0,19

У здоровых показатели всех трех компонентов личности выше, чем у больных шизофренией и алкоголизмом. (Р = 0,05). И если компонент Родитель в трех названных группах отличается не столь значительно, то в компоненте Взрослый отличия носят резкий характер. У здоровых людей показатели более чем в 2 раза выше, чем у больных. Тогда как различия между больными шизофренией и алкоголизмом практически отсутствуют. Значительны различия и по компоненту Дитя. Причем у больных алкоголизмом показатели достоверно ниже, чем у здоровых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: