Удачники 16 страница

В эту ночь Толику не удалось продемонстрировать свои мужские достоинства. Утром Татьяна была строгой, молчаливой, холодной и отчужденной. Толик был наполнен чувством вины и собственной несостоятельности. В этот день у него разболелась голова, и тут Татьяна целиком переменилась. Она начала лечить его, заботиться о нем. Был поставлен диагноз «мигрень» и назначено длительное лечение.

Теперь для того, чтобы получить расположение жены, нужна была головная боль. С той поры приступы мигрени оставили Толика только один раз, на курорте. Впрочем, это отдельный эпизод, предмет нашего дальнейшего рассмотрения.

Через год у них родился мальчик. Сына назвали Колей.

Находясь в отпуске по уходу за сыном, Татьяна задумалась о несоответствии уровня образования ее и мужа. Муж заканчивал престижный институт по престижной профессии. Ему прочили блестящую карьеру ученого. А она всего лишь фельдшер. Это важно и достаточно для жизни в деревне, а здесь большой город. Сможет ли она сохранить семью? И Татьяна принимает решение учиться на врача.

Поступить в институт удалось с первого раза. В то время были созданы особо благоприятные условия поступления, да и обучения, для людей, имеющих среднее специальное образование и стаж работы.

Учиться и в училище-то было трудно, а теперь, в медицинском институте… Невысокие способности, насколько это было возможно, заменялись дисциплинированностью и особым прилежанием. Впрочем, во время зачетов и экзаменов часто приходилось прибегать к испытанному способу — болеть. И все же удавалось учиться, скрывая свои трудности и явную несостоятельность по многим предметам. Впрочем, так учились многие студенты, имевшие среднее медицинское образование и стаж практической работы.

Со значительными трудностями институт был закончен. Впереди были вроде бы спокойные годы работы.

Татьяна формировала себе свой собственный образ — заботливого и опытного врача. Вот только из всех возможных диагнозов у пациентов она выбирала самые тяжелые. Сообщала об этом родственникам. И, назначая большие дозы лекарств, часто получала осложнения. В связи с этим к ней все чаще предъявлялись претензии со стороны администрации поликлиники. Коллеги ее не любили. Поэтому ей приходилось менять места работы. А в конфликтных ситуациях надолго уходить на больничный.

Сын рос послушным, тихим мальчиком, хорошо учился в школе, у него появились друзья, а потом и девушка. Татьяна переживала, что он отдаляется от нее. Муж успешно делал карьеру. Он очень много работал и приходил домой совсем поздно. Этот добрый, скромный, способный и трудолюбивый мужчина редко выражал свои чувства, только улыбался. Татьяна переживала, что и он отдаляется от нее. И, что особенно важно, с ее точки зрения, они начали отставать от знакомых в уровне материального благополучия. В то время различия в материальном благополучии выражались весьма незначительно. Какими-то простыми новыми вещами, престижными книгами, мебелью. И все же это было весьма заметно и значимо для людей.

Татьяна начала ощущать себя никому не нужной, неудачницей. И пошла по привычному для себя пути. Она заболела. Заболела серьезно и тяжело. Ее обследовали, лечили в стационарах различного профиля. Ведущие светила медицины пытались установить ей диагноз. Некоторое время это не удавалось. Затем был установлен окончательный диагноз — рассеянный склероз. Эта страшная весть облетела весь большой город, точнее, всех знакомых и коллег. Рассеянный склероз — страшное заболевание нервной системы, которое начинается медленно, исподволь, приводит к нарушениям движения, в первую очередь со стороны ног, к слабоумию и завершается смертью.

Татьяна плохо ходила. Она лежала на белоснежной постели. Ее квартира сияла чистотой. Обед был приготовлен. Она говорила тихим голосом и смотрела с укором.

Сын много времени проводил возле матери. Он расстался со знакомой девушкой. Муж также стал раньше приходить с работы. Его головные боли усилились, пришлось назначить большие дозы сильнодействующих лекарств. И Татьяна лечила его с энтузиазмом. К ней часто приходили коллеги. Профсоюз выделял пособия, распределял ценные дефицитные вещи.

Татьяна лежала на постели и управляла семьей, знакомыми, коллегами. И такая жизнь ее в общем-то устраивала. Ее заболевание медленно прогрессировало и, казалось, исход предрешен. Но здесь произошло совершенно неожиданное.

Анатолий получил путевку на один из курортов южного берега Крыма, где можно было полечить головные боли. Он уехал и не позвонил до самого возвращения.

Татьяна заподозрила неладное. Муж вернулся посвежевшим. Он казался счастливым и сказал, что у него ни разу не болела голова. Татьяна смотрела на него с осуждением, и головная боль вернулась в этот же день. И все-таки он изменился.

Все стало окончательно ясно, когда Татьяна обнаружила в почтовом ящике письмо от женщины. И хотя оно было адресовано Анатолию, она, конечно же, прочитала письмо, и оказалось, что у мужа был курортный роман с одинокой женщиной. И эта женщина писала, как она вспоминает их счастливые дни.

Как же поступила Татьяна? Она выздоровела, вышла на работу, добилась путевки для прохождения повышения квалификации и уехала в город Санкт-Петербург.

Там она влюбилась в профессора. После возвращения Татьяны домой об этом узнали все. Она стала писать письма профессору и получала от него ответы. Более того, она пригласила профессора в свой город для консультаций и привела его к себе домой. После этого еще несколько лет Татьяна вела разговоры, какой чудесный человек профессор и в каких близких она с ним отношениях.

Вновь начались серые будни. Больные, дежурства, диагнозы, осложнения от лечения, недоброжелательные коллеги. Татьяна часто брала больничный и, лежа на своей любимой кровати, разговаривала по телефону, управляла мужем и сыном.

Коля к тому времени закончил школу. Поступил в тот же престижный институт, что и его отец. Он подолгу отсутствовал дома, стал отчуждаться и грубить Татьяне.

Она стала настаивать, чтобы он два раза в день приходил домой, чтобы поесть. Она постоянно с напряжением спрашивала его о работе кишечника. А при малейших сбоях начинала давать ему много лекарств. И становилась спокойной, доброй и уравновешенной, только когда лечила сына. Татьяна часто говорила, что от нерегулярного питания возникает язвенный колит, мелочно опекала сына. Максимально ограничивала его свободу и самостоятельность. Несколько раз обследовала его желудочно-кишечный тракт.

Когда у Коли появились первые кровянистые выделения из заднего прохода, Татьяна сразу же начала его интенсивно лечить, назначая множество лекарств. Заболевание приняло хроническую форму. И теперь Коля был накрепко привязан к дому. Он был лишен возможности отсутствовать дома более четырех часов, должен был питаться по часам. Мало что изменилось в жизни Коли, когда он с красным дипломом окончил институт и пошел работать в престижное учреждение. Он не мог задержаться на работе, ведь тут же появлялась его тяжело больная мать и, глядя с укором на всех, начинала расставлять кастрюльки и баночки для кормления сына. Это было трудно перенести.

Впрочем, бесконечно долго так продолжаться не могло. И Татьяна начала подбирать невесту Коле. Пригласили девушку из семьи врачей. Она понравилась Татьяне и не понравилась Коле. Затем были еще две попытки знакомства, но девушка каждый раз по какой-то причине не устраивала маму или сына, тогда как отец всегда оставался нейтральным. И отношения с девушками прерывались.

Время шло. Наконец, пригласили выпускницу медицинской академии из профессорской семьи. Она приглянулась Коле и вызвала тревогу у его мамы. Татьяна тогда подавила свою тревогу, тем более что семья невесты ей очень нравилась.

Итак, молодая женщина приняла Колю от Татьяны. И вскоре вдруг заявила, что настаивает на отдельном проживании. Не желает, чтобы свекровь вмешивалась в их жизнь и, более того, даже бывала у них дома.

Татьяна слегла с тяжелым приступом рассеянного склероза. К ее постели пришли все, включая мать и отца невестки. У Анатолия резко обострилась мигрень, у Коли — язвенный колит. И только эта упрямая молодая женщина отказывалась навещать свекровь. Более того, она высказывала мысль, что такое тяжелое заболевание не может продолжаться более пятнадцати лет.

Анатолий, не без руководства жены, к тому времени стал заслуженным человеком, генеральным директором большого учреждения. Он смог получить квартиру для молодоженов, и они стали жить отдельно. Вскоре в этой семье появился сын, затем еще сын.

Прошло еще несколько лет. Татьяна по-прежнему активно лечила мужа и сына. У мужа от интенсивного лечения развился токсический гепатит — новое заболевание, требующее лечения. Сын разрывался между женой и матерью, и его здоровье не улучшалось. Только когда старший внук Татьяны пошел в школу и она все же настояла, что он будет приходить к ней обедать, состояние здоровья сына несколько улучшилось. Теперь ему позволялось приходить к матери один раз в день, чтобы забирать сына.

Татьяна вышла на пенсию. Теперь она всю себя посвятила занятию своим здоровьем, здоровьем мужа, сына и внука…

Таким образом, тяжелое ранение отца привело к формированию трагического сценария у младшей дочери и меньше повлияло на формирование сценария старших дочерей. Судьбы старших сестер Татьяны сложились более счастливо. Сценарий самой старшей сестры сформировался до ранения отца, и она выполняла родительский наказ: хорошо училась, жила в городе, муж ее не пил. Сценарий средней сестры формировался уже под влиянием болезни отца. И она стала врачом. Она также хорошо училась, жила в городе и муж ее не пил. Сценарий Татьяны формировался полностью под влиянием нового состояния отца. Она стала медицинским работником, научилась управлять людьми при помощи своей болезни. Она научилась мстить им — проводя лечение. Татьяна ненавидела мужчин за то, что отец хотел видеть ее мальчиком. Ей трудно было жить в большом городе, трудно было учиться. Так ранение и инвалидность отца привели к формированию трагического сценария у дочери, родившейся после его возвращения с фронта.

Сценарный анализ в психотерапии

Метафора дерева

В индивидуальной и групповой психотерапии, в тренинговых программах мы используем метафору дерева для работы со сценариями жизни человека.

Сценарный анализ мы проводим как индивидуально, так и в терапевтических или тренинговых группах. Обычно до этого момента клиенты имеют не менее десяти сеансов терапии. Группа также «разогрета». Начинаем с проведения глубокого транса с воспроизведением внутриутробных переживаний и рождения. Иногда мы используем метафору зернышка, в котором зарождается жизнь, пробуждается жизненная энергия. Мы говорим об избранности, о неслучайном попадании искры жизни именно в это зернышко. Мы наблюдаем процесс набухания, появления первой трещинки в кожуре, первого корешка, затем листочка. После транса подробно обсуждаем: что это за зернышко — маковое семечко или кокосовый орех, откуда оно — из засушенного гербария, из заморского плода или ветром занесло. Мы узнаем о мифе его оплодотворения, о его роде, семействе, виде, климатическом поясе. Вся эта информация — опосредованный материал для глубинной психотерапевтической работы. Все образы, которые возникают в ходе работы, участники процесса зарисовывают.

ПЛОД — потенциал жизненной энергии. Родовые и общечеловеческие миссии сконцентрированы в нем.

Рис. 13. Сценарное дерево

Важно обратить внимание на то, что в полном курсе психотерапии для клиентов и пациентов, и особенно во время познания границ своей личности и личной психотерапии для профессионалов необходимым представляется реконструкция биографии участника процесса психотерапии. Особенно дошкольного возраста. Многие хорошо помнят себя только со школьного возраста. В транзактном анализе это объясняется как Родительский запрет на ранние воспоминания. Несколько терапевтических сессий мы занимаемся восстановлением осознаваемой биографии участников терапии.

Далее в анализе сценария мы использовали метафору корней. Корни — это родительские предписания, которые действуют и создают мотивацию укрепления в социуме (в почве). Предписания, приказания — это невербальные послания от родителей и других значимых фигур, полученные в раннем детстве. Мы рассказываем о двенадцати группах предписаний. Предписания — запреты — это корни, которые не дают развиваться полноценно, они останавливают развитие или даже его прекращают. Предписания запрещающие, с частицей «не» мы называем черными корнями. «Не живи», «Не чувствуй», «Не будь близким». «Не расти».

Одновременно с черными корнями существуют и светлые, благодаря которым зернышко и превращается в дерево. Это разрешающие предписания, наполненные любовью, заботой и оптимизмом. Они могут быть разнообразными, их также бесконечное множество. Позитивные предписания — Живи! Будь самим собой! Расти! Взрослей! Достигай успеха! Чувствуй! Будь здоровым!

Так как родительские предписания передавались невербально, то уместны трансовые техники с регрессией в детство или анализ самих родительских фигур. Для этого, например, мы предлагаем клиентам или участникам терапевтических групп вспомнить пословицы, поговорки, летучие фразы, цитаты, которые использовали их родители. Как мать и отец радовались, печалились, их основные эмоции. Как они подшучивали (провокации и подстрекания, есть ли они в пословицах, которые повторяли Вам ваши родители). Что говорили родители о детях? Какими они должны быть? Что они говорили о Вас, ребенке? Реализовались ли Ваши родители? Они успешны? Осуществились ли их мечты? Если нет, кого они винят? После сбора информации клиенту задается циркулярный вопрос: «Представьте, что здесь сидят независимые эксперты (бабушки со скамейки во дворе, присяжные заседатели, дети из детского сада, любимая кошка, собака и т.д.). Что бы они могли сказать о человеке (о Ваших родителях) с таким набором ценностей?». Терапевт и клиент узнают ценности, экзистенциальные позиции, систему обмена поглаживаний, рэкетные чувства родителей клиента. Это тот багаж, который достается клиенту независимо от него, это наследство.

Далее мы используем метафору почвы. Почва — это социальная среда, ближайшее и отдаленное окружение. Как корни прорастали в почве? Свободно, так как почва была подготовлена, полита и удобрена с любовью и заботой, или корни пробивались через жесткий грунт, камни и глину — равнодушие и безразличие? В нашем опыте были разнообразные метафоры, оценивающие условия развития ребенка. Были почвы чрезмерно удобренные, в которых горели все ростки. Была и гидропоника по последнему слову передовой науки доктора Б. Спока. На большом листе ватмана клиенты рисуют корни, почву, делают надписи родительских предписаний, обозначают породы почвы и возрастные периоды. Метафора почвы описывает условия жизни по возрастным периодам. Особенно важен период раннего детского возраста. Насколько условия роста для ребенка были развивающими, открывающими способности, защищающими или пугающими и закрывающими.

Следующий этап работы — использование метафоры мотиваций жизненных сил, энергии, стимулов, которые заставляли расти и двигаться живительные соки по корням. Здесь мы рассказываем клиентам о драйверах и паттернах сценарного процесса. Клиенты выбирают и записывают на рисунке название ведущего драйвера и сценарных паттернов. Например, драйвер «Будь сильным» и паттерн «Пока не». Из воспоминаний клиента — в детстве он тратил много усилий, совершал «подвиги», чтобы заслужить любовь родителей и адаптироваться к завышенным требованиям семьи. Драйвер помогал ему справляться и не «раскисать».

Корни окрепли, набрали силу, они дают ростку жизнь, пищу и воду — энергию. Теперь пора формировать ствол дерева. Четыре жизненные позиции благополучия, как четыре потока, поднимаются по стволу сценарного дерева. Дерево растет и в разные возрастные периоды то один то другой поток становится главенствующим. Мы просим нарисовать на стволе дерева четыре потока и выделять цветом доминирующие. По нашему опыту, обычно позиция «Я+ Вы+» во внутриутробной жизни. А с первым глотком воздуха она часто заменяется на «Я- Вы +». Последующее детство: детские ясли, сад, первый опыт социализации укрепляют позицию на «Я- Вы+». Школьные годы до подросткового возраста — позиция стабильно имеет негативную окраску «Я- Вы-». В подростковом возрасте позиция меняется на «Я+ Вы-» и дальше позиция меняется на «Я+» и короткие периоды, когда плюс сменяется минусом. С клиентами на индивидуальных сессиях и в терапевтических группах мы подробно анализируем те события или изменения в окружении клиента, которые приводили к смене позиций в его жизни. Наибольшее внимание мы уделяем переключениям в позицию благополучия. Часто эти внешние события являются алгоритмом для создания в дальнейшем условий, благоприятных для успешности и благополучия. Экзистенциальные позиции, как внутренние потоки в стволе, движутся от корней до самой кроны и постоянно присутствуют. Более того, переключение из одной позиции в другую осуществляется по нескольку раз в день и даже в час.

Мы просим клиента проанализировать настоящее время на сценарном дереве. И задаем вопросы: «Что послужило поводом для вхождения и для выхода из жизненной экзистенциальной установки, которая доминирует в настоящее время? В период переживания проблемы или стресса?

Из ствола дерева вырастают ветви — сценарные ростки. Каждая ветка вырастает из одного потока или экзистенциальной позиции. Здесь принципиальное отличие нашего подхода к сценарию от классической трактовки. По нашим данным, сценариев всегда несколько. В разные возрастные периоды в зависимости от внешних и внутренних условий вырастают или активизируются те или иные сценарии. Опробовав все варианты сценариев уже в юности, человек осознанно выбирает свой жизненный путь и экзистенциальную позицию. Периодически проигрывая сценарии в миниатюре, в играх, игнорировании, „сборе марок“ и рэкетных чувствах. Человек может иметь разные сценарии в семье, на работе, в макросоциуме. К тому, что сценариев у одного человека несколько, мы еще вернемся. Важно еще раз подчеркнуть, что вход в тот или иной сценарий осуществляется через фиксированные эмоциональные установки.

Разветвления ствола — значимые события в жизни или травмирующие, которые приводили к смене жизненных позиций. Каждая из жизненных установок — это внутренний поток в стволе. Каждый имеет свои почки. При благоприятных условиях почка начинает набухать, лопаться и появляется росток с листочками. Это сценарный росток. Он может дать пару листочков и засохнуть. А может развиться в большую ветвь или даже в отдельное разветвление ствола.

Ветви представляют собой сценарные ростки. У каждого человека возможно наличие многих, по-разному развитых ветвей. Ветви из ствола «Я- Ты» являют трагический сценарий, «Я- Ты+» — банальный, «Я+ Ты-» — сценарий с преобладанием над окружающими, сценарий воинствующей личности, «Я+ Ты+» — оптимистический сценарий удачника.

У каждого человека в разные периоды жизни из одной жизненной установки могут вырастать разные сценарии, разные сценарные ростки, которые могут отличаться по силе эмоциональной окраски, степени выраженности и глубине. Например, для сценария «Я- Ты+» банальный тезис «Муж в доме хозяин» может приобрести и более трагический вариант «Муж господин, а я рабыня», «Муж тиран, а я регулярно битая», «Моя жизнь в его руках».

На этом этапе работы мы обычно просим клиента или участников группы взять свои рисунки, посмотреть на возрастные периоды смены жизненных установок и вспомнить наиболее значимые события, которые привели к этой смене. Вспомнить наиболее глубокие переживания того периода, принятие решения. Просим отметить эти события на рисунке парой слов, взять их в кавычки. Это возможное название сценария.

Обратимся к примеру. Вера 30 лет, инженер. У Веры была благополучная родительская семья. Отец военный, мать красавица, старшая сестра (на шесть лет старше Веры). Когда Вере было шесть месяцев, отца посылают в «горячую точку» и он погибает. Мать остается с двумя дочерьми одна и идет работать учительницей в школу. Старшая дочь за няньку дома. Детство Вера не любит вспоминать. Мать вечно раздраженная, часто бьет дочерей. Вера начала рано читать (с 4 лет) и с удовольствием погружалась в мир воображаемых сказочных сюжетов. Сценарное решение приняла в шесть лет, и этот день помнит очень отчетливо. Мать сшила новогодний костюм снежинки и на утреннике все говорили Вере: «Какая ты оказывается красавица!». «Буду красавицей, — решила девочка. — Красавицы живут счастливо!» И она начала жить «двойной» жизнью. В реальности она была для матери обузой, мишенью для пинков и недовольства. Вера видит себя в этом сценарии, как маленького худого и очень голодного ребенка, который сидит в бункере. У него большой рот, потому что он вечно голоден и старается им поймать все, что дают или падает в бункер. Бункер железобетонный, закрытый и туда мало что попадает. Сценарий она назвала — «Подкидыш», или «Кукушонок». Экзистенциальная позиция «Я- Мир+». И второй сценарный росток, который со временем стал разветвлением ствола или могучей ветвью, назывался «Красавица». Это ее ресурс в детские годы, который затем стал основным сценарием. Вера все сделала в своей жизни, чтобы соответствовать образу Красавицы, и она этого добилась. Выглядит, как фотомодель, имеет свой бизнес, да еще и более десяти лет занимается духовными практиками. У нее хорошая семья, любящий муж, дочь. Сценарий «Красавица» с экзистенциальной позицией «Я+ Мир+». В детстве и юности он был в «подполье» и не поощрялся никем из внешнего окружения, но медленно расцветал и набирал силу. Детское решение было «волшебным» — оно позволило расколдовать «Кукушонка» и превратить его в красавицу.

Итак, каждое дерево развивается не только под действием внешних сил и внешних условий, но также существуют внутренние мотивации и индивидуальные решения, которые приняты на основе внешних факторов и личного опыта. Принимаются эти решения чаще всего в состоянии яркого эмоционального переживания. Первые сценарные решения обычно принимаются при переживаниях раннего опыта. Возрастной интервал от внутриутробных переживаний до семи лет. Более поздние решения принимаются в подростковый период. Анализ фотографий наглядно демонстрирует смены экзистенциальных позиций и период принятия сценарных решений.

Итак, метафора дерева дает возможность хорошо структурировать все элементы сценарного процесса, систематизировать их, расположив на сценарном дереве. Рисунок сценарного дерева дает наглядное представление о многочисленных возможностях смены сценария, например, от неблагополучного к благополучному. Ростки, почки сценариев Удачников и Победителей всегда есть на дереве вашего сценария и задача терапии сценарного анализа дать энергию, жизнь для их развития. Дальнейшую работу с «Деревом» можно продолжать, ориентируясь на будущее. Предлагая клиенту или участникам группы нарисовать цветы, плоды на дереве, обозначить ландшафт, задав вопросы: «Опишите место, где растет Ваше дерево, что вокруг. Кто ухаживает за деревом? Плодоносит оно или нет?». Такие вопросы ориентируют клиента на будущее, на результат.

Сказкотерапия

При анализе сценариев мы также используем возможности сказкотерапии.

Вот методика, предложенная Ф. Инглиш (1969).

«Придумайте сказку, охватывающую всю Вашу жизнь, включая сегодняшний день. Персонажи этой сказки не люди и не мир людей. Сказка может описывать мир животных или сказочных существ. Перед тем как написать сказку, вы можете обдумать сюжет, но когда вы будете готовы, то пишите ее не больше 10 минут».

Когда время истекло, то не дописывайте или не переписывайте, написанное Вами. Адаптивный Ребенок и критически настроенный Родитель будут соблазнять Вас и предлагать довести текст до совершенства. Этого не стоит делать.

Дальнейшая работа направлена на обсуждение с клиентом следующих вопросов:

1. Кто главный персонаж в Вашей сказке?

2. Какое главное событие?

3. Завершена ли история, сюжет и как?

4. Какие прилагательные, глаголы Вы использовали для описания главного персонажа? Описывают ли они Ваши основные драйверы?

5. Как окружение воздействует на главного героя?

6. Посмотрите на разные части Вашей сказки и определите, как они между собой взаимодействуют?

7. Если бы это был Ваш сценарий, то, что бы Вы о себе узнали, что стали осознавать и понимать?

8. Какие родительские послания звучат в сказке?

9. Какие чувства выражены, рэкетные или аутентичные?

10. Каковы взаимодействия между героями и их последствия? Особенности и предпочтения в транзакциях?

Вот вариант сказки.

Жила-была маленькая серая птичка. Она все время мерзла, мир вокруг нее был холоден и неприветлив. Даже в родительском гнезде ей было неуютно. Большие птицы щебетали, что надо много трудиться, чтобы гнездо было большим и теплым. Они трудились всю жизнь, и гнездо имели большое, но в нем все равно было холодно. Однажды рано утром на заре маленькая птичка услышала прекрасное пение. Это пел соловей. Она забыла о холоде и одиночестве. Она взмахнула крыльями и полетела к солнцу. В его лучах она купалась и вдруг запела сама и ее песня была такой же прекрасной, как и у утреннего певца. В нашем лесу появился еще один соловей, защебетали птицы!

В этой сказке главный герой — серая птичка. Главное событие — осознание, что она — соловей. История завершена. Прилагательные демонстрируют вначале негативный, а потом позитивный драйвер — «Будь совершенным». Есть две части и две группы персонажей, которые противоположно воздействуют на героя. В первой части — родители — «большие птицы», и во второй — лесной певец. Сценарный паттерн «После того, как…». После того как что-то не очень хорошее закончится, наступит что-то лучшее. Родительские послания — «не чувствуй» холода, неудобства, одиночества и контрпредписание (драйвер от родителей) — «тяжело трудись», строя теплое гнездо, «Будь сильной», «Пытайся». Рэкетные чувства — подавленность, безысходность. Аутентичные — радость. В первой части сказки предпочтительные транзакции детско-родительские, во второй — Ребенок-Ребенок, возможно и Взрослый-Взрослый.

Это пример получения сценарного материала по анализу сказки.

Далее можно предложить клиенту или участникам терапевтической группы продолжить сказку в будущее. Затем, анализируют обе сказки, важно отследить, использует ли клиенты старые цели, стратегии, распространяя их на будущее, или нет. На этом этапе работы важно задать следующие вопросы:

1. Выявляются ли в Вашей жизни закономерности, которые, как нити, исходят из прошлого и соединяют его через настоящее с Вашим будущим?

2. В чем смысл этих нитей, их ценность, проблематика, трудность?

3. На чем держится сказка? Ее основа, стержень, фабула, ради которой начинается действие. Часто психологическая проблема человека связана с ценностью, смыслом сказки — сценария, которые и усиливают проблему.

4. Переведите сказку в реальную жизнь и проанализируйте перспективы. Устраивает ли Вас это?

Иногда клиента в принципе устраивает его сценарий. Он хочет только его улучшить. В таком случае мы начинаем работу с определения ценностей в жизни клиента. «Подумайте, говорим мы. Существует ли в Вашем сценарии дефицит таких чувств как: спонтанность, свобода, уверенность, близость, эмоциональная насыщенность, радость, любовь, полнота жизни? Проанализируйте ценности Вашего сценария, конечную награду. Цели, которые лежат в основе сценария, ради чего он разыгрывается. Цели являются как бы нитями, на которые элементы сюжета нанизываются, как бусы. Определите цели, реализация которых принесет чувства автономии, спонтанности и радости. Отказываться от старых целей не надо, надо изменить эмоциональную окраску, нагрузку, сменить акценты, если это возможно. Если не удается, возвращайтесь к определению целей, вновь к их ревизии. Ищите те нити, которые дадут жизнь сценарию, внесут энергию и позитивные чувства. Цели, как струны должны заиграть, запеть, дать мелодию сценарию. Какую мелодию вы бы хотели сыграть? Как вы ее слышите?»

Выделите эти цели, визуализируйте свою сказку-сценарий, усильте его будущее этими вновь зазвучавшими целями — нитями, струнами. Играйте с картинкой, пока она не устроит вас полностью.

После того, как эта работа успешно проведена, мы даем домашние задания по выработке и опробованию новых стратегий достижения цели. Мы обсуждаем и записываем несколько стратегий и клиент в перерывах между сессиями тренируется по их реализации. Результаты обсуждаем на сессиях, корректируем или меняем стратегии на новые. Обязательно закрепление результатов любыми поощрениями, поглаживаниями как от терапевта, членов группы, так и самого клиента.

В заключение мы предлагаем клиенту или участникам группы вновь нарисовать сценарное дерево. «Уберите старые ветки, черные корни, добавьте те, которые дают энергию и будущее вашему сценарному дереву», — предлагаем мы.

В психотерапевтической практике конечно приходится сталкиваться и с драматическими сценариями, расплатой которых является тяжелая болезнь, убийство, суицид, сумасшествие. Создание нового сценария представляется необходимым элементом работы с такими людьми. На первом этапе терапевт совместно с клиентом определяют, насколько не устраивает старый сценарий. Изменения могут коснуться отдельных деталей, части или полностью всего сценария. Второй этап — определение новых целей, которых клиент желает добиться в новом сценарии. Мы предлагаем клиенту придумать новый сюжет, где герой достигает всех поставленных целей. Новая история должна быть с новым сюжетом, новым героем, персонажами и новым контекстом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: