Дифференциальный признак | Крепитация | Шум трения плевры |
Время выслушивания | Только в конце вдоха | Во время вдоха и выдоха |
Наиболее частое место выслушивания | На любой поверхности грудной клетки. | Средняя подмышечная линия, в нижнем отделе грудной клетки |
Имитация дыхания | Крепитации нет. | Выслушивается |
Изменение шума при более плотном надавливании фонендоскопом | Нет | Усиливается |
Изменение при наклоне в здоровую сторону. | Нет | Усиливается |
Ощущение звуков при пальпации грудной клетки. | Нет | Может быть |
Боль при глубокой пальпации в месте аускультации. | Нет | Часто бывает |
Бронхофония – проведение звука голоса из бронхов на грудную клетку.
Определение бронхофонии:
· приложить фонендоскоп на симметричные участки грудной клетки;
· ребёнок во время аускультации произносит слова, в которых больше букв «ч» и «ш» (чашка чая);
· выслушать слова.
|
|
У здорового ребёнка указанные слова не будут чётко выслушиваться.
При усиленной бронхофонии слова будут чётко выслушиваться на поражённом участке, что является признаком уплотнения лёгочной ткани или наличия в ней полостей (туберкулёз, пневмония, абсцесс и т.п.).
При ослабленной бронхофонии звук почти или вообще не выслушивается, что может быть у здорового ребёнка, занимающегося спортом, или при повышенной упитанности, а также в патологических случаях при накоплении жидкости или большого количества воздуха в плевральной полости.
Инструментальные методы исследования
Спирография – метод графической регистрации дыхательных движений, отражающих изменения лёгочного объёма.
Пневмотахометрия – способ определения бронхиальной проходимости, нарушение которой является признаком обструктивного синдрома.
Обследуются только дети школьного возраста.
Определение показателей пневмотахометрии:
· закрывается плотно зажимом нос ребёнка;
· делается ребёнком три раза в трубку форсированный максимально быстрый выдох (с определёнными интервалами);
· делается ребёнком три раза в трубку форсированный максимально быстрый вдох (с определёнными интервалами).
Из трёх показаний берётся один наибольший и сравнивается с нормативными данными.
Таблица 13