Занятие 2. Учимся выявлять проблемы

Цели:

- сформировать положительную мотивацию обучения;

- обучить навыкам проблематизации.

Задачи:

Обучающие:

- развитие коммуникативных умений учащихся для стимуляции творчества;

- развитие навыка проблематизации, рассмотрение проблемного поля и выделение подпроблем,.

Развивающие:

- способствовать формированию познавательного интереса, расширению кругозора;

- ведение дискуссии;

- умение делать выводы и обобщать;

Воспитательные:

- воспитывать самостоятельность.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1. Диагностика потенциала каждого участника группы.

2. Работа проектной группы.

3. Рефлексия.

Методические рекомендации к занятию.

На начальном этапе необходимо обеспечить заинтересован­ность детей в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной дея­тельности и творческой активности.

Мотивация обеспечивается доступными, выбранными в со­ответствии с интересами и индивидуальными возможностями обучающихся темой и проблемой учебного проекта.

В работе над проектом учащиеся принимают активное уча­стие в постановке целей и задач проекта, вытекающих из его проблемы. Приняв проблему как свою личную, обучающиеся приобретают личностную заинтересованность в ее решении. Это создает мотивацию личностного участия в работе.

Решение проблемы проекта необходимо не вообще, а для практической и (или) общественной пользы. Такое прикладное применение знаний привлекательно для подростков, стремя­щихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Для дальнейшей работы на первом этапе — «погружения в про­ект» — необходимо поработать с проблемой, т.е. и учителю, и уча­щимся понадобятся навыки проблематизации. Под проблематизацией мы понимаем рассмотрение проблемы и разбивку ее на ряд подпроблем, что можно сделать, если посмотреть на проблему под разными углами зрения, глазами различных участников рассмат­риваемого сюжета, ситуации или в зависимости от обстоятельств ее возникновения и т.д.

Ход занятия

1. Диагностика потенциала каждого участника группы и план ближайших перспектив для успешной реализации проекта.

Мой результат
Мой потенциал Моё ближайшее будущее
Я хочу… Я выбираю…
Я знаю… Я научусь…
Я умею… Я достигну…
Я могу… Я могу научить других…

В ходе беседы обсуждаются результаты диагностики. После завершения работы над проектом рекомендуется сравнить эти результаты с итоговой самооценкой.

2. Работа в группах.

Проблематизация начинается с очерчивания и обозначения (крат­кого поименования) проблемного поля и/или его части. Затем формулируется проблема в самых общих чертах, задавая только вектор направления поиска проблемы или ряда проблем для пос­ледующего их решения.

Следующим шагом проблематизации может быть высказывание (обозначение, выделение) тех ракурсов, под которыми может рассматриваться предложенная проблема. При наложении условия рассмотрения проблемы, т.е. рассмотре­ния ее не вообще, а под определенным углом зрения, происходят сужение, конкретизация, уточнение проблемы. Это приводит к формулированию нескольких похожих проблем, которые можно назвать подпроблемами исходной.

Из полученных таким образом множества формулировок пробле­мы (подпроблем) выбирается наиболее важная, или актуальная, или доступная для решения с первого взгляда. Возможно, что полученные формулировки не поддаются ранжированию, но выст­раиваются в ряд по определенной логической закономерности в порядке очередности их решения.

Если полученная формулировка все еще слишком общая и недо­статочно конкретна для немедленного ее решения, процесс уточ­нения проблемы можно повторить уже на новом уровне, т.е. про­делать разбивку ее на ряд подпроблем с последующим ранжирова­нием и выбором самой подходящей.

Поиск нужной формулировки проблемы заканчивается тогда, ког­да найденная формулировка всех устраивает. Кроме того, из фор­мулировки проблемы уже ясно, как будет формулироваться цель поиска ее решения.

Сужение проблемы можно проводить, рассматривая ситуацию, в которой она находится, задавая себе каждый раз вопрос «почему?» и сужая и конкретизируя поле рассмотрения ситуации.

Проблема и ситуация В чем причина, почему так?

потому, что... В чем причина, почему так?

потому, что... В чем причина, почему так?

потому, что... Проблема и ее причина?

Теперь ясно, как ее устранить, т.е. виден желаемый результат.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: