Общие рекомендации

Учитывая сложность и опасность маневров, отрабатываемых в данной теме, следует особенно тщательно объяснять и показывать учащемуся каждое действие, переходить к отработке новых приемов, маневров лишь тогда, когда будет видно, что учащийся свободно и технически правильно усвоил их.

Тема отрабатывается в течение четырех занятий: 1/ преодоление автомобилем препятствий на дороге, 2/ маневры автомобиля на железнодорожном переезде, 3/ перекрестках и остановках общественного транспорта и т. д., 4/ действия водителя при возникновении опасных дорожиых ситуаций.

Па занятиях по этой теме вырабатываются начальные навыки по выполнению ряда ответственных маневров и действий. Более обстоятельно они будут отрабатываться в реальных условиях движения по городским и загородным дорогам. Но это не значит, что отработка упражнений данной темы может проводиться поверхностно в надежде на то, что «недоучивание», «недоусвоение» учащимся будет возмещено потом. От того, как и какие основы будут заложены при отработке данной темы, во многом будет зависеть успех изучения последующих тем. Следует помнить, что в свое время допущенная и неисправленная ошибка может перейти в причину, которую намного труднее исправить, искоренить, чем тогда, когда она только возникла.

На занятии 1 отрабатываются приемы преодоления полосы препятствий на автодроме.

В начале отрабатываются упражнения по проезду левыми или правыми колесами по «колее» из положения напротив нее и с поворотом передними и задним колесом.

Задача учащегося направлять автомобиль гак, чтобы, проезжая через «колею», колеса не соскальзывали с бруса. Затем упражнение усложняется: те же действия учащийся совершает, проезжая по колейному мосту. Следует учитывать, что проезд по нему совершается на очень малой скорости.

Эти упражнения развивают чувство «колеи», которое, в частности, необходимо при заезде на смотровую канаву, эстакаду.

Когда учащийся будет готовиться к проезду «бугра», ему следует указать, что, подъезжая к сооружению, нужно коснуться его колесами. Далее следует как можно медленнее подняться передними колесами на вершину «бугра» и так же медленно съехать с него, остановившись затем так, чтобы колеса касались «бугра» с другой стороны. После этого нужно выполнять то же самое, наезжая задними колесами на «бугор» передним и задним ходом.

Пользуясь «клиньями», учащийся сначала тодкладывает их непосредственно под колеса автомобиля. Впереди «клиньев» устанавливается вертикальная рейка, помещенная на стойке на таком расстоянии от «клиньев», чтобы после того, как автомобиль достигает вершины сооружения, он передним бампером касался рейки. Когда учащийся достигает этого положения автомобиля, с помощью педали сцепления и педали дросселей следует в течение 2 3 секунд удерживать автомобиль на вершине «клиньев». Если въезд произойдет быстро, без точного расчета места остановки на «клиньях», бампер собьет рейку.

При отработке упражнений на косогоре и «холме» следует обратить внимание учащегося на то, что:

- перед началом преодоления подъема надо предварительно дать автомобилю разгон и включить ту передачу, на которой, по мнению учащегося, можно будет преодолеть весь подъем, плавно увеличивая нажатие на педаль дросселей, чтобы поддержать скорость движения автомобиля;

- при наличии достаточного подъема нужно уметь перейти на белее низкую передачу на подъеме, делая это быстро, с перегазовкой;

- при трогании после остановки на крутых подъемах,нельзя допустить рывки и скатываение автомобиля назад, для чего следует отпускать стояночный тормоз чуть позже, чем на ровной дороге;

- при вынужденной остановке автомобиля на подъеме или спуске следует затормозить его стояночным тормозом, повернуть передние колеса вправо - при отсутствии бордюра или влево - если бордюр есть, включить первую передачу или передачу заднего хода и подложить под колеса противооткатный упор;

- движение по косогору следует выполнять на низшей передаче, избежать резкого изменения скорости и направления;

- движение по крутым косогорам опасно, потому что может привести к опрокидыванию автомобиля (особенно, если в кузове размещен высоко расположенный груз); не менее опасно движение по скользкому косогору, с которого автомобиль может сползать боком вниз;

- крутые спуски преодолевать надо с включенным сцеплением и передачей, отпустив деталь дросселей, чем снижается перегрев тормозных барабанов и обеспечивается надежность автомобиля.

Перед началом занятия по погрузке автомобиля на железнодорожную платформу мастер вместе с учащимся должен проверить ее исправность, устойчивость погрузочной площадки (аппарелей), обратив внимание на надежность креплений платформы.

Въезд автомобиля на платформу и съезд с нее должны производиться иа низшей передаче.

Сначала отрабатывается более простой въезд иа платформу с заднего борта, а затем — с боковых бортов.

Учащийся должен наблюдать за тем, чтобы, погруженный на платформу автомобиль был расположен симметрично относительно ее поперечной и продольной осей. На автомобиле должны быть включены стояночный тормоз и задняя передача.

Давая домашнее задание учащемуся на предыдущем занятии, мастер указывает на обязательное повторение пунктов 16.1 - 16.8 Правил дорожного движения, и перед началом отработки упражнения по проезду через железнодорожные переезды проверяет задание учащемуся этих пунктов.

На предыдущем обучению проезда перекрестков занятии учащемуся надо дать домашнее задание повторить пункты 7.1, 7.5, 14.1, 14.2, 14.4 -14.6,14.11, 15.1 - 15.4 Правил дорожного движения, а на самом занятии проверить, насколько точно усвоил их учащийся. Проводя занятие по проезду перекрёстков, маневр надо отрабатывать не весь сразу, а разделив его на этапы: приближение к перекрестку, въезд на перекресток, проезд перекрестка, выезд за границы перекрестка. При этом должно обращаться внимание учащегося на то,, что главное на каждом этане выполнения маневра, на что следует обращать особое внимание. Например, при приближении к перекрестку следует наблюдать за знаками приоритета, определить, па какой дороге они находятся - главной, равнозначной, второстепенной и т. д.

Важное место в отработке Движения по дороге с низким коэффициентом сцепления занимают практические советы мастера:

- на скользкой дороге трогаться с места надо особенно плавно, чтобы не сорвать колеса в пробуксовку (на очень скользкой дороге лучше трогаться со второй передаче);

- двигаться надо при включенной передаче с пониженной скоростью, избегая при этом резких поворотов рулевого колеса, торможений и изменения частоты вращения коленчатого вала двигателя;

- на скользкой дороге единственным должно быть плавное торможение и производиться оно должно в несколько приемов, осуществляться преимущественно двигателем, сбрасывая газ, затем плавным импульсным нажатием на педаль тормоза, не выключая сцепления;

- на участке с вязким грунтом надо останавливать автомобиль на таком расстоянии перед участком, чтобы можно было двигаться по нему на как можно более высокой скорости и включать такую промежуточную передачу, на которой можно проехать весь участок;

- совершать непрерывное и, по возможности, плавное движение без рывков и резких торможений, не переключая передачи и не останавливаясь -это из непременных условий движения по участку с вязким грунтом;

- при вынужденной остановке на таком участке нельзя допустить буксования колес, а при застревании автомобиля следует вывести застрявшие колеса (как практически это делается, учащийся узнает, отрабатывая тему «Вождение по бездорожью» при вождении автомобиля по загороднымдорогам).

Большое значение имеет формирование у учащегося начальных навыков действий в опасных ситуациях при технических неисправностях автомобиля. Здесь мастеру необходимо дать учащемуся ряд практических советов. Осуществление их возможно следующим образом: мастер подает команды, по которым учащийся начинает действовать так, как бы он действовал, если бы эти неисправности случались на самом деле:

при отказе рабочей тормозной системы:

- быстро покачать педаль тормоза - возможно, удастся создатьдавление в системе,

- тормозить двигателем, быстро включая более низкие передачи;

- применить экстренное торможение, плавно включить стояночный тормоз, а если он не срабатывает, то направлять автомобиль на вязкое и упругое препятствие (сугроб, груду песка, кустарник и т. д.) или на естественные подъемы дороги;

при отказе рулевого управления:

- не тормозить резко и не поворачивать резко руль;

- удерживая рулем автомобиль на дороге, плавно снижать скорость;

- как крайняя мера – тормозить до блокировки, юза колес;

если лопнула передняя шина:

- крепко удерживать руль двумя руками, тянуть его в сторону,противоположную той, где вышла из строя шина;

- уменьшить до 30 - 40 км/час скорость движения автомобиля, плавнои медленно притормаживать,

если отвалилось переднее колесо:

- плавно тормозить;

- если автомобиль сильно бросает или разворачивает, отпустить
тормоз, затем снова затормозить его;

- следить за тем, чтобы тормозной барабан (диск) не попал в выемку
или выступ на дороге;

если сломалась подвеска:

- крепко удерживать руль двумя руками, тянуть его в сторону,
противоположную той, где вышла из строя подвеска;

- следить за тем, чтобы рычаг подвески не попал в выступы дороги.

Для развития у учащегося навыков скоростного маневрирования и торможения автомобиля можно применять следующий прием обучения.

На скользком участке дороги стойкой обозначается место, где следует применить торможение.

Задача учащегося:

- совершить разгон автомобиля до максимально возможной (по указанию мастера) скорости;

- при подъезде к стойке на, короткий промежуток времени плавно увеличить нажатие на педаль тормоза, добиваясь эффекта блокировки колес автомобиля;

- в момент возникновения блокировки несколько ослабить нажатие на педаль тормоза с тем, чтобы прекратить скольжение (но не отпускать недаль полностью);

- после разблокировки колес усилить нажатие на педаль тормоза до повторения их блокировки (действуя повторно несколько раз до полной остановки автомобиля).

Занятие 1. Тема: «Преодоление препятствий на дороге».

Мастер:

- проверяет наличие индивидуальной книжки у учащегося, сверяет по ней номер подлежащей отработке темы занятия;

- объявляет тему и цель занятия.

1-й этап занятия. Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по преодолению «колеи»;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение.
Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

2 -й этап занятия.

Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по преодолению колейного места;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

3-й этап занятия. Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по преодолению «седловины»;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

4-й этап з анятия. Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по преодолению «бугра»;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

5-й этап зан ятия. Мастер:

- знакомит учащегося с последовательностью действий по
преодолению «клиньев»;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

6-й этап занятия. Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по преодолению косогора;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет- задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

7-й этап занятия. Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по преодолению «холма»;

- указывает на Возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

Мастер:

- дает контрольное задание совершить проезд по всем элементам полосы препятствий на автодроме;

- наблюдает за действиями учащегося, замечает, но не исправляет допущенные им ошибки;

- по окончании выполнения учащегося контрольного задания
анализирует качество его выполнения;

- объявляет и выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает
учащемуся расписаться и соответствующих графах книжки,

- отвечает на вопросы учащегося.

Занятие 2. Тема: «Управление автомобилем в сложных условиях»

(действия по погрузке автомобиля на железнодорожную платформу и проезду через железнодорожный переезд).

Мастер:

- проверяет наличие индивидуальной книжки у учащегося, сверяя по ней номер подлежащей отработке темы занятия;

- объявляет тему и цель занятия.

1-й этап занятия. Мастер:

- знакомит учащегося с последовательностью действий по подаче
автомобиля к железнодорожной аппарели с заднего и боковых (правого и
левого) бортов;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

2-й эта п занятия.. Мастер:

знакомит учащегося с последовательностью действий по осуществлению въезда автомобиля на железнодорожную платформу с боковой аппарели, проезду по платформе с остановками в заданном месте и съезда с платформы по торцовой аппарели;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет упражнение.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

3-й эта п занятия. Мастер:

- знакомит учащегося с последовательностью действий по проезду
через железнодорожный переезд без шлагбаума и со шлагбаумом;

- указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

Мастер:

- дает контрольное по занятию задание совершить въезд и съезд
автомобиля с железнодорожной платформы, проезд через регулируемый и
нерегулируемый шлагбаумом железнодорожный переезд;

.- наблюдает за действиями учащегося, замечает, но не исправляет их ошибки;

- по окончании выполнения учащегося контрольного задания
анализирует качество его выполнения;

- - объявляет и выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает учащемуся расписаться в соответствующих графах книжки;

- отвечает па вопросы.

Занятие 3. Тема: «Управление автомобилем в сложных дорожных условиях»

(продолжение).

Мастер:

- проверяет наличие индивидуальной книжки у учащегося, сверяя по ней номер подлежащей отработке темы занятия;

- объявляет тему и цель занятия.

1- й этап за нятия. Мастер:

- знакомить учащегося с последовательность действий по проезду
через регулируемый и нерегулируемый светофором перекрестки;

- знакомит учащегося со схемой учебного маршрута; -указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

2- й этап занятия..Мастер:

- знакомит учащегося с последовательностью действий при проезде
мимо остановок общественного транспорта;

- знакомит учащегося со схемой учебного маршрута; -указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение. Учащийся выполняет задание.

Мастер наблюдает за его действиями, указывает на допущенные им ошибки.

3-й эт ап занятия. Мастер:

- знакомит учащегося с последовательностью действий при появлении
«пешехода» (макета) на кольцевой дороге автодрома, не указывая, где и
когда этот макет появится;

-указывает на возможные ошибки при выполнении упражнения;

- дает задание выполнить упражнение.
Учащийся выполняет задание.

Мастер дает команды о появлении «пешехода» на дороге, наблюдает за его действиями учащегося, указывает па допущенные им ошибки. Мастер:

- дает контрольное по занятию задание совершить:
проезд перекрестков;

проезд мест остановок общественного транспорта; проезд пешеходных переходов;

- наблюдает за действиями учащегося, замечает, но не исправляет
допущенные ошибки;

- по окончании выполнения учащегося контрольного задания
анализирует качество его выполнения;

- - объявляет И выставляет оценку в индивидуальную книжку, дает
учащемуся расписаться в соответствующих графах книжки;

- отвечает на вопросы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: