Государственная поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств

Задача, обозначенная в приоритетном нацпроекте, по увеличению объемов реализации агропродукции крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (к 2008 году на 6%), решалась и продолжает решаться за счет следующих мероприятий:

· увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов. Основной механизм: субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России;

· модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов, сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции, сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов;

· формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования, что позволит повысить доступность кредитных ресурсов длясельхоз товаропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков.

В процессе мониторинга за реализацией приоритетного национального проекта «Развитие АПК», проводимого по методике ВИАПИ имени А.А. Никонова, при участии отраслевых институтов Россельхозакадемии и агровузов Минсельхоза России (в 2006 - 2007 годах), были выявлены определенные трудности и риски в части кредитования крестьянских (фермерских) хозяйств[16].

Среди трудностей и рисков можно выделить;

· -отсутствие или недостаточность залоговой базы у кредитуемых хозяйств, что не позволяет привлечь необходимое количество финансовых ресурсов;

· -недостаточное количество хозяйствующих субъектов, которые могли бы выступить в качестве поручителей;

· - сложная процедура оформления кредита и субсидий (отсутствие у заемщиков необходимой подготовки в финансовой области; слишком большой пакет документов при ограниченности срока оформления кредита; у фермеров возникают проблемы с предоставлением документов о своих доходах; сложность в регистрации принадлежащих фермерам земельных участков, имущества и хозяйственных построек);

· -риск невозврата оформленного кредита (из-за трудностей с реализацией агропродукции фермеры зачастую не могут получить запланированные денежные доходы), нецелевое использование кредитных средств;

· -слабое развитие земельно-ипотечного кредитования и недостаточная развитость филиальной банковской сети;

· -недобросовестное отношение к выдаче рекомендаций со стороны глав отдельных муниципальных образований.

В целях устранения выше обозначенных проблем (трудностей и рисков) необходимо принять следующие меры:

Ø Упростить процедуру оформления кредита в части организации документооборота, увеличить срок кредитования до 10 лет;

Ø Создать региональные и муниципальные залоговые и гарантийные фонды обеспечения возвратности кредита, усовершенствовать механизм залогового обеспечения под залог казенного имущества и других видов поручительства;

Ø Расширить филиальную сеть банков в регионах и продолжить работу над развитием системы ипотечного кредитования под залог земель сельскохозяйственного назначения, упростив процедуры оформления земельных участков в собственность и регистрации имущества для залогового обеспечения;

Ø Обеспечить на государственном уровне гарантированный сбыт продукции по ценам, позволяющим отечественным производителям не только покрывать свои издержки на производство продукции, но и получать прибыль, одновременно повышая пошлины на ввоз импортной продукции;

Ø Разработать единый государственный реестр фермерских хозяйств, отменить жесткий возрастной ценз для глав крестьянских (фермерских) хозяйств получателей кредитов, расширить перечень сельскохозяйственной техники и оборудования, для которых предоставляется субсидированный кредит, дать возможность их приобретения под залоговые обязательства региона;

Ø Ввести механизм финансовой ответственности глав муниципальных образований за выданные для получения кредита рекомендации;

Ø Активизировать работу информационно-консультационных центров и служб по оказанию организационной, правовой и иной помощи малым формам хозяйствования.

Другая серьезная проблема, требующая вмешательства государства -обеспеченность КФХ землей. Кажется, что процесс укрупнения КФХ идет активно, но это происходит за счет новых крупных собственников, а не за счет увеличения площадей в действующих КФХ. подлинные КФХ лишены не только возможности приобрести дополнительную землю, но и оформить в собственность уже имеющуюся. Это во многом связано с тем. что больших затрат требуют землеустроительные работы. При этом полезно вспомнить, что исстари в России при проведении земельных реформ предусматривались механизмы, позволяющие крестьянам выкупать земли, а землеустроительные работы для их выполнялись за счет казны.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: