Охрана окружающей среды

В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ”

Правовое регулирование качества сельскохозяйственного производства и охраны окружающей среды в сельском

хозяйстве.

Производство качественной сельскохозяйственной продукции.

Предметом аграрного права является преж­де всего определенная совокупность общественных отношений, не­посредственно связанных с производством сельскохозяйственной продукции, ее переработкой, хранением и реализацией. Сельское хозяйство — одна из важнейших отраслей экономики, от состоя­ния которой зависит обеспечение населения продуктами пита­ния, а промышленности — сырьем. Именно сельскохозяйственные предприятия и организации независимо от форм собственности на контрактной основе выполняют заказы на закупку и поставку товарной сельскохозяйственной продукции, сырья и продоволь­ствия для государственных нужд. Товарной — значит, по качеству соответствующей государственным стандартам, техническим усло­виям, медико-биологическим и санитарным нормам, особым усло­виям, устанавливаемым государственными контрактами.

Проблемы функционирующего сельского хозяйства — это проб­лемы национальной безопасности, в частности продовольственной независимости страны (продовольственной безопасности). Од­ними из составляющих продовольственной безопасности являют­ся качество и безопасность пищевой продукции.

Вопросы качества продовольствия непосредственно связаны со здоровьем населения — важным фактором развития страны.

В Российской Федерации за последние годы по данной проблеме принят пакет нормативных правовых актов. Например, Федераль­ные законы от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопас­ности пищевых продуктов», от 5 декабря 1998 г. № 183-ФЭ «О го­сударственном надзоре и контроле за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки», от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии»; и другие акты, регламентирующие качество и безопасность пищевых продуктов посредством:

применения мер государственного регулирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов;

проведения субъектами, осуществляющими деятельность по производству и обороту пищевых продуктов, организационных, агрохимических, ветеринарных, технологических, инженерно-технических, санитарно-противоэпидемических и фитосанитарных мероприятий по выполнению требований нормативных документов к пищевым продуктам, условиям их изготовления, хранения, перевозок и реа­лизации;

проведения производственного контроля за качеством и безо­пасностью пищевых продуктов, условиями их изготовления, хра­нения, перевозок и реализации, внедрением систем управления ка­чеством пищевых продуктов;

применения мер по пресечению нарушений требований нор­мативных документов, а также мер гражданско-правовой, админи­стративной и уголовной ответственности к лицам, виновным в со­вершении указанных нарушений.

Производители обязаны предоставлять покупателям или по­требителям, а также органам государственного надзора и контроля полную и достоверную информацию о качестве и безопасности пи­щевых продуктов, соблюдении требований нормативных докумен­тов при изготовлении и обороте пищевых продуктов.

Федеральные органы исполнительной власти по государствен­ному надзору в области стандартизации и сертификации, государ­ственного санитарно-эпидемиологического надзора, ветеринарно­го надзора обеспечивают граждан (в том числе индивидуальных предпринимателей), юридических лиц и др. информацией о каче­стве и безопасности пищевых продуктов, о соблюдении требований нормативных документов при изготовлении и обороте пищевых продуктов, о подтверждении их соответствия требованиям норма­тивных документов, а также о нормативных документах и мерах по предотвращению реализации некачественных и опасных пище­вых продуктов.

Федеральный закон от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (ст. 10) «О защите прав потребителей» содержит специальную норму об информации о товарах, которая должна содержать:

сведения об основных потребительских свойствах товаров в отношении продуктов питания;

сведения о составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления продуктов питания пищевых добавок, био­логически активных добавок, о наличии компонентов, полученных с применением генно-инженерно- модифицированных организмов, если содержание указанных организмов в таком компоненте со­ставляет более 0,9%);

пищевой ценности, назначении, об условиях применения и хра­нения продуктов питания, о дате и месте изготовления и об упаковке (расфасовке) продуктов питания, а также сведения о противопоказаниях для их применения при отдельных заболеваниях. Перечень товаров, информация о которых должна содержать противопоказа­ния для их применения при отдельных заболеваниях, утверждает­ся Правительством РФ.

Совершенствование процесса производства сельскохозяйственной продукции невозможно без материального (морального) сти­мулирования, поскольку производство качественной продукции влечет за собой значительные дополнительные затраты.

В целях увеличения объема производства и реализации каче­ственной продукции крайне необходимо экологизировать весь процесс выращивания растениеводческой и животноводческой продукции, изыскивать новые подходы, например, предоставляя производителям кредитные и налоговые льготы.

На процесс производства продукции сельского хозяйства влия­ют как естественные (природные) факторы, так и особенности пра­вового положения субъектов отношений по ее производству — про­изводителей. Это предопределяет необходимость выработки новой концепции форм влияния государства на производство качествен­ной продукции с учетом его перспективного развития, сочетая ме­ханизмы публично-правового и частноправового регулирования.

Согласно Федеральному закону от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» одним из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополу­чия населения.

В Законе № 52-ФЗ (ст. 15) перечислены санитарно-эпиде­миологические требования к продуктам, пищевым добавкам, про­довольственному сырью и технологиям их производства.

Пищевые продукты должны удовлетворять физиологиче­ским потребностям человека и не должны оказывать на него вред­ное воздействие.

Пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации населению должны соответствовать санитарным нормам.

Производство, применение (использование) и реализация населению новых видов (впервые разрабатываемых и внедряемых в производство) пищевых продуктов, пищевых добавок, продо­вольственного сырья, внедрение новых технологических процессов их производства и технологического оборудования допускаются при наличии санитарно-эпидемиологических заключений о соот­ветствии их санитарным нормам.

Граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транс­портировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, должны выполнять санитарные прави­ла и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

Не соответствующие санитарным правилам и представляю­щие опасность для человека пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье, немедленно снимаются с производства или реализации.

Снятые с производства или реализации пищевые продукты, пищевые добавки, продовольственное сырье должны быть исполь­зованы их владельцами в целях, исключающих причинение вреда человеку, или уничтожены.

Продукция, ввозимая на территорию Российской Федера­ции и предназначенная для реализации населению, не должна: оказывать вредное воздействие на человека и среду обитания; допускаться к ввозу на территорию Российской Федерации без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии ее санитарным нормам.

Отдельные виды продукции, которые впервые ввозятся на тер­риторию Российской Федерации и перечень которых устанавлива­ется Правительством РФ, до их ввоза на территорию нашей страны подлежат государственной регистрации.

Обязательства о выполнении требований санитарного законо­дательства к продукции, ввозимой на территорию Российской Фе­дерации, гарантии соблюдения санитарных правил при поставке каждой партии такой продукции являются существенным услови­ем договоров (контрактов) поставок продукции.

Отдельные статьи Закона № 52-ФЗ регулируют санитарно-эпидемиологические требования к условиям работы с биологичес­кими веществами, биологическими и микробиологическими орга­низмами и их токсинами, в том числе условия работы в области ген­ной инженерии (обязательность санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии условий выполнения таких работ са­нитарным правилам и государственная регистрация веществ и про­дукции). Статья 44 Закона посвящена государственному санитарно- эпидемиологическому надзору.

Порядок государственного надзора и контроля в области обес­печения качества и безопасности пищевых продуктов предусмот­рен постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. № «О государственном надзоре и контроле в области обеспе­чения качества и безопасности пищевых продуктов». В постанов­лении помимо органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор за соответствием госу­дарственным санитарно-эпидемиологическим правилам, нормам и гигиеническим нормативам пищевой ценности пищевых продук­тов, безопасности пищевых продуктов, перечислены другие органы исполнительной власти, выполняющие функции в данной области. Например, на органы и учреждения государственной ветеринарной службы Российской Федерации возложен государственный вете­ринарный надзор за соответствием ветеринарным правилам, нор­мам и правилам ветеринарно-санитарной экспертизы:

пищевых продуктов животного происхождения (мяса и мясо­продуктов, молока и молокопродуктов, сырых яиц и продуктов их первичной переработки, рыбы и морепродуктов, меда и продуктов пчеловодства);

условий заготовки пищевых продуктов животного происхожде­ния, подготовки их к производству, изготовления, ввоза на терри­торию Российской Федерации, хранения, транспортировки и по­ставок;

пищевых продуктов животного и растительного происхожде­ния непромышленного изготовления и др.

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) на основании Федерального за­кона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 «О ветеринарии» и в соответ­ствии с Правилами государственной регистрации лекарствен­ных средств для животных и кормовых добавок, утвержден­ными приказом Минсельхоза России от 1 апреля 2005 г. № 48 осуществляет государственную регистрацию лекарственных средств для животных.

Зарегистрированные в установленном порядке лекарствен­ные средства для животных включаются в Реестр лекарствен­ных средств для животных, кормовых добавок, а также кормов, содержащих генно-модифицированные организмы, который на основании постановления Правительства РФ от 12 июля 2008 г. № 450 находится в ведении Министерства сельского хо­зяйства РФ.

Цель ведения реестра – государственный контроль за безопасным использованием кормов, полученных из модифицированных организмов.

В случае выявления негативного воздействия корма, полуенного из модифицированных организмов, на здоровье животных, подтвержденного проведенной в установленном порядке экспертизой, государственная регистрация корма может быть аннулирована Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (с соответствующей записью в реестре).

Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и его территориальные органы производят госу­дарственный надзор и контроль в области стандартизации, мет­рологии и сертификации за соответствием государственным стандартам, например: качества продукции, упаковки, маркировки и информации о продукции при ее разработке, подготовке к производству, изготовлении, хранении, транспортировке и по­ставке.

С 1 ноября 2005 г. контроль качества зерна и продуктов его переработки при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из нее осуществляют органы по сертификации и испытательные лабора­тории (центры), аккредитованные Федеральной службой по вете­ринарному и фитосанитарному надзору.

В полномочия Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства сельского хозяйства РФ, Министер­ства экономического развития РФ, Федерального агентства по тех­ническому регулированию и метрологии и др. входят меры по обеспе­чению взаимодействия, усилению и повышению эффективности государственного надзора и контроля за качеством и безопасно­стью продукции при ее изготовлении и обороте.

Улучшение качества сельскохозяйственной продукции явля­ется национальной проблемой всех государств независимо от их политического и экономического строя. Поэтому в Основных на­правлениях агропродовольственной политики Правительства РФ На 2001-2010 годы, во исполнение Плана первоочередных меро­приятий по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК», производство качественной сельскохозяйствен­ной продукции — первостепенная задача.

Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 г. № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» одобрена программа по раз­витию сельского хозяйства, основными целями которой являют­ся: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяй­ственной продукции на основе финансовой устойчивости и мо­дернизации сельского хозяйства, сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Наряду с действующим Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» сельскохо­зяйственное производство остро нуждается в стандартах на тех­нологические операции для комплексного управления качеством продукции, в разработке модели экологически устойчивого аграр­ного производства на основе системы мер по предотвращению деградации земель, системы экологических ограничений земле­пользования и землевладения, мер по охране земель при различ­ных формах земельной собственности. Экологическое (биологи­ческое, органическое, альтернативное) сельское хозяйство — одно из направлений сельского хозяйства, при котором не используются генно-модифицированные организмы, синтетические химические удобрения и средства защиты. Все процессы производства в соот­ветствии с сертификатом обеспечивают замкнутый цикл при до­стижении природо- и ресурсосберегающего эффекта.

Сертифицированное экологически чистое сельское хозяйство практикуется в десятках стран мира и является одним из самых быстрорастущих сегментов аграрного рынка. По потреблению экологических продуктов сельского хозяйства на душу населения мировыми лидерами являются Швейцария и США. Самыми большими площадями под экологическое сельскохозяйственное производство располагают Австралия, Аргентина и Китай.

В настоящее время не существует общепринятой международ­ной классификации нового рынка экологически безопасной про­дукции, охватывающей все сферы производства и услуг. 32 страны имеют утвержденные стандарты на экологически чистую продукцию. В России есть международный экологический фонд, который ведет лишь Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной экологической продукции.

В связи с повышением спроса на экологически чистую сель­скохозяйственную продукцию в Европе к 2010 г. 30% сельскохозяйственных земель планируется использовать под органическое земледелие. В настоящее время более 10% австрийского сельского хозяйства — органическое. Органическое сельское хозяйство — наиболее быстрорастущий сектор в австрийской экономике и единственный растущий сектор в экономике Великобритании, в которой существует 445 органических ферм (в Англии и Уэль­се). В швейцарском сельском хозяйстве доля органического зем­леделия занимает 7,8%. Мировой объем продаж продуктов органи­ческого земледелия составляет 25 млрд долл. в год.

XXI век объявлен веком биотехнологий, однако реальных до­стижений в сфере агробиотехнологий, производстве экологиче­ски чистой продукции растениеводства в России пока немного. Следует ожидать, что начавшийся в последние годы рост сельско­хозяйственного производства даст мощный импульс биотехнологическим инновациям, поскольку именно инновации в мировом сельском хозяйстве и пищевой промышленности давно стали решающим конкурентным преимуществом транснациональных корпораций.

Другими словами, производство качественной сельскохозяйст­венной продукции зависит от здоровой земли, чистого воздуха, чистой воды и многих других факторов. Только совместными уси­лиями возможно решение глобальной комплексной международ­ной проблемы — производство качественного продовольствия.

Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве

Характеристика экологических проблем в аграрной сфере

Сельскохозяйственная деятельность связана не только с интенсивным использованием разных природных ресурсов, прежде всего земли, но и разнообразными вредными воздейст­виями на природу — почвы, воды, атмосферный воздух, расти­тельный и животный мир.

Сведения о состоянии окружающей среды в аграрной сфере и влиянии сельскохозяйственной деятельности на природу со­держатся как в официальных источниках, так и иных — науч­ных, в СМИ и др.

Согласно постановлению Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 99 «О Федеральной целевой программе «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйствен­ного назначения и агроландшафтов как национального достоя­ния России на 2006—2010 годы и на период до 2012 года» сель­скохозяйственные угодья, выбывшие из оборота за последние 15 лет, составили более 15 млн га, более 56 млн га пашни ха­рактеризуются низким содержанием гумуса. Среднегодовой де­фицит гумуса в пахотном слое за последние годы в среднем в Российской Федерации составил 0,52 т на гектар. Вносимые дозы минеральных и органических удобрений не компенсируют потерю (при сборе урожая) питательных веществ почв. Даль­нейшая деградация и выбытие сельскохозяйственных угодий из оборота могут привести к полной стагнации сельскохозяйст­венного производства.

Достаточно ярко уточняет характеристику состояния эколо­гических проблем в аграрной сфере газета «Крестьянские ведо­мости». Немало страданий нашему АПК доставляет техноген­ное загрязнение. Только площади распространения выбросов вокруг промышленных комплексов охватывают около 18 млн га. На 3,6 млн га почвенный покров загрязнен тяжелыми ме­таллами. Зона распространения радиоактивного загрязнения достигает 175 тыс. км. Содержание радионуклидов и химиче­ских веществ в почвах многих регионов страны превышает до­пустимые пределы в несколько раз. Как же вести сельскохозяй­ственное производство в таких условиях? Можно ли получать качественную продукцию на загрязненных землях? Насколько регулируемы уровни загрязнения?

3. Экологическую ситуацию в сельском хозяйстве комменти­рует вице-президент Россельхозакадемии, академик А. Л. Ива­нов. «Техногенез достиг таких масштабов, что может рассмат­риваться как угроза национальной безопасности. Судите сами, 20% населения проживает в зоне экологического бедствия и еще 35—40% — в регионах, находящихся на грани экологиче­ского кризиса. Современная промышленность изобилует опас­ными с точки зрения экологии объектами. Но и АПК не идеа­лен. Например, свиноводческий комплекс мощностью 108 тыс. голов выбрасывает в атмосферу каждый час 1,5 млрд микроб­ных тел, 159 кг аммиака, 14,5 кг

сероводорода, 29,9 кг пыли кормов. В конечном счете, все это воздействует на сельскохо­зяйственные земли. А если вспомнить еще проблему утилизации тысяч тонн непригодных к использованию пестицидов и агрохимикатов! А проблему фузариума! Только за последние 10 лет количество зерна, зараженного микотоксинами, увеличилось в 20 раз. В годы эпифитотий (1993 и 2000 гг.) из государственных запасов было выбраковано 4 и 3 млн т зерна соответственно, судьба которого, кстати сказать, весьма туманна. Однако больше всего бед по-прежнему доставляют тяжелые металлы и радионуклиды. Но кроме них появились экзотические виды загрязнителей — это электромагнитные и другие виды неионизирующих излучений и повышенная УФ-радиация на территориях, где обнаружено истощение озонового слоя. Очевидно, что техногенное загрязнение очень разнообразно. И зачастую на одной территории совместно действуют несколько антропогенных источников».

4. С учетом высоких уровней и масштабов загрязнения природы агрохимикатами и промышленными токсикантами академик А. Л. Иванов дает крестьянам, которые вынуждены тру­диться на загрязненной земле, важные с эколого-правовой точ­ки зрения рекомендации. «Нашими ведущими учеными разработаны и активно внедряются специальные системы веде­ния хозяйства в условиях техногенеза. Принципом одной из та­ких систем является снижение до разумного минимума всех до­полнительных воздействий на агроценозы с последующей опо­рой на их собственный биопотенциал. Уже разработаны эффективные технологии биологического земледелия. Каждая из них начинается с предпосевной обработки семян комплекс­ными соединениями с биологической активностью — индукто­рами иммунитета, а также микробиологическими препаратами для подавления или уничтожения инфекции и улучшения со­стояния посевов. Кроме того, можно обработать предпосевной материал УФ-С-излучением — этот прием позволяет получить безвирусные семена, а также повысить продуктивность культур, сократить потери при хранении, свести к минимуму использо­вание пестицидов. Впрочем, от последних рекомендуется отка­заться вовсе, применяя биологические методы борьбы с болез­нями и вредителями. Речь идет об использовании энтомофагов и микробных препаратов при сохранении и активизации при­родных механизмов регуляции их численности. Важно под­черкнуть, что биологическое земледелие предусматривает высо­кую культуру агротехники, как основу получения «чистых» по­севов и качественной продукции. Учитывая современную ситуацию в АПК, совсем отказываться от удобрений, как дик­туют традиционные принципы биологизации, в нашей стране нельзя. Поэтому ученые предлагают вносить новые виды удоб­рений, которые наиболее полно усваиваются растениями. Кро­ме того, мы обращаем внимание на внедрение современных травопольных севооборотов, использование сидеритов и, нако­нец, оптимизацию условий работы свободноживущих и ассоциативных азотфиксаторов».

5. По утверждению академика A. Л. Иванова, на загрязнен­ных территориях можно получать качественную продукцию растениеводства и животноводства. «Главное правильно орга­низовать производство, переработку и хранение, кроме того,

проводить реабилитацию земель. Так, например, в зонах воз­действия транспортных магистралей на посевы с выхлопными газами поступают в основном свинец и цинк. Поэтому, прежде всего поля нужно защитить лесополосами, которые способны активно задерживать эти токсиканты. Выращивать здесь можно смело зерновые и технические культуры, которые меньше всего накапливают свинец и цинк, а вот от картофеля, моркови и лу­ка лучше отказаться. Не следует также выпасать молочный скот в таких зонах, так как свинец активно накапливается в траво­стое и затем поступает в молоко коров. Впрочем, вся система животноводства на загрязненных землях основана на подборе чистых кормов или очистке их с помощью специальных сор­бентов. Если на поля воздействуют промышленные предпри­ятия, выгодно возделывать лишь те культуры, хозяйственно-ценная часть которых не подвергается прямому загрязнению от выбросов. Это клубне- и корнеплоды, технические культуры. Часть земель, расположенных в санитарно-защитной зоне предприятий, целесообразно вообще выводить из оборота. А на остальных вносить агромелиоранты (известь, доломитовую му­ку, бентонит, палогорскитовые глины), снижающие биологиче­скую подвижность токсикантов в почве и их переход в сельхоз­продукцию. Подобные системы ведения хозяйства разработаны практически для всех категорий загрязнителей».

Законодательство об охране окружающей среды в сельском хозяйстве

1. Экологическое право, регулирующее отношения по охра­не окружающей среды, — комплексная отрасль в правовой сис­теме России. Соответственно, отношения по охране окружаю­щей среды в целом и применительно к сельскому хозяйству, в частности, регулируются не только нормами экологического права, но и актами многих других отраслей — конституционно­го, административного, уголовного, гражданского и самого аг­рарного права.

1 2. Важные положения по охране окружающей среды содер­жатся в Конституции РФ. Согласно ее ст. 9 земля и другие при­родные ресурсы используются и охраняются в Российской Фе­дерации как основа жизни и деятельности народов, проживаю­щих на соответствующей территории. Значение этой нормы, прежде всего, в том, что она определяет, закрепляет экологиче­скую функцию всех субъектов экологического права, включая и государство. И природопользователи, и государство обязаны обеспечивать рациональное природопользование и охрану при­роды — основы жизни и деятельности человека.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ природопользо­вание, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, а также земельное, водное, лесное законодатель­ство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что отношения по природопользова­нию и охране окружающей среды регулируются актами, прини­маемыми как на федеральном уровне, так и на уровне субъек­тов РФ.

Основные требования по охране окружающей среды, ко­торые должны соблюдаться и в аграрной сфере, установлены Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Он содержит как общие требования, мно­гие из которых рассматриваются при характеристике правовых мер по охране окружающей среды в сельском хозяйстве так и специализированные требования в области охраны окружаю­щей среды при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения (ст. 42), при мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и экс­плуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений (ст. 43) и при использовании хи­мических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве (ст. 49).

Так, согласно ст. 42 названного Закона при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должны соблю­даться требования в области охраны окружающей среды, про­водиться мероприятия по охране земель, почв, водных объек­тов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружаю­щую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляю­щие производство, заготовку и переработку сельскохозяйствен­ной продукции, иные сельскохозяйственные организации при осуществлении своей деятельности должны соблюдать требова­ния в области охраны окружающей среды. Объекты сельскохо­зяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие за­грязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и атмосферного воздуха.

При мелиорации земель, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и эксплуатации мелиора­тивных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений должны приниматься меры по охране водных объ­ектов, земель, почв, лесов и иной растительности, животных и других организмов, а также предупреждению другого негатив­ного воздействия на окружающую среду при осуществлении мелиоративных мероприятий. Мелиорация земель не должна приводить к ухудшению состояния окружающей среды, нару­шать устойчивое функционирование естественных экологиче­ских систем (ст. 43).

В полной мере к сельскохозяйственной деятельности при­менимы требования по охране и использованию вод, установ­ленные Водным кодексом РФ; охране атмосферного воздуха, ус­тановленные Федеральным законом от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; охране и использованию животного мира, установленные Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»; требования, предусмотренные иными актами природоресурсного законода­тельства.

Многие требования по использованию и охране земель, ад­ресованные аграрной сфере, установлены Земельным кодек­сом РФ. Наряду с другими категориями, Кодекс по традиции выделяет земли сельскохозяйственного назначения.

В ст. 13 ЗК установлен ряд наиболее важных требований, определяющих содержание охраны земель, в том числе сельскохозяйственного назначения. В целях охраны земель собст­венники земельных участков, землепользователи, землевладель­цы и арендаторы земельных участков обязаны проводить меро­приятия:

по сохранению почв и их плодородия;

защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтоп­ления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уп­лотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веще­ствами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых про­исходит деградация земель;

защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревья­ми и кустарниками, сорными растениями, а также защите рас­тений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организ­мов, способных при определенных условиях нанести вред де­ревьям, кустарникам и иным растениям);

ликвидации последствий загрязнения, в том числе биоген­ного загрязнения, и захламления земель;

сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодо­родия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

сохранению плодородия почв и их использованию при про­ведении работ, связанных с нарушением земель.

Важным направлением поддержания и повышения плодо­родия земель является их мелиорация. Правовые основы дея­тельности в области мелиорации земель, а также права и обя­занности граждан (физических лиц) и юридических лиц, осу­ществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих эффективное использование и охрану мелио­рированных земель, установлены Федеральным законом от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель».

В Федеральном законе от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О са­нитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определе­ны санитарно-эпидемиологические требования к пищевым продуктам, пищевым добавкам, продовольственному сырью, а также контактирующим с ними материалам и изделиям и тех­нологиям их производства (ст. 15). При этом наиболее принци­пиальное требование — пищевые продукты должны удовлетво­рять физиологическим потребностям человека и не должны оказывать на него вредное воздействие.

Многие специфические требования по охране окружаю­щей среды в сельском хозяйстве установлены рядом актов аг­рарного законодательства. К таковым относится, в частности, федеральный закон от 19 июля 1997 г. № 109-ФЗ «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами1. Этот Закон уста­навливает правовые основы обеспечения безопасного обраще­ния с пестицидами, в том числе с их действующими вещества­ми, а также с агрохимикатами в целях охраны здоровья людей и окружающей природной среды.

В соответствии с Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства» сохранение и воспроизводство используе­мых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов относится к основным целям государственной аграр­ной политики (ст. 5). Обеспечение мероприятий по повыше­нию плодородия почв является одним из основных направле­ний государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства (ст. 7).

Для охраны окружающей среды в сельском хозяйстве большое значение имеет Федеральный закон от 16 июля 1998 г..№ 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодо­родия земель сельскохозяйственного назначения». Этот Закон ус­танавливает, в частности, права (ст. 7) и обязанности (ст. 8) собственников, владельцев, пользователей, в том числе аренда­торов, земельных участков в области обеспечения плодородия Земель сельскохозяйственного назначения.

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арен­даторы, земельных участков обязаны:

осуществлять производство сельскохозяйственной продук­ции способами, обеспечивающими воспроизводство плодоро­дия земель сельскохозяйственного назначения, а также исклю­чающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;

соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регла­менты проведения агротехнических, агрохимических, мелиора­тивных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;

представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;

содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;

информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного на­значения и загрязнения почв на земельных участках, находя­щихся в их владении или пользовании.

13. В соответствии с названным Законом обеспечение пло­дородия земель сельскохозяйственного назначения осуществля­ется по следующим

основным направлениям:

разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия этих земель, а также соответствующих региональных целевых программ;

проведение учета показателей плодородия земель сельскохо­зяйственного назначения и мониторинга их плодородия;

разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламен­тов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйст­венного назначения;

разработка планов проведения агротехнических, агрохими­ческих, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения;

разработка планов мероприятий по реабилитации земель, за­грязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;

финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель;

контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними (ст. 11).

Охрана окружающей среды в сельском хозяйстве регулирует­ся многими другими законами, как федеральными, так и регио­нальными, а также подзаконными актами.

Правовые меры охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

В целях охраны окружающей среды в сельском хозяйстве применяется весь комплекс эколого-правовых мер, предусмот­ренных российским законодательством, как экологическим, включая природоресурсное, так и иным — уголовным, административным и др. В систему важнейших для аграрной сферы Мер входят: экологическое и гигиеническое нормирование; оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза; планирование; мониторинг земель; контроль; ответственность и др.

Экологическое и гигиеническое нормирование

Экологическое и гигиеническое нормирование — первей­шая и важнейшая правовая мера, направленная на предупреж­дение экологического и экогенного (т. е. вреда, причиненного здоровью человека и имуществу загрязненной окружающей средой) вреда. Применительно к сельскому хозяйству эта мера проявляется преимущественно в нормировании качества земель сельскохозяйственного назначения и нормировании предельно допустимых воздействий на землю, воды, атмосферный воздух. В сельскохозяйственной сфере наиболее актуальны химические воздействия на земли (почвы), связанные с применением ми­неральных удобрений и ядохимикатов. Хотя очевидно, что сельскохозяйственные земли загрязняются и иным образом::почвы загрязняются с осадками (дождем, снегом), вымывая за­грязняющие вещества из атмосферы; при использовании вод для ирригации, для полива сельскохозяйственных растений и проч.

Нормативы качества земель — составная часть нормативов качества окружающей среды. Такие нормативы в механизме экологического права выполняют ряд функций: устанавливают предельные величины вредных химических и иных воздействий на природную среду; служат для оценки состояния почв по хи­мическим характеристикам; служат одним из юридических критериев для определения благоприятного состояния окру­жающей среды.

Требования по нормированию качества земель сельскохо­зяйственного назначения установлены рядом законов и подза­конных актов. Общие требования содержатся, в частности, в

Федеральном законе «Об охране окружающей среды» и Земель­ном кодексе РФ.

В соответствии с названным Федеральным законом норма­тивы качества окружающей среды устанавливаются для оценки состояния окружающей среды в целях сохранения естествен­ных экологических систем, генетического фонда растений, жи­вотных и других организмов (ст. 21).

Согласно ст. 13 ЗК для оценки состояния почвы в целях ох­раны здоровья человека и окружающей среды Правительст­вом РФ устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других загрязняющих почву биологических веществ.

Соблюдение нормативов качества почв (нормативов ПДК) обеспечивается в основном путем регулирования предельно до­пустимых норм применения агрохимикатов в сельском хозяй­стве.

Гигиеническое нормирование содержания пестицидов в объектах окружающей среды регулируется федеральными зако­нами: «О санитарно-эпидемиологическом благополучии насе­ления», «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами», Положением о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24 июля 2000 г. № 554.

Гигиенический норматив — это допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значе­ние показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека.

Общие требования в области охраны окружающей среды при использовании химических веществ в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве установлены Федеральным законом «Об охра­не окружающей среды». Согласно его ст. 49 юридические и фи­зические лица обязаны выполнять правила производства, хра­нения, транспортировки и применения химических веществ, используемых в сельском и лесном хозяйстве, требования в об­ласти охраны окружающей среды, а также принимать меры по предупреждению негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности и ликвидации вредных последствий для обес­печения качества окружающей среды, устойчивого функциони­рования естественных экологических систем и сохранения при­родных ландшафтов в соответствии с законодательством РФ.

Закон запрещает применение токсичных химических препа­ратов, не подвергающихся распаду.

В общем виде требования по применению пестицидов и агрохимикатов установлены также Федеральным законом «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами». Согласно его ст. 22 порядок применения пестицидов и агрохи­микатов определяется федеральными органами исполнитель­ной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами с учетом фитосанитарной, санитарной и эко­логической обстановки, потребностей растений в агрохимикатах, состояния плодородия земель (почв), а также с учетом ра­ционов животных.

Безопасность применения пестицидов и агрохимикатов обеспечивается соблюдением установленных регламентов и правил применения пестицидов и агрохимикатов, исключаю­щих их негативное воздействие на здоровье людей и окружаю­щую природную среду.

Пестициды и агрохимикаты применяются только при ис­пользовании специальной техники и оборудования.

В историческом аспекте важно обратить внимание на дос­таточно конкретные и обоснованные требования по нормиро­ванию применения агрохимикатов в сельском хозяйстве, кото­рые были установлены в ныне утратившем силу Законе РСФСР от 19 декабря 1991 г. № 2060-1 «Об охране окружающей при­родной среды». Предельно допустимые нормы применения ми­неральных удобрений, средств защиты растений, стимуляторов роста и других агрохимикатов в сельском хозяйстве предусмат­ривалось устанавливать в дозах, обеспечивающих соблюдение нормативов предельно допустимых остаточных количеств хи­мических веществ в продуктах питания, охрану здоровья, со­хранение генетического фонда человека, растительного и жи­вотного мира (ст. 30).

Этим Законом предусматривалось установление также нор­мативов предельно допустимых остаточных количеств химиче­ских веществ в продуктах питания (ст. 31), что важно с точки зрения производства экологически безопасной продукции сельского хозяйства. Нормативы предельно допустимых остаточных количеств вредных химических веществ в продуктах питания устанавливались путем определения минимально допустимой дозы, безвредной для здоровья человека, по каждому исполь­зуемому химическому веществу и при их суммарном воздейст­вии. Указанные нормативы утверждались государственными органами Российской Федерации санитарно-эпидемиологиче­ского надзора по согласованию с государственной агрохимиче­ской службой РФ.

В действующем Федеральном законе «Об охране окружаю­щей среды» такие положения уже не нашли отражения.

В настоящее время практическое осуществление деятель­ности в данной сфере регулируется Гигиеническими нормати­вами содержания пестицидов в объектах окружающей среды (ГН 1.2.1323-03), утвержденными постановлением Главного го­сударственного санитарного врача РФ от 6 мая 2003 г. № 92. При этом пестициды, используемые в сельском хозяйстве, не должны выделять (отдавать) в окружающую среду вредные и опасные для здоровья человека вещества и соединения в коли­чествах, превышающих установленные гигиенические нормати­вы. Сельскохозяйственное сырье и пищевые продукты, произ­веденные с использованием пестицидов, должны соответство­вать установленным нормативными документами требованиям к допустимому содержанию остаточных количеств пестицидов и их метаболитов, представляющих опасность для здоровья ны­нешнего и будущих поколений.

Ответственность за соблюдение гигиенических нормати­вов содержания пестицидов и их опасных метаболитов в объек­тах окружающей среды несут физические и юридические лица, осуществляющие оборот пестицидов на всех этапах их произ­водства, хранения, транспортировки, реализации, применения, утилизации и уничтожения.

Контроль за соблюдением гигиенических нормативов содер­жания пестицидов в производимой сельскохозяйственной про­дукции осуществляется исходя из информации о применении пестицидов при производстве, хранении и транспортировке та­кой продукции.

На основе информации о применяемых пестицидах осуще­ствляется контроль и за содержанием их остаточных количеств в объектах окружающей среды (вода, почва, воздух).

При отсутствии гигиенических нормативов для отдельных сельскохозяйственных культур следует ориентироваться на нор­мативы, установленные для культур, входящих в ту же группу пищевых продуктов (косточковые или семечковые плодовые культуры, корнеплоды и проч.), имеющих близкие величины допустимой суточной дозы (ДСД) и среднесуточную норму по­требления в питании человека.

В законодательстве регулируется использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению. Согласно ст. 14 ЗК земли, которые подверглись радиоактивно­му и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным за­конодательством требованиям, подлежат ограничению в ис­пользовании, исключению их из категории земель сельскохо­зяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производст­во и реализация сельскохозяйственной продукции.

Порядок использования земель, подвергшихся радиоактив­ному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объек­тов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ опре­деляется Правительством РФ с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздейст­вия.

Лица, в результате деятельности которых произошло ра­диоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначе­нию или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки в соответствии с положениями ст. 57 ЗК, а также компенсиру­ют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначе­нию, или возмещают собственникам земельных участков в пре­делах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.

Меры предупреждения вреда окружающей среде в сельском хозяйстве при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения

Для обеспечения охраны окружающей среды важное зна­чение имеет учет экологических факторов применительно к размещению, проектированию, строительству и эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения как в законода­тельстве, так и в процессе осуществления соответствующей деятельности. Очевидно, что при корректном учете экологиче­ских факторов достигаются цели предупреждения вреда окру­жающей среде и экогенного вреда.

Вопросы предупреждения вреда окружающей среде и здо­ровью человека в данной сфере весьма актуальны и в реально­сти стоят остро. Так, в дер. Ваулино Можайского района Мос­ковской области в 800 м от жилых строений расположен свино­комплекс ЗАО «Тропарево», принадлежащий Останкинскому мясокомбинату (г. Москвы). Господствующее направление вет­ра здесь — юго-восточное, от животноводческого комплекса к жилым строениям. В результате того, что в свое время не было грамотно, правомерно осуществлено размещение данного про­изводственного объекта, ветер доносит вредоносные запахи от свиноводческого комплекса, где производится газоопалка туш животных, хранение падежных особей, к жилым домам. Жите­ли и дачники дер. Ваулино неоднократно писали жалобы в прокуратуру, санитарно-эпидемиологическую службу Можай­ского района по данному факту.

Как в экологическом, так и санитарно-эпидемиологическом законодательстве содержатся правовые нормы, направленные на предупреждение таких ситуаций, в целом не редких в Рос­сийской Федерации.

Согласно ст. 12 Федерального закона «О санитарно-эпиде­миологическом благополучии населения» при планировке и за­стройке городских и сельских поселений должно предусматри­ваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреж­дению и устранению вредного воздействия на человека факто­ров среды обитания.

При разработке нормативов градостроительного проекти­рования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, про­мышленного и сельскохозяйственного назначения и установле­ния их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объ­ектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благо­устройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила.

Ряд важных требований по предупреждению экологиче­ского и экогенного вреда в этом контексте предусмотрен в Федеральном законе «Об охране окружающей среды». При размещении зданий, строений, сооружений и иных объектов должно быть обеспечено выполнение требований в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности с учетом ближайших и отдаленных экологических, экономических, де­мографических и иных последствий эксплуатации указанных объектов и соблюдением приоритета сохранения благоприят­ной окружающей среды, биологического разнообразия, рацио­нального использования и воспроизводства природных ресур­сов (ст. 35).

5. При проектировании зданий, строений, сооружений и иных объектов должны учитываться нормативы допустимой антропо­генной нагрузки на окружающую среду, предусматриваться ме­роприятия по предупреждению и устранению загрязнения ок­ружающей среды, а также способы размещения отходов произ­водства и потребления, применяться ресурсосберегающие, малоотходные, безотходные и иные наилучшие существующие технологии, способствующие охране окружающей среды, вос­становлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов (ст. 36).

Строительство и реконструкция зданий, строений, сооруже­ний и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды. Запрещаются строитель­ство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утверж­денных проектов в ущерб требованиям в области охраны окру­жающей среды. В процессе строительства и реконструкции зда­ний, строений, сооружений и иных объектов принимаются ме­ры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в со­ответствии с законодательством РФ (ст. 37).

Закон устанавливает также требования в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов (ст. 39). Так, юридические и физические лица, осуществляющие эксплуата­цию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Кроме того, названные субъекты права обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребле­ния, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны ок­ружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству тер­риторий в соответствии с законодательством.

Вывод из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется в соответствии с законодатель­ством в области охраны окружающей среды и при наличии утвержденной в установленном порядке проектной документации.

Общие требования в области охраны окружающей среды применительно к эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения содержатся в ст. 42 Закона. При эксплуатации объек­тов сельскохозяйственного назначения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, расте­ний, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Сельскохозяйственные организации, осуществляющие произ­водство, заготовку и переработку сельскохозяйственной продук­ции, иные сельскохозяйственные организации при осуществле­нии своей деятельности должны соблюдать требования в облас­ти охраны окружающей среды. Объекты сельскохозяйственного назначения должны иметь необходимые санитарно-защитные зоны и очистные сооружения, исключающие загрязнение почв, поверхностных и подземных вод, водосборных площадей и ат­мосферного воздуха.

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза — важнейшие инструменты охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

комплексности оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

обязательности учета требований экологической безопасно­сти при проведении экологической экспертизы; 1. Вопросы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) регламентированы Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (ст. 32), а также Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденным приказом Государственного комитета РФ по охране окружаю­щей среды от 16 мая 2000 г. № 372.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирова­ния. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготовки проекта.

2. В механизме экологического права оценка воздействия на окружающую среду выполняет функции, связанные с выявле­нием потенциального экологического вреда планируемой хозяйственной и иной деятельности и разработкой мер по его предупреждению. Если государственная экологическая экспер­тиза представляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хо­зяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на стадии подготовки соответствующего хо­зяйственного решения.

3. Общие требования к содержанию деятельности по ОВОС предусмотрены Положением об оценке воздействия намечае­мой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации. Определенными в нормативном порядке элементами ОВОС являются:

определение общественно значимых характеристик намечае­мой хозяйственной и иной деятельности;

выявление и анализ возможных альтернатив достижения це­лей намечаемой деятельности (в том числе отказа от деятельно­сти);

анализ состояния территории, на которую может оказать влияние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (со­стояние природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и т. п.);

выявление возможных воздействий намечаемой хозяйствен­ной и иной деятельности на окружающую среду с учетом аль­тернатив;

оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хо­зяйственной и иной деятельности (вероятности возникновения риска, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а также прогнозирование экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий);

определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффек­тивности и возможности реализации;

оценка значимости остаточных воздействий на окружающую среду и их последствий;

сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ни­ми социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности, и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

разработка предложений по программе экологического мо­ниторинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

разработка рекомендаций по проведению послепроектного анализа реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель­ности.

4. С правовой точки зрения весьма важно участие общест­венности в процедуре ОВОС. В соответствии с действующим Положением информирование и участие общественности осу­ществляется на всех этапах оценки воздействия на окружаю­щую среду. Участие общественности в подготовке и обсужде­нии материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, органи­зуется органами местного самоуправления или соответствую­щими органами государственной власти при содействии заказ­чика. Эффективной формой участия общественности в про­цедуре ОВОС служат общественные слушания.

Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (ис­полнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально. Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением прото­кола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуж­дения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и мест­ного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в оконча­тельный вариант материалов по оценке воздействия на окру­жающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельно­сти, представляемых на государственную экологическую экс­пертизу.

5. Организация и проведение экологической экспертизы регу­лируются Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» и Положением о порядке про­ведения государственной экологической экспертизы, утверж­денным постановлением Правительства РФ от 11 июня 1996 г. № 698.

Согласно Федеральному закону «Об экологической экспер­тизе» экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечае­мую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требова­ниям, установленным техническими регламентами и законода­тельством в области охраны окружающей среды, в целях пре­дотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреж­дения возможных неблагоприятных воздействий соответствую­щей деятельности на окружающую природную среду в сельском хозяйстве и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспер­тизы. Таким образом, экологическая экспертиза выполняет функцию предупредительного экологического контроля. По не­которым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных реше­ний.

В Российской Федерации проводится государственная и об­щественная экологическая экспертиза. Принципиальное разли­чие между этими видами экспертизы состоит в юридической силе принимаемого ими экспертного заключения. Если заклю­чение государственной экологической экспертизы является юридически обязательным, то общественной — не обязатель­ным, оно носит информационный характер.

6. Экологическая экспертиза основывается на принципах:

презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта эколо­гической экспертизы;

достоверности и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий в области экологической экспертизы;

научной обоснованности, объективности и законности заключений экологической экспертизы;

гласности, участия общественных организаций (объедине­ний), учета общественного мнения;

ответственности участников экологической экспертизы и за­интересованных лиц за организацию, проведение, качество экологической экспертизы.

7. Государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Применительно к каждому уровню в Федеральном законе «Об экологиче­ской экспертизе» определены объекты, по которым в обязатель­ном порядке проводится экспертиза.

В настоящее время к объектам государственной экологиче­ской экспертизы федерального уровня, в частности, относятся:

проекты нормативно-технических и инструктивно-методи- ческих документов в области охраны окружающей среды, ут­верждаемых органами государственной власти Российской Фе­дерации;

проекты федеральных целевых программ, предусматриваю­щих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую сре­ду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов;

материалы обоснования лицензий на осуществление отдель­ных видов деятельности, которые оказывают негативное воз­действие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с законодательством РФ феде­ральными органами исполнительной власти;

проекты технической документации на новые технику, тех­нологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на но­вые вещества, которые могут поступать в природную среду;

материалы комплексного экологического обследования уча­стков территорий, обосновывающие придание этим территори­ям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зо­ны чрезвычайной экологической ситуации.

8. Благодаря тому, что в Федеральном законе «Об экологиче­ской экспертизе» в перечни были включены наиболее значимые объекты, требующие обязательной государственной экологиче­ской экспертизы, достаточно детальному правовому регулирова­нию организации и проведения государственной экологической экспертизы, жесткой формализации процедуры, государствен­ная экологическая экспертиза была, пожалуй, единственной эф­фективной мерой охраны окружающей среды в Российской Фе­дерации в 90-е годы прошлого века.

Ситуация коренным образом изменилась с принятием Феде­рального закона от 18 декабря 2006 г. № 232-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федера­ции и отдельные законодательные акты Российской Федера­ции». Этим Законом из перечня объектов обязательной госу­дарственной экологической экспертизы исключены проекты строительства, реконструкции, расширения, технического пе­ревооружения, консервации и ликвидации предприятий, маги­стральных трубопроводов и т. п. экологически опасных объек­тов. Впредь экспертиза таких объектов будет проводиться в рамках государственной экспертизы проектной документации, государственной экспертизы результатов инженерных изысканий, регулируемых Градостроительным кодексом РФ.

Исключение из перечня объектов проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации предприятий и других экологически опасных объектов, наиболее распространенных и наиболее эко­логически значимых, в том числе и для сельскохозяйственной сферы, специалисты в области охраны окружающей среды оце­нивают как разрушение, уничтожение государственной эколо­гической экспертизы. Так как ОВОС проводилась преимущест­венно по проектам предприятий, соответственно, практически исключена из правового механизма охраны природы и оценка воздействия на окружающую среду в сельском хозяйстве.

Планирование охраны окружающей среды в сельском хозяйстве

1. Планирование в данной сфере регулируется рядом зако­нов и подзаконных актов. Согласно ст. 13 ЗК в целях охраны земель разрабатываются федеральные, региональные и местные программы охраны земель, включающие в себя перечень обяза­тельных мероприятий по охране земель с учетом особенностей хозяйственной деятельности, природных и других условий. Оценка состояния земель и эффективности предусмотренных мероприятий по охране земель проводится с учетом экологической экспертизы, установленных законодательством санитар­но-гигиенических и иных норм и требований.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назна­чения и региональных целевых программ в данной области (ст. 13).

При этом федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируются Правительством РФ и утверждаются в порядке, уста­новленном законодательством РФ. Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утвер


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: