Методическая разработка экскурсии по музею земской школы

(на основе тематико-экспозиционного плана музея земская школа О. Л. Аникиной)

Дата разработки 1995 год.

Автор-составитель ст. научный сотрудник Л. В. Калинина.

Этот музей знакомит с историей появления и становления земской школы в селе Константинове.

Сословные органы в России того времени – земства – сыграли огромную роль в развитии культурной и хозяйственной жизни на местах. Они занимались самыми насущными вопросами: строительством школ, больниц, ветеринарных пунктов, созданием страховых семенных фондов и т. д. Начало их деятельности относится к послереформенному времени, т. е. к 60 годам 19 века. Благодаря неустанной, кропотливой работе земств постепенно стало происходить экономическое развитие, особенно заметное в селах и деревнях. К началу 20 века земские школы были почти в каждом крупном населенном пункте. В них обучалось почти 60% детей школьного возраста. В 1864 году выходит «Положение о начальных народных училищах» (так называли земские школы), согласно которому начальные народные училища имели своей целью «утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять полезные первоначальные знания».

Возможность открыть и содержать школу получили сельские общества, отдельные лица, ведомства.

Правительство, в лице Министерства народного просвещения, утверждало программы обучения, издавало необходимую учебную и методическую литературу. Подготовкой учительских кадров занимались семинарии, одна из старейших в России находилась в Рязани, и женское Епархиальное училище.

Рязанское земство уделяло много внимания развитию народного образования в губернии, за 25 лет его деятельности оно добилось значительных результатов: 65% детей школьного возраста обучалось в земских школах; была разработана подробная программа, рассчитанная на десять лет, согласно которой в течение этого периода вводилось всеобщее начальное образование.

Земские школы отличались от учебных заведений церковно-приходских и министерских своим демократизмом, ибо в них отсутствовали сословные и религиозные ограничения, появилась возможность создания национальных школ, стали получать образование девочки из крестьянских и рабочих семей.

Хозяйственной частью школы заведовал попечитель. Обычно эту обязанность брали на себя самые уважаемые и зажиточные жители, которые при необходимости вкладывали свои собственные средства. Все это позволяло внедрять передовые педагогические идеи, использовать зарубежный опыт работы.

Многие учителя в своей деятельности опирались на воззрения Л. Н. Толстого, ратовавшего о нравственном развитии ребенка, опоре на интерес и любознательность детей, органической связи человека и природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: