К курсу «История зарубежной литературы ХХ века»

1. Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно-психологический феномен. – М., 1993.

2. Руднев В. Философия языка и семиотика безумия: Избранные работы. – М., 2007.

3. Тавризян Г.М. О. Шпенглер, Й. Хейзинга: две концепции кризиса культуры. – М., 1989.

4. Зверев А.М. Модернизм в литературе США. – М., 1979.

5. Балашова Т. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982.

6. Ионкис Г.Э. Английская поэзия ХХ века. 1917-1945. – М., 1980.

7. Называть вещи своими именами. (Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века). – М., 1986.

8. Элгер Д. Дадаизм // Пер. с нем. Т.А. Граблевской, Л.И. Кайсаровой. – М.: Taschen / Арт-родник, 2006.

9. Лионель Р. Энциклопедия экспрессионизма. – М., 2003.

10. Пестова Н.В. Лирика немецкого экспрессионизма: профили чужести. – Екатеринбург, 1999.

11. От конструктивизма до сюрреализма. – М., 1996.

12. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М.,1991. - С.208-230.

13. Неоавангардистские течения в зарубежной литературе 1950-1960 гг. – М., 1972.

14. Антология французского сюрреализма. 1920-е годы. – М., 1994.

15. Структурализм: «за» и «против». – М., 1975.

16. Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. – М., 1998.

17. Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. – М., 1996.

18. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. – М., 1998.

19. Ильин И. Постмодернизм: словарь терминов. – М., 2001.

20. Баткин Л.М. О постмодернизме и «постмодернизме»: о судьбе ценностей в эпоху после модерна // Октябрь. 1996. № 10. С.176-108.

21. Художественные ориентиры зарубежной литературы ХХ века. – М., 2002.

22. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. – М., 2000.

23. Эко У. Отсутствующая структура. Введение в семиологию / Пер. с итал. В. Резник, А. Погоняйло. – СПб., 2006.

24. Эко У. Полный назад: «Горячие войны» и популизм в СМИ. – М., 2007.

25. Ямпольский М.Б. Память Тиресия: Интертекстуальность и кинематограф. – М., 1993.

26. Пятигорский А.М. О постмодернизме // А.М. Пятигорский. Избранные труды. – М., 1996.

27. Игровая поэтика. Вып. 1. Сб. науч. трудов. – Ростов н/Д, 2006.

28. Волков И.В. Лабиринты Джона Барта. – М., 2006.

29. В.В. Набоков: pro et contra / Сост. Б. Аверина, М. Маликовой, А. Долинина. – СПб., 1999.

30. Кофман А.Ф. Латиноамериканский художественный образ мира. – М., 1997.

МОДУЛЬ I

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ века

Для исторической ситуации, открывающей ХХ век, характерен усилившийся разрыв между успехами цивилизации и кризисом духовной культуры. Технический прогресс, планомерное овладение законами природы и их использования для изменения ландшафта человеческого обитания достигают на рубеже XIX-XX вв. невиданных темпов. Однако в картине мира Запада происходит крушение рационализма и религиозного мироощущения, лежавшего в основе всей западной метафизики. Культура ХХ века развивается в ситуации «метафизической пустоты», «смерти Бога» и открывшейся многовероятностной Вселенной.

Открытия в области физики (Эйнштейн, Планк, Гейзенберг), психологии (Фрейд, Юнг), философии (Дильтей, Бергсон, Витгенштейн, Хайдеггер, Бодрийяр, Пригожин) кардинально изменили позитивистскую картину мира, в которой индивид был прочно укоренен и не испытывал эпистемологической «неуверенности».

Начало ХХ века свидетельствует о радикальной смене художественного метода в литературе в соответствии с новыми представлениями о мире и человеке. Эпохальным рубежом столетия становится окончание Второй мировой войны – поворот к созданию постиндустриального общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: