3. «Естественные», «точные» и «технико-технологические» науки. Духовная культура настоящего, обусловленная всем прошлым историческим путем, предопределяет будущее состояние «материальной» - вещественной культуры.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Особую роль в жизни каждого человека играет период раннего детства, поскольку именно тогда происходит формирование его личности. В дальнейшем идет лишь развитие полученных основ и всевозможные попытки перевоспитания. Из этого следует, что в раннем детстве человек должен быть окружен воспитателями высочайшего уровня нравственности и профессионализма. Поскольку в современных условиях практически полностью утрачена преемственность поколений в семьях, то, очевидно, что самый высокий уровень общественного уважения должна обрести профессия воспитателя дошкольных учреждений, обеспечивающего формирование основ культуры мышления входящих в жизнь поколений. Осуществляться подготовка таких специалистов может на историко-философско-филологических специализациях педагогических институтов и университетов. Необходимость перехода к высочайшему профессионализму дошкольного воспитания - определенный закономерный этап в развитии социальной организации, подобный тому, как в прошлом домашнее доуниверситетское образование было вытеснено системой гимназий, лицеев и т.п.
|
|
К моменту завершения дошкольного воспитания ребенок должен: знать, что мир целостен и существует как процесс; уметь читать и писать; владеть основами концентрации внимания на тех или иных предметах по своей воле и снятия усталости, управляя динамикой психических и физиологических процессов в своем организме. Последнее создает основу сдержанности внешнего поведения человека - наиболее важного элемента культуры человеческого общежития, позволяющего созидательно разрешать противоречия ко всеобщему удовлетворению, а не уничтожать ранее созданное во взрыве неуправляемых эмоций.
Большинство трудностей в обучении и детей, и взрослых связано с отсутствием у обучаемых дисциплины мысли, что не дает им удерживать свое внимание на предмете обучения непрерывно в течение времени, достаточного для его постижения. При этом собственные мысли затопляют существо дела и не позволяют выслушать что-либо до конца, удерживая нить повествования. Вот почему концентрации внимания надо учить с раннего детства профессионально. Это снимет большинство проблем современного общества, вызванных беспорядочной пляской своих и чужих мыслей у большинства его членов.
Очень важна также работа с родителями, проводимая не формально (что попало и как придется), а именно системно! Должна быть четко продуманная подготовка родителей: от момента, предшествующего зачатию ребенка, до окончания им школы. Кроме того, необходимо возродить в воспитании наличие в рамках одной традиционной культуры двух культур - мужской и женской, учитывающих все аспекты: от половых особенностей психики до влияния элементов питания на выработку определенных гормонов организмом.
|
|
Подготовка учителей, воспитателей и родителей является частью единой общей системы работы с населением страны. Только при таких условиях можно надеяться и рассчитывать на положительный эффект. При этом очень важно понимать, что сегодня широко проводится массовая биороботизация населения на основе развития глобальной компьютерной сети и средств массовой информации, т.е. через обычную бытовую технику идет вторжение в психику людей - ограничение свободы воли человека в обход контроля егосознания.
Это приводит к утрате человеком качества личности, все сильнее и отчетливее превращая сообщество людей в толпу. В свое время В.Г.Белинский дал определение толпы как собрания людей, живущих по преданию и рассуждающих по авторитету. Общность предания является фактором социальной организации, сплачивающим толпу воедино и позволяющим управлять ею через авторитеты предания, вождя-основоположника, вождей-наследников и верных толкователей.
Предание может быть сколько угодно преднамеренно или непреднамеренно изолгано по сравнению с тем, что было и есть на самом деле. Разрушение авторитета предания или самого предания обращает толпу в сброд. Рассуждение по авторитету, т.е. интеллектуальное иждивенчество — главное качество толпы. В нем проявляется стремление толпы жить чужим умом, по готовым рецептам, которые раздают подсунутые ей авторитеты. Своим умом решать свои же проблемы, т.е. жить по-людски, толпа не желает и, разочаровавшись в одних вождях, немедленно начинает ожидать новых авторитетных вождей.
Благодаря своему бездумью, толпа следует за вождем страстно, т.е. безответственно, неусомнительно веря в его правоту. Это порождает бездумную вседозволенность толпы. Мафия, стоящая на предумышленной вседозволенности, представившая толпе вождя и пасущая его, фактически ведет толпу за вождем-провокатором куда ей угодно, даже на убой.
Чтобы выжить и войти в человечность, толпа должна стать народом, т.е. обществом добро-вольно-думающих обо всем (и всех) людей, осознанно ответственных за свои намерения и результаты своей деятельности, начиная от предумышления. Для этого те или иные предания, составляющие большую часть знаний, должны вытисниться на второе место в иерархической системе знаний человечества. На первом месте должно быть различение (методология), на втором — предания, т.е. фактология знаний частных наук в хронологической последовательности. Этим устраняется первичная дефектность знания - его иерархическая неорганизованность и бессистемность.
Кроме этого, в вопросах государственного и общественного созидания задача номер один всегда — обеспечение реальной доступности сколь угодно высокого образования, любого знания выходцам из всех социальных групп и семей общества, т.е. устранение монополии на знание.
К моменту поступления в школу ребенок должен:
· знать, что окружающий мир целостен и существует как процесс;
· иметь навыки общения со взрослыми и сверстниками;
· обладать речевыми навыками;
· владеть способностью адаптироваться к коллективу;
· уметь читать со скоростью не менее 40 слов/мин.;
· владеть навыками логического мышления (навыками различения и объединения предметов по отличительным признакам, пользоваться категориями сравнения), счетом в пределах десяти;
|
|
· уметь концентрировать внимание на тех или иных предметах;
· уметь, управлять динамикой психологических и физиологических процессов в своем организме и т.д.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Ученик должен читать как можно больше самостоятельно учебники, сопряженную и дополнительную литературу. Обилие общеобразовательных предметов должно способствовать обретению навыков планирования использования своего времени. Основная часть уроков по своему содержанию должна быть диспутами, сочинениями, контрольными работами, вводными, обзорными и заключительными лекциями. Человек свободно использует только самостоятельно освоенные знания. При ошибочности знаний он от них легко отказывается, только если способен самостоятельно освоить новые.
Современная средняя школа неэффективна, поскольку учитель 45 минут рассказывает то, что ученик способен прочитать и понять за 20 минут самостоятельно. По этой причине отличники бездельничают, начиная с пятого класса, а остальные тупо записывают, боясь отстать от объяснений учителя. Это способствует формированию необоснованных «элитарных» самооценок у отличников, которые еще ничего не сделали для общества и возможно и не сделают, поскольку осваивать известное и творить — это два качественно разнородных дела. Необоснованные завышенные «самооценки» — в перспективе поломанная жизнь, и это закладывается в школе самой системой образования.
Современный школьник переутомлен не по причине информационного взрыва, а по причине неправильной организации обучения. Кто в силу разных причин сохранил (или обрел) способность концентрировать внимание, обладает достаточно целостным мировоззрением, быстро читает, те учатся легко, то есть осваивают требуемую фактологию по всем предметам без исключения. Узко специализированные отличники и двоечники крайне редки.
Особый вопрос современной школы — это "эргономика класса". Цвет стен, расстановка мебели, ее форма, другие элементы организации пространства способны как повысить эффективность обучения, так и свести его практически на нет.
|
|
Обучение тоже взаимовложенность в процессе триединства: материи, информации и меры. Паразитные процессы должны быть устранены из школы самой организацией пространства класса и процесса обучения.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В средней школе можно выделить три направления образования:
— Историко-философско-языковое-литературное. Оно должно формировать целостное мировосприятие, процессное мышление и культуру речи, т.е. точность словоупотребления, несущую образность речи;
— Математическое. Оно должно выработать культуру абстрактно—логического мышления;
— Прикладное фактологическое. Оно должно выработать культуру взаимодействия предметно—образного (процессного мышления) и абстрактно—логического.
И особняком стоит эстетическое образование: изобразительные искусства, музыка и их технические приложения (дизайн), поскольку только знание и чувство законов гармонии, проявляющейся во всех этих видах культуры, позволяет человеку быть человеком, а не высокоинтеллектуальным биороботом.
Каждый учебник должен начинаться с введения, в котором наиболее общие формулировки бытия процесса триединства Вселенной раскрываются в конкретности изучаемого предмета, и показывается взаимная вложенность процессов, изучаемых в их конкретности, в объемлющие и частные процессы, в иных науках. Ученик должен учиться распознавать наиболее общие закономерности бытия процессов триединства в их конкретных проявлениях, изучаемых частными науками. В этом основа формирования целостного мировоззрения. Уже школьник должен осознать следующее. Человек отличается от толпаря тем, что думает самостоятельно и ничего не принимает бездумно на веру. Поэтому он способен сам распознавать новые для него явления мира и способен сам совершенствовать систему стереотипов распознавания явлений внешнего и внутреннего мира и формирования их образов и отношений между ними. Человек может стать толпарем, если, попав в незнакомую прежде обстановку, обладает настолько низкой методологической культурой, что не в состоянии распознать общие всему миру закономерности развития процессов в их конкретной, ранее неизвестной ему форме проявления, хотя с этими же закономерностями он неоднократно сталкивался в других их формах проявления. Именно по этой причине главное — развитие методологической культуры, которое заключается в проверке на прочность всех фактологических и методологических систем, встречающихся на пути.
Все учебники должны быть хронологически перевязаны. Упоминание о дате какого-то события, важного для изучаемой науки или искусства, должно сопровождаться упоминанием современников, внесших важный вклад в другие отрасли человеческой культуры. К. Маркс и А. С. Пушкин были современниками, но у многих это вызывает изумление большее, чем шаровая молния. В одно и то же время живут и литераторы, и физики, и крестьяне. Культура человечества целостна. По этой же причине хронология национальных и государственных историй должна быть перекрестно перевязана с хронологией истории других стран, народов и регионов на уровне сознания прямо при хронологических ссылках. Древней Египет и Греция — современники. Это для многих также удивительно. И когда в Спарте был Ликург, почти в это же время в Индии был Будда, а некто огласил древним евреям «Тору».
Все частные учебники должны отсылать к учебникам истории, поскольку любое прикладное знание, освоенное вне осознания глобального исторического процесса в эволюционном процессе биосферы Земли, потенциально опасно по причине непредсказуемости последствий его применения в общественной практике.
Изучение истории должно помочь выработать навыки самостоятельного осознания фактологии. Учебники истории должны содержать данные археологии, выдержки из официальных хроник и летописей, обширные выдержки из воспоминаний современников событий, оценки событий историками, высказавшими в т.ч. и противоположные мнения.
Требование хронологических перекрестных ссылок с другими науками касается, прежде всего, учебников истории.
Изучение общегосударственной истории России (СССР) и национальной истории должно предшествовать изложение достаточно общей теории управления и концепции глобального исторического процесса как частного процесса в эволюционном процессе биосферы Земли. Особое внимание должно быть обращено на процесс развития мировоззрения в обществах от первобытнообщинного через толпо-«элитарные» формации до безэлитарного общенародного общества. При этом должны приводиться обширные текстовые выдержки из священных писаний наиболее важных мировых религий и показано восприятие одних и тех же текстов с позиций народных масс («толпы»), элиты, духовенства, жречества, чтобы был виден механизм работы пирамид непонимания и осознанного знания.
Математическое образование должно забыть о разделении математики на высшую и «низшую». Есть единая математика и в ней - взаимно проникающие друг в друга разделы. Школа средняя должна содержательно познакомить ученика со всеми наиболее общими разделами математики: арифметикой, теорией чисел, множеств, дифференциальным и интегральным исчислением, теорией меры и особенно теорией вероятностей, дифференциальными уравнениями, геометрией, численными методами. Важна в данном случае не университетская полнота курса и строгость доказательств, а общее представление о содержании современной математики, взаимной вложенности ее разделов и демонстрация того, что прикладные науки технократии становятся науками в полной мере только после начала использования ими математики.
БАЗОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Высшая школа технических наук должна давать фундаментальную математическую подготовку в объеме курса университета всем, кто его может освоить. Должна давать хронологически картину исторического развития прикладной общей отрасли знания или техники по профилю вуза и ее место в культуре человечества и государства. Лекционная специализация по более узкому профилю не должна быть за счёт освоения общего курса прикладных наук данной отрасли науки и техники. Нормой должно стать самостоятельное освоение учебников и специальной литературы студентами, обсуждение всего на диспутах, контрольные и курсовые работы.
Только при такой сквозной системе стимулирования САМООБРАЗОВАНИЯ от детского сада до вуза человек, приступив к работе, будет способен поддерживать свою квалификацию на необходимом для безопасности развития общества уровне.
В высшую школу медицины можно допускать только проработавших не менее двух лет в качестве санитаров в больницах и службе скорой помощи.
Переход к такой системе образования следует начинать с публикации в широкой печати Концепции общественной безопасности и ее общенаучной части Достаточно общей теории управления.
Историко—философский очерк, предшествующий данной концепции, должен быть расширен за счет более подробного изложения ряда разделов, добавления историко—фактологического иллюстративного материала, изъятия ряда частностей, имеющих значение только в текущее историческое время. После этого он должен стать одним из учебников обществоведения для средней школы. Могут быть и альтернативные ему учебники. Дети не глупые, разберутся, где правда.
Романы Ивана Антоновича Ефремова «Туманность Андромеды» и «Час Быка» без каких—либо изъятий и комментариев должны быть внесены в обязательную программу изучения литературы в старших классах. Особое внимание обращаем на неуместность комментариев, поскольку вряд ли комментаторы будут обладать более высоким мировоззренческим уровнем, чем И. А. Ефремов. Эти два романа — высшее достижение диалектико—материалистической философии в области социологии.
Анализ воспоминаний деятелей отечественной науки и техники показывает, что те из них, кто имел стаж разнообразной деятельности на обыкновенных, самых простых рабочих должностях в промышленности, транспорте, сельском хозяйстве или прошел службу в вооруженных силах на рядовых или командных должностях, всегда пишут о полезности этого времени для становления их мировоззрения и выработки добросовестного отношения к ТРУДУ.
Наивысшие достижения советской науки и техники связаны с деятельностью того поколения, что пришло в вузы после рабфаков. Аксель Иванович Берг, впоследствии академик, приступил к освоению курса Петроградского политеха после нескольких лет служб на флоте в возраст 25-27 лет, и это позднее по современным меркам вступление в науку не помешало ни ему, ни многим другим стать крупными учёными. То поколение в своём большинстве вышедшее из рабоче-крестьянской среды, не обладало «элитарным» мировоззрением. «Элитарное» мировоззрение стало формироваться в СССР по мере начала воспроизводства интеллигенцией самой себя, появления «элитарных спецшкол» (математических, иностранных языков и т.п.) всё более ранней узкой специализации в вузах в сочетании с отсутствием хорошей методологической общей подготовки. Существование спецшкол не оправдано по этой причине. Школы все должны быть равнозначны, но процесс обучения должен стимулировать САМООБУЧЕНИЕ, при котором, освоив предусмотренный программой минимум, ученик набрал бы интересный ему «максимум» сам. Спец.подготовка должна выглядеть только так.
Журналистика принадлежит сфере управления обществом. Поэтому журналист должен обладать философской методологической культурой,знанием глобального исторического процесса, фактологии общегосударственной, национальной и региональной истории, знать общую теорию управления и ее приложения к управлению обществом. При приеме студентов на факультет журналистики, должен производиться набор только тех претендентов, кто имеет стаж коллективного труда, лучше в производственной сфере.
ДОСТАТОЧНО ОБЩАЯ ТЕОРИЯ УПРАВЛЕНИЯ — ОСНОВА ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В современных условиях любая интенсификация обучения, гуманитаризация, межвузовская интеграция в любых формах для повышения качества образования и воспитания, снижения сроков обучения возможны только на пути внедрения во все учебные заведения, прежде всего, ДОСТАТОЧНО ОБЩЕЙ ТЕОРИИ УПРАВЛЕНИЯ (ДОТУ), единой для всех общественных и естественных процессов. ДОТУ своим терминологическим аппаратом и базовым методологическим различением объединит в единое Знание, в общую Науку все отрасли всех наук, всех религий и несколько тысяч религиозных конфессий и сект, всех Пророков, всех писателей, поэтов, драматургов, режиссеров, «физиков», «лириков», «управленцев» и людей производительного труда (материального и духовного). ДОТУ описывает работу человеческого интеллекта, эгрегориального интеллекта (коллективного бессознательного) и даёт представление о Вселенском интеллекте (Боге), согласует работу правого-левого полушарий, сознательных и бессознательных уровней психики, что позволяет ликвидировать большинство человеческих болезней, болезней общества и эффективно осваивать Генетический потенциал человечества, сформировать устойчивое развитие страны и Человечества. Знание ДОТУ всеми слоями общества не позволит определенным «элитам» и «группам» людей, кланам паразитировать на «герметизме» информации, на «ростовщичестве» и обкрадывании народов, устранит различные «-измы» из жизни общества. Только на основе ДОТУ можно создать единую, целостную модель образовательной системы общества, согласованная работа в которой всех элементов структуры, начиная от Министерства и заканчивая школой, будет подчинена единым задачам.
Все это не может быть декларативно установлено в одно мгновение. Все это требует долгосрочных согласованных общегосударственных мероприятий во всех сферах жизни общества, но преимуществами в истории всегда обладали государства с наиболее совершенной для своего времени системой образования и использования кадров. В современных условиях НЕОБХОДИМА школа не фактологии, а школа МЕТОДОЛОГИИ ОСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ в единой системе подготовки и переподготовки кадров, начинающей формирование личности человека с детского сада. Тот, кто первым создаст такую систему, решит и все остальные проблемы: как свои, так и глобальные.
Базовым методологическим различением освоения новых знаний является понимание триединства процесса-Вселенной: МАТЕРИЯ-ИНФОРМАЦИЯ-МЕРА. В осмыслении и описании всего происходящего человеку необходимо соотносить воспринятое с тремя понятийными предельно обобщающими категориями, понимаемыми в настоящем контексте так:
1. МАТЕРИЯ — то, что пере-ОБРАЗ-уется, переходит из одного состояния в другое и обладает упорядоченностью, изменяющейся в процессе воздействия одних материальных объектов (процессов) на другие. Материя конкретно это:
• вещество в твердом, жидком, газообразном состояниях;
• плазма, т е. высоко ионизированный газ, в котором молекулы химических соединений теряют устойчивость и разрушаются, а атомы химических элементов теряют электроны;
• элементарные частицы и кванты разного рода излучений;
• статические и динамические поля в физическом природном вакууме, способные к силовому воздействию того или иного вида на все ранее перечисленное;
• сам физический вакуум в невозбужденном состоянии, рождающий из "ничего" элементарные части (кванты энергии) и поглощающий ихтак же внезапно, за что частицы получили название "виртуальных".
2. УПОРЯДОЧЕННОСТЬ, ОБРАЗ, ИНФОРМАЦИЯ — само по себе не материальное «нечто», которое не зависит ни от качества его материального носителя, ни от количества материи (энергии) его несущей. Но без
материального носителя это «нечто» в Мироздании само по себе не существует, не воспринимается, не передается. Один и тот же образ может быть запечатлен как двоичный файл, как негатив на фотопленке, как живописное полотно и т.п.
3. МЕРА (через «ять») — предопределенная Богом многомерная матрица возможных состояний и преобразований материи, хранящая информацию обо всех процессах; в том числе информацию о прошлом и о предопределенной направленности их течения в будущем, т.е. о причинно-следственных обусловленностях в их соразмерности. По отношению к материи мера — множество ее возможных состояний и переходов из одного в другие; по отношению к объективной информации — она общевселенская система ее кодирования, а всякая субъективная мера — ограниченная и не полная калька с объективной меры-предопределения бытия.
Что посеем, то и пожнем
Сегодня общество, да и порой сама школа насаждают в сознание учащихся чуждого русскому человеку культа потребления: идеологией обучения и воспитания становятся непроизводительные способы получения денег - торговля, спекуляция, биржевая игра и т.п. Ясно, что с такими кадрами мы не сможем толком наладить производство, соскочить с «нефте-газовой иглы» и предотвратить превращение России в откровенно колониальную страну.
Некоторым заинтересованным силам подлинно народная русская школа не только не нужна - она для них опасна. Им нужно, с одной стороны, превратить основную массу народа в малообразованную, низко квалифицированную и дешевую, легко управляемую рабочую силу («трудовые ресурсы»), а с другой стороны, с помощью сети привилегированных школ создать новый слой управленческой и идеологической элиты, которая будет служить новому господствующему классу - криминальной интернациональной буржуазии и ее закордонным хозяевам, тупым инструментом которых, во многом, являются представители Российской власти последних лет. Если мы это допустим, то конечным результатом будет уход России как великого государства с исторической арены и окончательное превращение ее в колониальный энергетическо-сырьевой придаток транснациональных корпораций.
Информационно-аналитический центр Представительства Академии Управления глобальными и региональными процессами социального и экономического развития в г. Новосибирск: ул. Дмитрия Донского 19 кв.1, тел.(383) 236–06-17, (383) 2-199-315
сайты: www.koba.ru; http://www.vodaspb.ru/russian/indexrus.html; www.boardkob.narod.ru
E-mail (Москва): gru@koba.ru, (Новосибирск): nookpe@ngs.ru;vvsolovei@ngs.ru