Заключение

Поддержка, сохранение, возрождение традиционной культуры тес­но связаны с необходимостью объективно разобраться в социальном смысле этого процесса, его синхронизации и взаимодействии с други­ми процессами, протекающими в культуре современного общества.

Проявляющаяся порой своеобразная эйфория от якобы безгра­ничных возможностей традиционной культуры, ее соответствия тем реалиям жизни, в которых оказался человек на пороге третьего тысячелетия, наталкивается на противоречивость ситуа­ции: возможен ли примат традиционного над цивилизационным, а древних культурных систем над современными? Каковы роль и место традиционной культуры в современном урбанизированном и информатизированном мире?

В данном курсе лекций сделана попытка ответить на эти и многие другие вопросы, связанные с народной художественной культурой, вскрыть причины, мешающие восстановлению былого могущества традиций, фольклора.

Очевидно, что снижение роли традиционной культуры в жизни человека приняло общепланетарный, объективный и, возможно, необратимый характер.

Однако социальные, экологические, этнические потрясения, предшествовавшие XXI в., вынуждают обратиться к гуманистиче­ским возможностям традиционной культуры, с ее помощью най­ти баланс между экономическим, техническим развитием челове­чества и гуманистическим, нравственным воспроизводством чело­века как человека культуры. Механизмы функционирования тра­диционной культуры оказываются способными решить эту задачу. В то же время ни одна система культурной адаптации и социали­зации личности, внедрявшаяся с различной периодичностью с древности до наших дней, не выдержала проверки в полном объ­еме, не стала общепринятой. В лучшем случае она срабатывала в ограниченном пространстве, в небольшой социальной группе, на определенном историческом отрезке времени. Перед человечест­вом же всегда стояла задача — обеспечить оптимальные условия для жизни и духовного развития всех людей.

Цивилизация сформировала конгломеративную, маргинальную культуру городов и деревень. Случилось это и в результате вытес­нения традиционных форм архаической культуры из активной жизни. Ее средства не обеспечивали решения грандиозных гума­нистических задач.




Заключение


Заключение




Такова, в частности, идея о богоподобном сверхчеловеке, гос­подствовавшая в эпоху Возрождения, такова концепция, связан ная с приобщением всех людей к профессиональному искусству, классической художественной культуре, реализовывавшаяся в со­ветское время. Однако и система эстетического всеобуча, осно­ванная на ознакомлении с образцами художественной культуры, не смогла решить поставленных перед ней задач.

Между тем постепенно, а затем начиная с XIX в. все более стремительно общество утрачивало механизмы традиционного воспроизводства личности. Индивид становился потребителем массовой культуры, терял способность быть ее субъектом, утрачи­вал вкус к культурно-регенерационной самодеятельности.

Конфликт между культурой и личностью, обозначившийся на макроуровне в конце XIX - начале XX в. проистекал, в частности, из неспособности традиционных форм деятельности предоставить личности запрашиваемый ею набор благ. Не обеспечивая этого, культура ограничивает человека первичными культурными ценно­стями.

Традиционная художественная культура в течение тысячелетий помогала человеку в выживании, познании законов природы, пе­редавала от поколения в поколение опыт и навыки, как лучше и быстрее поймать рыбу, загнать в сети зверя, вырастить урожай. Она адаптировала человека к жизни, запоминала и систематизи­ровала знания, хранила их, становясь источником прогресса. Культура вбирала и передавала нормы отношений человека к ок­ружающему, природе, другому индивиду. Она очеловечивала эти отношения, делала их приемлемыми для общежития. Образцы на­родной культуры выступали долгое время в качестве единствен­ного, а затем одного из возможных нравственных императивов.

В России до середины XX в. традиционные нравственные за­поведи (любовь к труду, к ближнему, не навреди, не убий) дейст­вовали на уровне общепринятых законов. Нужно констатировать высочайшую нравственную регулятивную эффективность народ­ной культуры. Однако на определенном^этапе цивилизации роль хранителя информации, опыта, их фиксатора стали значительно эффективнее осуществлять наука, письменность, книги. Посте­пенно отошла на вторые позиции роль народной культуры, свя­занная с непосредственным участием в организации трудовой дея­тельности, в передаче и сохранении знаний, информации. Но ос­талась незыблемой ее роль в культурной самоидентификации и нравственной социализации человека.


В связи с этим необходимо знание социальных механизмов, обеспечивающих включенность традиционных форм культуры в современные цивилизационные процессы. Эти механизмы не всегда "срабатывают" в новых структурах культуры, ориентирую­щейся на передачу интеллекта, знания, информации, но не обес­печивающей ей достаточной социально-психологической закреп­ляемое™. Человек не усваивает в естественной форме привлека­тельность постулируемых норм, правил, заповедей, их нравствен­но-психологический императив. Цивилизационные формы культу­ры формируют маргинальное сознание, неадекватное поведение, компромиссность и расслоение нравственности.

Народная культура формирует своеобразный нравственный и эстетический защитный слой. Тем не менее при всей очевидности важной роли, которую выполняла традиционная художественная культура, на определенном историческом этапе она вступила в конфликт с запросами человека. Произошло это в силу глобаль­ных социально-экономических, культурно-идеологических, демо­графических причин, кардинальных изменений в сфере бытования этноса. Способствовали этому и специальные меры, направленные против ее развития и укрепления. Все это создало неблагоприят­ный фон, существование которого в течение долгого времени привело ко многим утратам в культуре российских этносов, ин­тернационализации ее важных сторон и свойств, размыванию тра­диций. Небрежение и скептическое отношение к фольклору, на­родной культуре, порой их открытое изгнание из обихода ударило по межнациональным отношениям, культурно-экологической за­щищенности, по нравственно-эстетической культуре. Поколения, выросшие на размытых ценностях массовой культуры, кича, не знающие и не понимающие этнической культуры, не приобщен­ные по-настоящему к художественному творчеству, превратились в людей антикультуры, агрессивно настроенных по отношению к основополагающим нравственным ценностям.

Постепенное возвращение народной культуры в качестве ис­ходной, базовой этнопедагогической системы продиктовано при­знанием ее высокой эффективности, экологичности, демократич­ностью и открытостью для внедрения в массовую практику.

Народная художественная культура в России в конце XX в. пе­реживает один из сложнейших и противоречивых этапов своей многовековой истории. С одной стороны, наблюдается бурное возрождение интереса к национальным корням культуры, рост национально-культурного самосознания, возрождение промыслон, фольклорных коллективов, создание многочисленных государст


278 Заключение


Заключение 279



венных, общественных и коммерческих образований в фольклор ном движении. С другой стороны, налицо хаотичность, разобщс 11 ность в действиях, неясность целевых установок у практиков, вы холащивание из фольклора его философеко-мировоззренческип основы и превращение в эстетствующее развлечение, его усилен ная и не всегда оправданная коммерциализация.

Многие жанры фольклора, прикладного и декоративного твор чества подошли к опасной черте бесследного и безвозвратного ис чезновения или же к такой форме перерождения, при котором они теряют свой подлинный смысл. Миграция традиций, долгое время рассматривающаяся как основной путь возрождения народ­ной культуры, привела к их нивелировке и утрате первоначаль­ного смысла. Процесс миграции традиций сегодня переживает не­простой момент своего переосмысления.

Современное состояние народной художественной традиции породило немало принципиальных вопросов, ответов на которые ни фольклористика, ни теория народного искусства не могут дать. Сделать этого они не могут в первую очередь потому, что до сих пор каждая часть народной художественной культуры рассматри­вается по отдельности, без учета ее естественной органической целостности и единства всех сторон. При этом в поле зрения ис­следователей и практиков до сих пор в основном попадает не весь пласт народной культуры, а в лучшем случае лишь ее архаическая (деревенская) крестьянская традиция. Фольклорная городская культура, имеющая свою богатую летопись, определившиеся фор­мы и жанры бытования, пока не стала объектом основательного изучения. Более того, ей нередко отказывают в эстетической цен­ности и оригинальности, ее рассматривают как мутанта, который полностью подчиняется закономерностям архаического фолькло­ра. Недостаточно исследуются неофольклорное творчество, худо­жественная самодеятельность, которая весьма динамично меняет свои эстетические очертания.

Фольклористика также зауживает предмет.своего изучения, что приводит к локальности ее выводов; крайне робко использует но­вейшие научные методы, связанные с использованием современ­ных технологий; не обеспечивает комплексности изучения своего предмета, о необходимости которой написано немало. Занимаясь исследованием отдельных фактов или сторон народной культуры, связанных прежде всего с ее невербальными проявлениями, фольклористика по существу как бы сознательно исключает из поля своего внимания пласт новых образований, фольклорных по характеру. Этот фактор требует расширения предмета фольклори-


стики, а значит, и точного наименования и состава явлений, включаемых в понятие "народное художественное творчество", учета его родозых свойств и характеристик.

С другой стороны, явно недостаточно работ теоретико-методологического характера по проблемам народной художест­венной культуры. Вопрос этот выходит за рамки чисто теоретиче­ского, ибо следует разработать стратегию ее развития и возрожде­ния. Между тем фольклористами пока только лишь ставится зада­ча превратить фольклористику "из науки описательной в науку аналитическую"1.

Среди фундаментальных тем, требующих осмысления, — место народной культуры в контексте общей культуры и духовной жизни современного человека; трансформации человеческого сознания в народной культуре как философско-мировоззренческой системе; механизмы возрождения фольклора в современной социоэтниче-ской ситуации. Не решенным остается вопрос о взаимосвязи на­родной и массовой культуры. Фольклористика обходит молчанием острейшие проблемы бытования фольклора в иноэтнических усло­виях. Что происходит, скажем, с русским фольклором в Казахста­не, Прибалтике, на Украине? Этот вопрос обострен наличием массы национальных образований внутри других этнических структур. Отсутствие целенаправленной деятельности по сбору фольклорных материалов и использованию современных техно­логий приводит нередко к гибели ценнейших фольклорных собра­ний, архивных ценностей. Сложившаяся практика их сбора и хра­нения, традиционные методики обработки исключают возмож­ность широко пользоваться накопленными ценностями ученым и практикам.

Необходима скорейшая компьютеризация фондов фольклора. Проблема эта весьма сложная, требует разрешения принципиаль­но новых задач как в области теории и практики компьютериза­ции, так и самой фольклористики. При этом потребуются сущест­венные материальные затраты в рамках общепринятой нацио­нальной программы. На сегодняшний день ни одному из дейст­вующих научных учреждений в одиночку эти задачи не решить.

При этом неверно представлять, что сегодня в обществе сло­жилось общее положительное отношение к фольклору, что оно готово принять его в качестве обязательной программы просвеще­ния и обучения. Желаемое в этом отношении нередко выдается за

1 Экспедиционные открытия последних лет. Народная музыка, словесность, обря ды в записях 1970-1990-х годов: Статьи и материалы. Серия "Фольклор и фолькип ристика. СПб., 1996. С. 3.


^------------------------------------ 3°™°™™ _____________________

действительное. Достаточно вспомнить о больших сложностях с введением в школе уроков народной культуры, локализации ареа­лов ее бытования, старении носителей народных традиций и т.д.

Более того, образцы народной культуры, демонстрируемые средствами массовой информации, чаще всего представляют собой ее вторичные или авторские формы. Налицо пропаганда ценно­стей, из которых выхолощена их нравственная и духовная сущ­ность.

Пласт народной культуры претерпел начиная с христианизации Руси ряд "революционных" потрясений, которые разрушили его целостность, системность, жесткую взаимосвязь элементов, обы­чаев, обрядов, праздников. Произошло это значительно раньше, чем Россия вступила в XX в. с его социальными потрясениями. Б.А.Успенский в работе "Роль дуальных моделей в динамике рус­ской культуры" весьма точно описал диалектику и причинно-следственные связи этих потрясений, их результаты и влияние на культуру русского общества, начиная с замены пантеона языче­ских богов на богов греко-византийского происхождения, татар­ского нашествия, реформ Петра I, революции 1917 года и т.д.1

Традиционная культура по-своему "держала" эти удары.

Кризис в культуре и искусстве конца XX в. очевиден, хотя формы проявления этой кризисности весьма завуалированы, не бросаются в глаза, приняли "цивилизованные" формы. Бездухов­ность народа (при кажущейся возрастающей грамотности) также бесспорна. Углубляют кризисность и отсутствие основополагаю­щей социальной идеи в развитии современной России и отчужде­ние народа от своих национальных традиций.

В преодолении этой ситуации может свое веское слово сказать традиционная художественная культура, ставшая реальным участ­ником возвращения народу его исторической памяти и гордости. Сегодня не случайно ставится вопрос о новом прочтении народ­ной художественной культуры.

Вопрос о выработке концепции или программы поддержки на­родной художественной культуры в общегосударственном масшта­бе стоит очень остро. Прежде всего необходимо определиться для чего, с какой целью, во имя решения каких задач необходимо воз­рождение народной культуры и ее ядра - традиционной культуры. Какие группы и слои населения требуют первоочередного внима­ния? Социологические опросы показывают, что значительная часть молодежи не испытывает потребности в общении с фольк-

1 См.: Успенский Б.А. Избранные труды. Т. 1: Семиотика истории. Семиотика культуры. М, 1994. С. 226-245.


Заключение 281

лором, не видит его привлекательности. Этот пласт культуры как бы выпадает из поля зрения ее эстетических интересов. Необхо­димо понимание причин невостребованности фольклора. В чем они - в неадекватности восприятия его или же в несоответствии его эстетических парадигм бытования современному менталитету человека?

Поиски ответа на эти вопросы тесно связаны с тем, какой фольклор, какие традиции и в каких формах сегодня могут возро­диться, зажить в новых условиях, что нужно сделать, чтобы они не смотрелись "реликтами", музейными "реликвиями", а орга­нично вплетались в жизнедеятельность человека. Ввести традиции в ткань современности, восстановить их так, чтобы они станови­лись естественной нормой поведения человека, образом его жиз­ни, народной философией — задача, требующая решения многих и теоретических, и практических вопросов.

Произошедшая канонизация фольклорной культуры — одна из серьезных опасностей, подстерегающая ее развитие. Фольклор — явление конкретно-историческое, созвучное реальной жизни, от­ражает ее, входит в ее плоть и дух. Восстанавливая, оживляя фольклорную культуру, приходится не только отбирать ростки, образцы, способные представлять интерес, но одновременно "модернизировать" их, приспосабливать к эстетическим, нравст­венным, духовным реалиям современности. Процесс этот требует вдумчивого, взвешенного подхода и чувства меры. )

На основе фольклора складывается индустрия кича, шоу-развлечений, усиливается его коммерциализация. Фольклорные коллективы, народные мастера становятся составной частью инду­стрии культурного обслуживания. Подобные тенденции в разви­тии фольклора становятся весьма распространенными. В то же время упрощенное понимание традиционной культуры, подража­ние, жесткое копирование ее архаических образцов не могут быть признаны бесспорными.

Слой "вторичного" фольклора, постепенно нарастаемый за счет деятельности разнообразных и многочисленных фольклорных коллективов, мастеров прикладного, декоративного творчества, начинает развиваться по своим законам. Необходимо поставить вопрос о постепенной рекультивации слоя первичного фольклора, бы­тующего в непосредственной сфере жизнедеятельности человека.

Проживание значительной части населения в условиях крупных и средних городов, формирование иной, чем в деревне, этногра­фической ауры обусловливают динамичный и противоречит.! и процесс переосмысления традиционной культуры и ее включение


282 Заключение


в новый социально-духовный контекст жизни. Вопрос, нередко возникающий при этом, — каковы могут быть формы народной художественной культуры, восстанавливаемые в городских услови­ях? Если для деревенских жителей аутентичные крестьянские об­разцы при известной их модернизации могут легко восстанавли­ваться, то для города эта проблема пока не находит своего прием­лемого решения. На практике чаще всего внедряются и популяри­зируются образцы крестьянского происхождения. Насколько пра­вомерен этот путь? Обозначенные проблемы при каждом новом приближении к ним открываются новыми гранями и глубиной. Таковы в целом диалектика познания и характер традиционной культуры.

Курс лекций, безусловно, оставил без ответа многие вопросы, по ряду из них лишь наметив подходы. А если он подвел к появ­лению самостоятельных вопросов и попыткам поиска ответов на них, то свою задачу автор может считать выполненной.


■ ЛИТЕРАТУРА

Аникин В.П. Теория фольклора: М., 1996.

Арнольдов А.М. Введение в культурологию: Учебное пособие. М., 1993.

Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспече­ние художественной самодеятельности: Учебное пособие/МГИК. М., 1992.

Белкин А.А. Русские скоморохи. М., 1975.

Борзое А.А. Народный танец на самодеятельной сцене: Учеб.-метод. пособие. М., 1986.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. Архитектура, графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура. Т. 1. СПб., 1995.

Громыко М.М. Мир русской деревни. М., 1991.

Гусев В.Е. Русская народная художественная культура: Теорети­ческие очерки. СПб., 1993.

Каргин А.С. Воспитательная работа в самодеятельном художест­венном коллективе: Учебное пособие. М., 1986.

Каргин А. С. Народное художественное творчество. Структура. Формы. Свойства. М., 1990.

Каргин А.С. Самодеятельное художественное творчество. Исто­рия, теория, практика: Учебное пособие. М., 1988.

Кирсанова Р.М. Костюм в русской художественной культуре 18 — первой половины 20 в.: Опыт энциклопедии. М., 1995.

Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебное посо­бие. М., 1994.

Народные знания. Фольклор. Народное искусство. М., 1991. — (Свод этнографических понятий и терминов; Вып. 4).

Некрасова М.А. Народное искусство как часть культуры: Теория и практика. М., 1983.

Орлова Э.А. Введение в социальную и культурную антрополо­гию. М., 1994.

Пармон Ф.М. Композиция костюма: Учебник для вузов. М., 1997.

Прокофьев Ф.И. Художественное творчество в условиях разви­того социализма. Киев, 1978.

Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994.

Рождественский Ю.В. Введение в культуроведение: Учебное по­собие. М., 1996.





           
   
 
 
 
   

 
 
 

Руднева А.В. Русское народное музыкальное творчество: Очер по теории фольклора. М., 1994.

Русская художественная культура второй половины XIX века Диалог с эпохой. М., 1996.

Самодеятельное художественное творчество в СССР: Очер* истории 1930-1950 гг. В 2 кн./Гос. ин-т искусствознания. М., 1995.

Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. Опыт исследования. М., 1997.

Суховей А.Ф. Развитие художественной культуры в советскую эпоху. Екатеринбург, 1996.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
 
 
   
   
   
   
   
   
   
   
   

Художественная культура и просвещение России XX века: Учебное пособие. Екатеринбург, 1995.

   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
   
  .

СОДЕРЖАНИЕ

От автора ........................................................................................ 3

Введение. Предмет, теоретические основы и задачи курса.......... 8

Раздел I. Народная художественная культура

как предмет изучения...................................................... 20

Лекция 1. Народная художественная культура в структуре

культуры общества.................................................... 25

Лекция 2. Структура народной художественной культуры...... 43

Лекция 3. Ценностная система архаической культуры

в современной народной культуре............................ 55

Лекция 4. Народная художественная культура города............. 70

Лекция 5. Взаимодействие искусств в традиционной

художественной культуре.......................................... 89

Лекция 6. Сущность и функции народной

художественной культуры....................................... 100

Лекция 7. Профессиональный статус носителей и

специалистов народной художественной культуры.... 118

Раздел II. Родовые свойства народного художественного

творчества...................................................................... 132

Лекция 8. Диалектика индивидуального и коллективного, утилитарного и эстетического в народной

культуре.................................................................... 135

Лекция 9. Самодеятельный характер народного

художественного творчества................................. 151

Лекция 10. Любительская природа народного

художественного творчества................................. 156

Лекция 11. Национальные формы народного

художественного творчества................................. 163

Лекция 12. Массовый характер народного

художественного творчества................................. 171

Раздел III. Формы художественно-творческой деятельности

в народной культуре................................................... 176

Лекция 13. Фольклор в контексте народной культуры........... 182

Лекция 14. Народное декоративно-прикладное искусство..... 202

Лекция 15. Художественная самодеятельность

в структуре народной культуры............................ 216

Лекция 16. Бытовые формы народного художественного

творчества............................................................... 229



Лекция 17. Взаимодействие художественной самодеятельности

и профессионального искусства.......................... 240

Лекция 18. Взаимосвязь фольклора и художественной

самодеятельности.................................................. 252

Лекция 19. Диалектика отношений фольклора

и профессионального искусства........................... 266

Заключение...................................................................................... 275

Литература..................................................................................... 283


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: