Ответы на вопросы

· Вопрос: Кто может изучать науку каббала?

· Ответ: Тот, у кого возникло желание понять смысл жизни.

· Вопрос: Что добавили Авраам и Моше в процесс раскрытия науки каббала?

· Ответ: Каждый из них адаптировал методику изучения науки каббала относительно нового желания, которое раскрылось на новом уровне развития.

· Вопрос: Чем АРИ и Бааль Сулам отличаются от каббалистов - своих предшественников?

· Ответ: АРИ и Бааль Сулам адаптировали методику изучения науки каббала к заключительному этапу развития желания получать.


Урок 3. Последовательность развития творения

Темы урока:

· замысел Творца - насладить творение

· причины сокрытия Творца

· развитие желания в нашем мире

Добрый и Творящий добро

На прошлом уроке мы говорили о том, кто может заниматься изучением каббалы, и сделали краткий экскурс в историю развития этой науки. Обе части объединяет одна общая тема – наличие желания, а точнее – желания получать. Мы учили, что достаточно развитое желание, в котором возникает вопрос о смысле жизни, является единственным условием для начала изучения каббалы. Также мы выяснили, что развитие желания получать легло в основу истории науки каббала.

На этом уроке познакомимся с причинами возникновения желания и процессом его развития. До сих пор мы говорили в основном о реальности нашего мира, в частности, о том, каким образом наука каббала раскрывается человеку в соответствии с его желанием получать. Сегодня поговорим о замысле творения, или о замысле создания желания получать, что одно и то же.

Согласно науке каббала, Творец, всеобщий закон природы, – это всеобъемлющая сила отдачи и любви. На языке каббалы это звучит так: «Добрый и Творящий добро», то есть сила, которая вся есть добро, желающая дарить только благо. Каббалисты также называют Творца желанием отдавать (ивр., леашпиа). Слово леашпиа происходит от слова шефа (с ивр., изобилие), т.е. желание одарить своим изобилием.

Ор (свет), Творец

желание отдачи

кли (сосуд), творение

желание получения

Схема 3

Чтобы реализовалось желание Творца отдавать, необходим сосуд, способный получать. Поэтому Творец создал творение, задача которого - получать все то благо, которое Он желает дать ему. Если сущность Творца - это желание отдавать, наполнять, то сущность творения – желание получать, желание наполняться. Творец, или желание отдавать, в науке каббала называется «свет» (ивр., ор), а творение, или желание получать – «сосуд» (ивр., кли). См. схему 3.

Проверь себя:

  • Что создал Творец? И для чего?

Быть подобным Творцу

Замысел состоит в том, чтобы создать творение, способное получить все благо, уготованное ему Творцом. Таким образом, замысел творения в науке каббала называется «замысел Творца насладить творение». Этот замысел является основой всего сущего. Он предшествует созданию, он – начало зарождения и развития всего творения, как его частей, доступных нашему пониманию, так и того, что скрыто от нашего восприятия.

Рассмотрим процесс развития творения подробнее.

Если замысел Творца - насладить творения, то уместен вопрос, что именно обещано творениям в качестве блага-добра-наслаждения? Вопрос не прост. Следующий пример может быть одним из ответов. Представьте себе, что Вы – король. Не из тех, кто опьянен своей властью и преследует подданных, а сказочный король, который любит своих подданных без всяких условий. А его подданные любят своего короля. И страна их процветает. А теперь представьте, что у Вас (у короля) родился сын, единственный и любимый. Что бы Вы хотели дать ему? Что стало бы лучшим подарком для ребенка из всего, что у Вас есть?

Подумаем об этом… Видимо, ответ ясен: стать, как и вы, королем, любящем, счастливым и любимым. Это есть ответ и на вопрос: «Какое благо Творец хочет подарить нам, своим творениям?». Главное благо - это поднять нас до своего уровня, научить нас быть такими, как Он.

Бааль Сулам в статье «Наука каббала и ее суть» пишет: «…весь порядок творения во всех своих проявлениях определен заранее, и только в соответствии с той целью, согласно которой человечество будет развиваться и подниматься вверх в своих свойствах, до тех пор, пока не станет способным ощутить Творца так же, как ощущает товарища».

На первый взгляд это может показаться преувеличением, даже бессмыслицей. Однако, если призадуматься, то окажется, что не существует другого ответа. Ведь, если Творец является абсолютным добром, то не может он дать ни на грамм меньше того, что есть у него самого. Из всего самого лучшего, что у него есть. А самое лучшее - это Он Сам, Абсолютное Добро. Из этого следует, что благо, которое Творец желает нам дать, - это непременно стать такими, как Он.

Здесь необходимо сделать важное примечание: наука каббала не является философией. Каббалисты не строят свои объяснения на основании тех или иных логических выводов. Все, что написано в каббалистических книгах, базируется на личном духовном постижении каббалистов. Другими словами, каббалисты пишут нам о сути духовности, показывают ее такой, как она им открылась, а не о том, что они о ней думают. Итак, главное, что определяет правильное отношение к науке каббала: изучать ее из желания раскрыть духовное на деле, своими органами чувств, а не воображением или разумом. Этот подход лежит в основе всех объяснений данного курса обучения.

Возвратимся к нашей теме. Каббалисты постигли, что замысел Творца -насладить творение, т.е. поднять его до Своего уровня. Первое и обязательное условие выполнения этого замысла – наличие осознанного желания к духовному и реализация этого духовного подъема самим творением. Замысел творения не может быть осуществлен под давлением или неосознанно, т.к. творение, которое не осознает своих действий или делает что-либо по принуждению, не может быть подобным Творцу. Ведь Творец является активной созидающей силой, таким же должно стать и творение.

Чтобы творение само захотело стать подобным Творцу, оно прежде всего должно почувствовать наслаждение, которое есть в подобии Ему. Это чувство наслаждения – непостоянно, оно исчезает через некоторое время. И только после этого у творения возникает самостоятельное желание вновь насладиться от подобия Творцу. На самом деле так рождаются в нас все желания. Например, желание определенной пищи появляется после того, как однажды мы попробовали ее, запомнили этот вкус и захотели вновь его ощутить. Только так возникает в нас настоящее желание.

Поэтому, чтобы пробудить в творении самостоятельное желание быть подобным Ему, Творец изначально наполнил творение (желание получать) всеми благами, ему предназначенными. Затем на определенном этапе из состояния полного подобия Творцу, именуемого «Мир Бесконечности», творение было удалено в нашу реальность, называемую «этот мир». Здесь творение является полной противоположностью Творцу.

В этом мире творение настолько отличается от Творца, что у него нет никакой связи с Ним. Творец абсолютно скрыт от творения. Как говорилось выше, только полное сокрытие может пробудить в творении самостоятельное желание быть подобным Творцу и достичь всего того, что для него уготовано первоначальным замыслом Творца.

Процесс удаления творения из Мира Бесконечности в наш мир делится на 5 стадий. На каждой последующей стадии творение все более теряет подобие Творцу и Творец все более скрывается от него. Каждая стадия удаления творения от Творца называется мир - на иврите олам, от слова алама, что означает «скрытие». См. схему 4.

Мир первый, в котором творение наиболее подобно Творцу, называется «олам Адам Кадмон» (с ивр., Адам – человек, Кадмон – предшествующий, первоначальный). Мир второй, в котором подобие меньше, а сокрытие больше, называется «олам Ацилут». Остальные - третий, четвертый и пятый миры называются соответственно: «олам Брия», «олам Ецира» и «олам Асия». Ниже, чем олам Асия находится этот (наш) мир, в котором, как уже говорилось, творение максимально удалено от Творца и Творец абсолютно скрыт от творения. Граница между нашим миром и духовными мирами называется «махсом» (с ивр., преграда, барьер).

100% раскрытие Творца Мир бесконечности 100% подобие творения Творцу

Мир Адам Кадмон

Мир Ацилут

Мир Брия

Мир Ецира

Мир Асия

Этот (наш) мир

100% скрытие Творца 100% отличие творения от Творца


Схема 4

Проверь себя:

  • Какое наслаждение уготовлено творению замыслом Творца?
  • Для чего необходимо сокрытие Творца?

Вблизи или вдали

Наверняка, возникает множество вопросов по пройденному материалу, и все они требуют ответа. Большинства из них мы коснемся в течение курса, а на два ответим сейчас:

1. Что значит, быть подобным Творцу?

2. Что значит, быть вдали от Творца или находиться вблизи от Него?

В начале урока мы говорили о том, что Творец - это сила добра и отдачи, которая управляет всем творением. Возникает вопрос: что значит, быть подобным этой силе? Ведь сила абстрактна, лишена всякой формы.

Ответ: быть подобным Творцу означает быть подобным Ему по свойствам, быть подобным Ему по Его внутренней сущности – по Его желанию отдавать. Чем больше творение отдает без всяких условий и выгоды для себя, чем сильнее у него готовность к отдаче ради других, тем больше оно будет походить на Творца и тем сильнее почувствует все благо, уготованное ему Творцом.

Сейчас мы можем перейти ко второму вопросу: что значит, быть вдали от Творца или находиться вблизи от Него? Ведь Творец, как сила любви и отдачи, существует везде. Как можно быть вдали или вблизи от того, что находится повсюду?

Ответ: когда над творением властвует желание получать, оно находится вдали от Творца. Если над ним властвует желание отдавать, оно находится вблизи от Творца.

Так описывает это Бааль Сулам в статье «Дарование Торы»: «Так как "человек родится диким ослом": ведь рождается и выходит из лона творения в полностью грязном и низменном состоянии, что означает огромную величину его любви к себе, заложенную в нем. И все его движение - вокруг самого себя, без каких бы то ни было искр отдачи ближнему. И он находится на максимальном удалении от корня, т.е. на противоположном конце. Ведь корень Его - абсолютный альтруизм, без каких бы то ни было искр получения, а тот новорожденный полностью погружен в получение для себя, абсолютно без искр отдачи. Поэтому его состояние считается нижней точкой низменности и грязи, находящейся в человеческом мире».

По мере удаления Творца от творения через 5 миров: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия, - желание получать развивается и начинает осознавать свою природу получения. Вследствие этого все более увеличивается степень удаления творения от Творца, пока оно не достигает последней стадии - этого мира. Здесь его природа, т.е. желание получать, овладевает им настолько, что полностью скрывает от него Творца.

Процесс отдаления Творца от творения не заканчивается нисхождением творения в этот мир. Скорее, это только начало. И в нашем мире желание получать продолжает развиваться. Целью этого процесса является возникновение у творения самостоятельного желания осуществить замысел Творца. На двух предыдущих уроках мы познакомились с некоторыми тенденциями, влияющими на развитие желания получать в нашем мире. В следующей части мы дополним наши знания.

Проверь себя:

  • Чем измеряется подобие Творцу и чем - близость к Творцу?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: