Нет человека более умного, чем опытный

Комар не дает тебе спать, сосед снова выбрасывает мусор в окно, наконец, цунами, затопившее полстраны, – все это как-то не вяжется с утверждением каббалистов, что этим миром управляет абсолютное добро. «Если это - хорошо, то что же тогда плохо?», - спрашиваете вы себя после очередного тревожного выпуска новостей.

Творец - это абсолютное добро. Так раскрыли Его каббалисты в своих исправленных получающих сосудах. Так они пишут в своих книгах. И все же мы наблюдаем совершенно иную картину. Сама жизнь приводит нас к выводу, что если есть добрая сила, которая управляет нашим миром, то, в лучшем случае, она просто повернулась к нам спиной.

В чем причина несоответствия между утверждениями каббалистов и нашей реальностью? Или нам просто суждено жить в таком мире, где зло скрывает добро? Можно ли повернуть Творца лицом к себе? А может быть, это мы сами должны повернуться к Творцу? На ближайшем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы, а также выяснить, какую пользу приносит изучение науки каббала.


С момента создания мира вселенная находится в постоянном развитии. Все меняется. Ничто не остается в застывшем состоянии. Изменяется земной шар, жизнь на нем, и люди также постоянно меняются. Развивающая сила, или Высшее управление, как каббалисты обычно называют ее, управляет этим миром и заставляет его развиваться, переходить из одного состояния в другое в соответствии с четкой и последовательной программой. Из неживой материи развиваются галактики, звезды и планеты. Развитие растительной и животной материи на земле приводит к огромному разнообразию растений и животных.


Каббалисты обнаружили, что развитие творения не является случайным и бесцельным, а наполнено смыслом и имеет цель. Существует конечная цель, к которой ведет сила развития. Каждая часть творения и все творение в целом проходят поэтапный путь развития в соответствии с Законом причины и следствия, чтобы реализовать цель своего создания. Так, например, земной шар прошел длительный процесс своего развития, пока не стал местом, подходящим для зарождения жизни; плоды созревают на дереве, чтобы потом их съели; с гусеницей случается ряд изменений и только потом она становится бабочкой.


Выходит, что цель хороша, но это раскрывается лишь в конце развития и не раньше. Все промежуточные состояния не только не показывают нам результат развития, его добрую и хорошую цель, а напротив, проявляются в такой форме, которая выглядит обратной своему окончательному варианту. Например, неспелое яблоко на дереве: маленькое, невзрачное, совсем не сочное и кислое, пока не созреет и не станет красивым и вкусным. Или гусеница: неуклюжая и некрасивая, пока не превратится в бабочку. В каждом творении существует разрыв между промежуточными состояниями во время развития и совершенным конечным результатом. Чем выше уровень развития творения, тем больше разрыв.


Самым ярким примером того являются различия в развитии человека и животного. Теленок через несколько минут после своего рождения уже стоит на ногах и имеет разум избежать опасности. В отличие от него, человек рождается совершенно беспомощным существом и полностью находится на попечении своих родителей. Требуется много лет, пока его тело не разовьется должным образом и человек научится ориентироваться в окружающей его жизни. Если бы какой-то инопланетянин, не знакомый с жизнью нашего мира, увидел их сразу после рождения, то, без сомнения, сказал бы, что предназначение теленка стать великим, а у человека нет никакого будущего.

Подведем некоторые итоги. Управление Творца творением имеет целенаправленный характер, конечная добрая цель раскрывается лишь по завершению процесса развития, в момент реализации цели развития. Целенаправленное управление вообще не принимает во внимание промежуточные стадии развития, которые направленно путают нас и скрывают от нас добрую цель.

Бааль Сулам так пишет в своей статье «Суть религии и ее цель»:
«Об этом мы говорим: "Нет человека более умного, чем опытный". Ибо только человек, приобретший опыт, то есть имеющий возможность наблюдать творение на всех стадиях развития – от создания до завершения, может остаться хладнокровным наблюдателем и не пугаться всех этих искаженных картин, в которых предстает творение на разных этапах своего развития, а верить лишь в красоту и совершенство его законченного состояния».


Из всего сказанного можно дать хотя бы частично ответ на вопрос, с которого мы начали урок: если Творец – это абсолютное добро, то почему мы чувствуем его управление, как зло? В самом деле Творец – это абсолютное добро, но поскольку Его управление является целенаправленным, Его хорошее отношение, существующее всегда, становится очевидным для нас только в момент окончания развития, по достижении цели создания.

Проверь себя:

  • Каковы особенности управления Творца творением?


Добро заключается в зле

Общее управление развивает человечество по четкому плану, обуславливающему постоянный порядок, согласно которому люди переходят от одного состояния к другому. Все состояния развиваются посредством двух сил. Первая сила - созидательная, она меняет плохое состояние на хорошее. Вторая – разрушительная сила. Она превращает любое состояние в состояние гораздо хуже предыдущего. Таким образом она и воздействует на людей, заставляя их выходить из плохого состояния и строить новое, хорошее. Человечество находится под воздействием этих двух сил и под их влиянием оно меняется, развивается, переходит от одного этапа к другому, на руинах старого создавая новое, лучшее состояние.

Примером может служить развитие феодализма в Европе. Римская империя с ее небывалым экономическим процветанием стала разрушаться в шестом-седьмом веках нашей эры. В результате были развязаны многочисленные войны, ухудшилась экономическая ситуация, простые граждане оказались без защиты. Эта ситуация привела к возникновению нового общественного строя, при котором крестьяне получают земельный надел и защиту, а взамен платят налоги и обязаны быть преданными своим покровителям.

Поначалу это устраивало всех, но постепенно бывшие спасители стали все больше и больше угнетать крестьян, состояние крестьянских хозяйств ухудшалось, и они изнемогали под властью феодалов. Классовая борьба обострялась и в конце концов привела к Великой французской революции. Феодальный строй прекратил свое существование, и на смену ему пришел век демократии.

Форма развития, построенная на борьбе противоположностей (диалектическое развитие), неизменна. Желание получать, присущее человеку, реагирует на два типа базисных раздражителей: готов приложить усилия, чтобы гнаться за наградой в будущем, и стремится убежать от страданий в настоящем. Сила, под влиянием которой желание получать стремится к прибыли в будущем, в науке каббала называется «притягивающей силой». Она как бы тянет желание к приложению усилий, чтобы выйти из существующего состояния и перейти в новое, более хорошее. Сила, которая заставляет человека убегать от страданий, называется «отталкивающей силой». Она как бы выталкивает его из настоящего положения, побуждает к изменениям, чтобы он оказался в лучшем состоянии. Таким образом притягивающая и отталкивающая силы казалось бы противоположны но направлены на одну цель.


Эти две силы требуют от человека перехода из одного состояния в другое. Таким образом он развивается. Воздействие притягивающей силы вызывает в человеке хорошие и приятные ощущения, а воздействие отталкивающей силы воспринимается, как плохое и неприятное. Но если взглянуть на этот процесс с точки зрения конечного результата, то окажется, что обе силы являются необходимыми и имеют хорошую цель: они заставляют человека развиваться и приближают его к раскрытию конечного совершенного состояния.

Развитие творения условно изобразим на горизонтальной прямой, где справа обозначено начало развития, слева – конец и раскрытие совершенного состояния (см. схему 7). Всю ось разделим на Х участков, которые творению предстоит пройти до полного исправления. Переход от одного участка к другому (как путь к конечному состоянию) возможен только с помощью раскрытия зла в нынешнем положении. Если мы не видим зла в нашей ситуации, или, другими словами, нам хорошо в нашем текущем состоянии, то нет никакой причины переходить из него в следующеее, более продвинутое. Значит, именно осознание зла - это то, что продвигает развитие творения к лучшему.

начало

конец

хорошо

плохо

Схема 7


В статье «Критика марксизма в свете новой реальности и решение вопроса о сплочении народа во всех его течениях», опубликованной в газете «Аума» (Народ), Бааль Сулам описывает тот же самый процесс в контексте теории развития государства.

«Так и любое движение, любой строй, принимаемый человечеством в качестве государственного устройства, есть не что иное, как отрицание предыдущего состояния. Ведь каждый государственный строй существует до тех пор, пока не обнаружатся заключенные в нем недостатки и зло, и по мере раскрытия заключенных в нем недостатков он освобождает место новому строю, не имеющему этих недостатков. Получается, что именно в этих недостатках, обнаруживающихся в данном состоянии и разрушающих его, заключается вся сила развития человечества. Ведь они поднимают его к состоянию более исправленному, чем предыдущее.

Таким же образом раскрытие недостатков в следующем состоянии приводит человечество к третьему состоянию, лучшему, чем прежнее. Так происходит всегда, в последовательном порядке. Таким образом, эти отрицательные силы, раскрывающиеся в различных состояниях, являются причинами прогресса человечества, которое с их помощью словно восходит по ступеням лестницы. Они надежно выполняют свою функцию – привести человечество к последней ступени развития, к тому желанному состоянию, которое свободно от всякого порока и недостатка».

Важно понять, что раскрытие зла продвигает нас к добру, каждый раз приближает еще на один шаг к раскрытию противоречия между злом, которое проявляется в творении, и абсолютным добром, которое управляет творением.

Итак, в первой части урока мы узнали, что Творец - добрый и творящий добро, Он управляет творением целенаправленно, и поэтому Его добро раскрывается нам только при реализации цели в конце развития. В этой части урока мы поняли, что промежуточные стадии развития по своей природе не называются плохими, они приближают нас к окончательной хорошей цели. Следовательно, по своей сути, они являются хорошими.


Проверь себя:

  • Как происходит последовательный переход из одного состояния развития к другому?

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: