Что такое хорошо

На прошлом уроке мы изучали, что сила, которая вынуждает нас продвигаться к следующей ступени развития, - это ощущение, что нам недостаточно хорошо в нашем нынешнем состоянии. Или, более оптимистичный вариант, – надежда, что будущее может быть лучше.

Так или иначе, ощущение опустошенности и неудовлетворенности и есть та сила, которая толкает человека и все мироздание последовательно продвигаться по пути исправления к замыслу творения.

Бааль Сулам пишет, что «даже самое маленькое движение человек не может совершить без движущей силы - то есть без того, чтобы не улучшить как-то свое положение. Например, когда человек переносит руки со стула на стол, то происходит это потому, что ему кажется, что, облокотив руки на стол, он почувствует себя удобнее, и если бы так не казалось ему, то он оставил бы руки на стуле все семьдесят лет своей жизни, не говоря уже о большем усилии».

Ощущение недостатка или стремление избавиться от страдания, которое проявляется в каждый данный момент, помогает нам развиваться, продвигаться к следующей ступени.

Если мы хотим ускорить процесс развития, мы должны обратить особое внимание на осознание зла в любом состоянии. Не ждать, пока зло проявится само, а обнаружить его заранее, своими собственными усилиями. Однако это совсем не просто. Сначала мы должны выяснить, что такое зло, которое нам необходимо обнаружить, далее понять, каким именно образом его распознать. Если мы будем знать ответы на эти два вопроса, то сможем развиваться не путем страданий, а путем Торы. Об этом мы поговорим на ближайшем уроке.

Чтобы понять, что есть зло, необходимо выяснить, что есть добро. Наука каббала говорит, что добро - это конечный этап нашего развития, то есть полное подобие свойству отдачи, что называется «двикут» - слияние. Другими словами, добро - это чувство гармоничного слияния со всем мирозданием в единое целое. Добро - это объединение в любви для исправления намерения, изменение желания получать на желание отдавать.

Если объединение – это добро, то разобщение – это зло. Точнее, злом называется сила, которая ведет к разобщенности. Об этой силе мы много говорили на протяжении всего курса. Это - намерение получать во имя желания получать ради себя. Это - эгоизм, свойство, которое управляет желанием получать таким образом, что вся его работа направлена внутрь себя, только для собственной пользы.

Во всех трудах Бааль Сулам неоднократно повторяет, что причина всех зол на земле кроется в системе нашей работы с желанием получать. Получение только для себя, не считаясь с другими, есть полная противоположность законам природы. Отсутствие подобия свойств между человеком и свойством отдачи является результат работы с желанием получать ради получения. Именно это не позволяет нам почувствовать действительность, истинную и добрую, которой управляет Творец – единый, добрый и творящий добро.

Так, например, Бааль Сулам пишет в «Предисловии к Книге Зоар»: «И пойми, когда весь мир согласится освободиться и уничтожить в себе желание получать ради себя, и будет во всех только желание отдавать другим, исключат этим все тревоги и все вредное в мире, и каждый будет уверен в здоровой и полной жизни, потому как у каждого из нас будет весь большой мир, заботящийся о нем и его нуждах. Но когда в каждом есть только желание получить себе - отсюда и исходят все тревоги и страдания, убийства и войны, от которых нам нет спасения, которые ослабляют тело различными болезнями и болями».

Намерение получать ради себя мы можем определить по нашему отношению к ближнему и ко всему, что, как нам кажется, находится вне нас. Намерение получать ради себя направляет желание получать таким образом, что весь расчет строится по схеме: каким образом можно использовать в своих интересах того, кто находится вне меня. И, как мы уже говорили, даже если нам кажется, что какие-то действия были совершенно бескорыстными, то проанализировав движущие мотивы, мы поймем, что и тут речь идет о намерении ради получения. И расчет был сделан только в свою пользу.

Зло, которое мы должны осознать, находится в намерении ради получения, то есть это - наше неправильное отношение к ближнему. Чтобы его исправить, сначала мы должны осознать, что нами управляет намерение получать ради себя, а затем почувствовать его, как зло. Обратить внимание на особую важность объединения, как состояния, обратного злу. Каждый раз выявляя намерение на получение и осознавая его, как зло, мы будем переходить на следующие уровни развития и приближаться к постижению абсолютного добра, до полного исправления.

Внутренняя работа, цель которой осознать как зло намерение на получение, которое препятствует нашему духовному продвижению, в науке каббала называется «осознание зла».

Выявление зла и является его исправлением. Все, что мы должны сделать, чтобы отменить намерение ради получения, это - осознать в нем зло. Как происходит в детских сказках: если пристально смотреть чудовищу в глаза, оно постепенно исчезает. Исправление намерения ради получения начинается и завершается по мере его осознания. Если мы вдумаемся, то поймем, что нет нужды ни в чем ином. В тот момент, когда мы поймем, что получение ради себя - это сила, которая стоит на пути добра и нашего духовного продвижения, тотчас возникнет в нас желание исправить его. Итак, все, что нам необходимо, это желание исправиться.

Работа по выявлению зла подобна проверке качества питьевой воды. Вместо того, чтобы пить загрязненную воду, болеть и мучиться, мы проверяем количество болезнетворных микробов в ней и таким образом предупреждаем лишние страдания. Также и работа по осознанию зла позволяет нам избежать страданий. Вместо того, чтобы продвигаться путем страданий, мы с помощью науки каббала раскрываем зло прежде, чем оно свершится. Другими словами, вместо пути страданий выбираем путь Торы.

Так или иначе, пока намерение на получение ради себя скрыто в нас и управляет нами без нашего на то согласия, мы не в силах исправить его и продвинуться хотя бы на шаг к исправленному состоянию. Бааль Сулам пишет об этом в одном из своих писем к ученикам: «Хотя и ропщу и сожалею я об изъянах, что до сих пор не раскрылись и ещё раскроются, потому что скрытый изъян – безнадёжен, и великое избавление с небес – его раскрытие, ведь закон таков, что не может дающий дать то, чего нет в нём, и если раскрылся сейчас, нет никаких сомнений, что был так же и в основе, только был скрыт. Поэтому рад я выходу их [изъянов] из своих «нор», потому что взгляни на них, и рассыплются в прах. И этим не удовлетворяюсь я даже на мгновение, так как знаю я, что тех, что с нами больше, чем с ними, и достаточно понимающему».

Мы выяснили, что такое зло, которое мы должны выявить. В следующей части урока узнаем, каким образом можно его выявить.

Проверь себя:

· Что такое зло, которое мы должны выявить?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: