Научно-технический прогресс

Что такое прогресс?

Научные знания нужны людям для решения жизненных, практических задач. Научно-технический прогресс (прогресс от лат. Progressus – продвижение; успех) – единое, поступательное развитие науки и техники.

Э. Тоффлер выделяет три «волны» в развитии общества:

1. Аграрная - при переходе к земледелию;

2. Индустриальная - во время промышленной революции;

3. Информационная - при переходе к обществу, основанному на знании (постиндустриальному).

4. Как вы думаете, научно-технический прогресс является положительным или отрицательным явлением?

5.

Научно-технический прогресс служит основой социального прогресса. Но этот прогресс противоречив. Противоречия научно-технического прогресса принято подразделять на технические и социальные. Массовый выпуск одних и тех же изделий в течение многих лет позволяет создавать дорогостоящие автоматические системы машин. Это объясняется тем, что за длительный срок службы техники все затраты легко окупаются. Ускоренные темпы НТП требуют непрерывного совершенствования самих объектов производства, заставляя либо модернизировать, либо вовсе заменять выпускаемую продукцию. Вот здесь и проявляется противоречие развития техники - противоречие между сроком службы и сроком окупаемости, или техническое противоречие НТП. Социальные противоречия НТП связаны с человеческим фактором: с одной стороны, технические новшества должны облегчать условия труда, а с другой - они провоцируют монотонность, однообразие, поскольку основываются на автоматизированных процессах, конвейерном производстве.

Разрешение этих противоречий напрямую связано с возрастанием требований к научно-техническому прогрессу. Эти требования воплощаются в социальном заказе. Социальный заказ - форма выражения стратегических интересов общества на длительную перспективу в области НТП. Существует также опасность того, что достижения науки и техники будут использованы не во благо, а во вред человеку, обществу, окружающей природе (разработка оружия массового поражения, бесконтрольное загрязнение природной среды и т.д.). Поэтому развитие науки и техники вызывает самый пристальный интерес у общественности, справедливо обеспокоенной тем, чтобы это развитие направлялось высокими целями гуманизма, социальной справедливости, заботой не только о сиюминутных выгодах, но и о будущем человечества и всей нашей планеты.

Таким образом, развитие науки обуславливает научно-технический прогресс, который может приносить обществу как и пользу, так и вред.

Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника, отвечают на вопросы учителя, учитель дополняет сказанное Учащиеся отвечают с места Комментарии и дополнения учителя Обобщение 2 пункта Слушают учителя Отвечают на вопрос учителя Дополнения учителя Рассказ учителя Беседа с учащимися Рассказ учителя Обобщение 3 пункта Рассказ учителя Построение схемы в тетрадь Беседа с учащимися Дополнения учителя Построение схемы в тетрадь Комментарии учителя Обобщение пункта Беседа с учащимися Комменттарии учителя Беседа с учащимися Рассказ учителя Обобщение пункта 3. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Таким образом, под наукой мы понимаем познавательную деятельность людей по получению знаний об окружающем мире. Развитие науки обеспечивает развитие всего общества. А теперь хотелось бы проверить, как вы усвоили материал: 1. Что такое наука? 2. Назовите основные методы научного познания. 3. Назовите основные функции науки 4. Как меняющиеся исторические условия влияют на развитие научных знаний? 5. Назовите основные отрасли науки. 6. Что такое прогресс? Отвечают на вопрос учителя. Обобщение параграфа Учащиеся отвечают на вопросы 4. Д/з. параграф № Записывают в дневник домашнее задание.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: