Цели ценообразования любой организации, действующей в рыночных условиях, главным образом, ориентированы на:
- увеличение объема продаж (товарооборота);
- увеличение текущей прибыли;
- обеспечение выживаемости в условиях конкуренции.
Могут быть и другие цели, например:
- максимализация долговременной прибыли;
- стабилизация рынка;
- ориентация на среднего покупателя;
- сдерживание конкурентов от чрезмерного повышения цен и др.
Если цель ценообразования ориентирована на увеличение объема продаж, то в первую очередь необходимо изучить степень влияния цен на величину конкретных ЛП.
Т.к. товарооборот равен произведению цены на количество проданного товара, то, следовательно, достижение целей ценообразования в данном случае зависит от ценовой эластичности спроса.
Если Ед больше единицы, т.е. спрос эластичный, то при снижении цены товарооборот увеличивается и наоборот. Из таблицы видны 6 разных вариантов изменения товарооборота:
Повышение цены | Товарооборот увеличивается | Товарооборот остается неизменным | Товарооборот увеличивается |
Снижение цены | Товарооборот уменьшается | Товарооборот остается неизменным | Товарооборот уменьшается |
Ед? модуль везде < 1 | Ед = 1 | Ед >1 | |
Ценовая эластичность |
Долгосрочные цели предусматривают:
· Обеспечение сбыта товаров;
· Максимализацию прибыли;
· Удержание рынка.
·
Краткосрочные цели предусматривают:
· Стабилизацию рыночной ситуации;
· Снижение влияния изменения цен на спрос;
· Ограничение влияния конкурентов.
·
Если цель ценообразования - увеличение (максимализация) текущей прибыли:
Ряд фирм считают, что текущие финансовые результаты важнее долговременных. Изучается спрос при разных ценах и выбирается та, которая обеспечивает получение максимальной прибыли в данный момент, т.е. та цена, которая обеспечивает полное возмещение затрат и получение прибыли. При реализации этой цели большее внимание уделяется издержкам производства.
Цены, ориентированные на выживание в условиях конкуренции.
При выборе такой цели ценообразования необходимо знать цены и качество товаров у конкурентов. Этой информацией фирма может воспользоваться в качестве отправной точки для нужд собственного ценообразования. Однако, такая стратегия оправдана, если цена такая же, как у конкурентов, и при этом покрывает издержки фирмы.
Если на рынке острая конкуренция, чтобы обеспечить выживание, фирмы вынуждены устанавливать низкие цены. Подобная ситуация характерна для кризисного состояния экономики в целом.
Таким образом, разнообразие методов ценообразования зависит от целей ценообразования.
Кроме основных целей ценообразования могут быть и такие цели:
· ориентация на среднего покупателя;
· завоевание лидирующего положения доли рынка.
Такое стремление базируется на убеждении, что фирма, которой принадлежит самая большая доля рынка, будет иметь самые низшие издержки и смую высокую прибыль в долгосрочной перспективе.