Ценовая стратегия – это принятие управленческих решений по вопросам ценообразования.
Стратегия ценообразования зависит от того, на какой товар установлена цена - новый, или на товар, имеющийся на рынке.
Наиболее часто применяются стратегии:
· высоких цен
· низких цен (стратегия проникновения)
· преимущественной цены
· изменения цены на новый товар внутри ЖЦТ
· конкурентных цен
· неокругленных цен (психологических цен)
· гибких цен
· стратегия дифференцированных цен (учитывает различные сегменты рынка, покупателей)
· стратегия льготных цен (рассчитывает на работу с покупателями, в которых заинтересовано предприятие)
· стратегия, увязывающая уровень цен с качеством товара.
Тактическим средством реализации определенного стратегического направления является конкретны метод ценообразования, который определяется целью ценообразования.
Разберем во взаимодействии три понятия – цель, стратегия и методы ценообразования.
Если цель ценообразования – увеличение объема продаж, то стратегия должна быть ориентирована на потребителя, на спрос.
|
|
Чаще всего применяют следующие методы:
· Метод проникновения или прочного внедрения или прорыва на рынок – это стратегия низких цен. Стратегия предусматривает выход на рынок с низкой начальной ценой с целью стимулирования спроса и завоевания большей доли рынка. Эта стратегия может применяться не только для принципиально новых товаров, но и любых, если фирма ставит цель – вытеснение конкурентов.
· Метод установления психологически привлекательных цен. Стратегия неокругленных цен.
· Метод, основанный на репутации фирмы – стратегия преимущественной цены. Преимущество перед конкурентами достигается либо установлением цен ниже, чем у конкурентов, что возможно при снижении издержек, либо цена устанавливается выше, чем у конкурентов, когда фирма считает свой товар по качеству уникальным, престижным. Применяется и такой метод, как установление цены по географическому признаку.
На устоявшиеся товары:
Методы снижения или повышения цен, а также сохранение цены, стратегия гибких цен.
Широко используется дискриминационное ценообразование. Для отдельных групп покупателей устанавливают более низкие цены. Так, многие фирмы для пенсионеров при покупке лекарственных средств устанавливают скидки в размере 3-5% от суммы приобретенных лекарственных препаратов. Фирма «Вита» предоставляет 5% скидку не только пенсионерам, но и инвалидам, многодетным, студентам.
Цель ценообразования - увеличение текущей прибыли.
Стратегии ориентировании, главным образом, на учет затрат, издержек.
|
|
Чаще применяются методы:
На новые товары:
· Затраты + Рассчитанная себестоимость увеличивается на заранее предусмотренный процент прибыли
· Метод «снятия сливок». Стратегия высоких цен. Предусматривает установление высокой цены при выходе на рынок нового уникального продукта.
· Метод обеспечения безубыточности и целевой прибыли. Расчет производится на основе определения точки безубыточности.
На устоявшиеся товары:
Как правило, применяется метод повышения цены.
Цель – обеспечение выживаемости в условиях конкуренции.
Стратегия ориентирована на изучение конкурентов.
Методы ценообразования:
На новые товары: Установление цены лидера на рынке.
На устоявшиеся товары: Установление цен аналогичных или ниже, чем у ближайших конкурентов.