vВ состав характеристики учителя входят общая направленность его личности (социальная зрелость и гражданская ответственность, профессиональные идеалы, гуманизм, высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы, самоотверженное отношение к избранной профессии), а также некоторые специфические качества:
1.организаторские (организованность, деловитость, инициативность, требовательность, самокритичность);
2.коммуникативные (справедливость, внимательность, приветливость, открытость, доброжелательность, скромность, чуткость, тактичность);
3.перцептивно-гностические (наблюдательность, креативность, интеллектуальная активность, исследовательский стиль, гибкость, оригинальность и критичность мышления, способность к нестандартным решениям, чувство нового, интуиция, объективность и беспристрастность, бережное и внимательное отношение к опыту старших коллег, потребность в постоянном обновлении и обогащении знаний);
4.экспрессивные (высокий эмоционально-волевой тонус, оптимизм, эмоциональная восприимчивость и отзывчивость, самообладание, толерантность, выдержка, чувство юмора);
|
|
5.профессиональная работоспособность;
6.физическое и психическое здоровье.
vВ изучении психологии педагогической деятельности можно выделить ряд проблем:
1.Проблема творческого потенциала педагога и возможностей преодоления им педагогических стереотипов.
2.Проблема профессионализма учителя.
3.Проблема психологической подготовки учителя.
4.Проблема подготовки учителей к системам развивающего обучения.
5.Проблема повышения квалификации учителей и др.
Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру:
· Мотивация.
· Педагогические цели и задачи.
· Предмет педагогической деятельности.
· Педагогические средства и способы решения поставленных задач.
· Продукт и результат педагогической деятельности.
v Средствами педагогической деятельности являются:
o научные (теоретические) знания
o "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.)
o вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
vСпособами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются:
o объяснение;
o показ (иллюстрация);
o совместная работа;
o непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая);
o тренинги и др.
vРезультатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
o его личностное совершенствование;
o интеллектуальное совершенствование;
|
|
o становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
В ряде психолого-педагогических работ выделяются две группы педагогических функций - целеполагающие и организационно-структурные.
o 1. В целеполагающую группу входят следующие функции:
§ ориентационная;
§ развивающая;
§ мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся);
§ информационная.
· Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека.
o 2. В организационно-структурную группу входят следующие функции:
§ конструктивная;
§ организаторская;
§ коммуникативная;
§ гностическая.
· Так, конструктивная функция обеспечивает:
o а) отбор и организацию содержания учебной информации, которая должна быть усвоена учащимися;
o б) проектирование деятельности учащихся, в которой информация может быть усвоена;
o в) проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе взаимодействия с учащимися.
· Организаторская функция реализуется через организацию:
o а) информации в процессе сообщения ее учащимся;
o б) различных видов деятельности учащихся;
o в) собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного взаимодействия с учащимися.
· Коммуникативная функция предполагает:
o а) установление правильных взаимоотношений с учащимися;
o б) нормальные, деловые отношения с другими учителями, с администрацией школы.
· Гностическая (исследовательская) функция предусматривает изучение:
o а) содержания и способов воздействия на других людей;
o б) возрастных и индивидуально-психологических особенностей других людей;
o в) особенностей процесса и результатов собственной деятельности, ее достоинств и недостатков.