Взаимодействие методологии науки с другими дисциплинами

Методология тесно взаимодействует с другими дисциплинами, изучающими науку. Среди них одной из важнейших дисциплин, которая достигла наибольших результатов в накоплении фактического материала и в его анализе, является история науки. В последние десятилетия появилось немало обобщающих исследований, в которых предпринимаются попытки взглянуть на историю науки с широкой мировоззренческой точки зрения – как на процесс развития, в котором эволюционные периоды сменяются революционными.

В связи с этим заслуживают внимания попытки реконструкции истории науки с помощью фактического материала, собранного историками науки. Методология, как и философия науки в целом, бесспорно, должна опираться на исследования историков науки. В свою очередь, история науки не может обойтись без мировоззренческих принципов, освещающих с широкой философской точки зрения общие перспективы развития науки и духовной культуры в целом. Можно поэтому согласиться с мнением И. Лакатоса, что история науки без философии слепа, а философия без истории науки пуста.

Следующей дисциплиной, с которой тесно взаимодействует методология, является логика науки. Применяя принципы и методы современной формальной логики, которую теперь называют символической, или математической, логикой, методология тщательно исследовала структуру научного знания, методы его формализации, способы логического вывода в разных типах суждений и т. д. Следует заметить, что логика науки ограничивается лишь анализом существующего, наличного знания и не затрагивает вопроса о генезисе, происхождении и получении нового знания. (Для анализа научного знания логика науки первоначально использовала средства традиционной формальной логики, а в дальнейшем – исключительно методы математической логики). Поскольку знание выражается с помощью языка, то в современной логике науки непосредственно рассматривается не знание в целом, а только форма его выражения, т. е. язык науки.

Научные языки строятся на базе обычного, естественного языка, но отличаются от него значительно большей точностью и строгостью. Так как естественный язык развивался прежде всего в целях коммуникации, то его совершенствование происходило по линии лёгкости общения между людьми. Поэтому в нём отсутствуют жёсткие правила построения языковых выражений, многие правила специально не формулируются, хотя и подразумеваются, из-за чего могут возникнуть недоразумения.

Чтобы исключить подобные случаи, логика науки для построения и анализа научных языков использует формальные дедуктивные методы математики.

Таким образом, непосредственным предметом логики науки является язык науки – определённое множество правил построения и дедуктивного вывода в формализованных языках, которые имеют общезначимый характер. И это вполне понятно, так как законы логики не зависят от конкретного содержания мыслей, которые выражены с помощью высказываний.

Исследованием общих закономерностей развития науки как особого социального института занимается социология науки. Она анализирует, прежде всего, такие внешние факторы, влияющие на её возникновение и развитие, как потребности материального производства, состояние техники и культуры в обществе, общий духовный климат в нём. Социология науки также изучает формы организации научной деятельности, способы и формы научной коммуникации и т. п.

Вывод!!

Все перечисленные научные дисциплины взаимодействуют друг с другом, взаимообогащают друг друга. Однако базой методологии и её пробным камнем является научно-познавательная реальность, т. е. реальность конкретных научных исследований и их результатов, выраженных в текстах, статьях, монографиях и т. п.

Если совсем терпения не будет, выучи это - самое важное + взаим-ие с др. дисциплинами

!!Знать

Методология педагогики – это совокупность теоретических положений о познании и преобразовании педагогической действительности: принципов построения научно-исследовательской деятельности в области педагогических наук, форм и способов организации педагогического исследования.
Свою методологию имеет каждая наука, поскольку наличие методологии является условием развития любой науки. Некоторые положения методологического знания являются общими для ряда наук, другие отражают специфику конкретной науки. В методологическом знании выделяются следующие уровни:


* философский (общие принципы познания и категории, характерные для любой сферы деятельности и сознания человека, например: учение о человеке как субъекте познания, принцип детерминизма как взаимосвязанности и взаимообусловленности изучаемых предметов, явлений, процессов и т. д.));
* общенаучный (теоретические положения и подходы, используемые во всех или многих науках, например, системный подход, эксперимент как способ проверки научного предположения, создание модели как способ отражения реального предмета и т. д.);
* конкретно-научный (принципы, методы, приёмы, применяемые в данной науке или в данном разделе науки, например, для педагогики это методы педагогического эксперимента и педагогического моделирования, которые в педагогическом исследовании приобретают ряд специфических черт);
* технологический (методика и техника сбора научных данных и их обработки).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: