Тема 1. Занятие 2 : Методология теории государства и права

Функции теории государства и права

Как и любая наука, теория государства и права выполняет определенные функции, характеризующие её теоретическое и практическое значение для прогрессивного преобразования общественной жизни.

1. Познавательная функция выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую надстройку, но и объясняет объективные процессы её развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.

2. Эвристическая функция. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.

3. Прогностическая функция. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.

4. Методологическая (или оценочно - нормативная) функция науки теория государства и права состоит в том, что она формулирует правила, рекомендации, советы для целесообразной деятельности человека в той или иной сфере. Методологическая функция присуща любой теоретической, тем более эмпирической науке, ибо наука, вскрывая закономерности развития явлений, предсказывая их развитие, является основой целесообразной деятельности человека, она не только указывает, что следует делать для достижения тех или иных целей, но каким образом это делать.

Теория государства и права выполняет указанные функции применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность функций теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей и отклонений виде.

План:

  1. Понятие методологии теории государства и права.
  2. Общая характеристика методов, применяемых в исследовании государственно-правовых явлений.

Литература:

1. Протасов, В.Н. Теория права и государства: пособие для сдачи экзамена / В. Н.Протасов. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 218 с.

2. Рассолов, М. М. Теория государства и права: курс лекций / М. М. Рассолов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2007. – Ч. 1. – 316 с.

3. Теория государства и права: учебник для юрид. вузов / под ред. М. М. Рассолова. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2004. – 735 с.

Дополнительная литература

1. Проблемы теории государства и права. Учебное пособие / под ред. М. Н. Марченко. – М.: Проспект, 2008. - 504 c.

2. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для юридических вузов / под ред. В. С. Нерсесянца. - М.: Норма, 2007. - 832 c.

3. Протасов, В. Н. Что и как регулирует право: учеб. пособие / В. Н. Протасов. – М.: Юристъ, 1995. – 96 с.

4. Рассолов, М. М. Проблемы теории государства и права: учебник для вузов / М. М. Рассолов. – М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2007. – 431 с.

5. Соколов, Н. Я. Профессиональная культура юриста (по итогам социологического исследования): науч.-практ. пособие / Н. Я. Соколов. – М.: ГОУ ВПО РПА Минюста России, 2007. – 60 с.

6. Бабичев, И.В. Системно-структурный подход к исследованию юридических конструкций // Государство и право. – 2009. - № 9. – С. 27 – 37.

  1. Понятие методологии теории государства и права

Знаменитый немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель говорил, что метод есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом.

Метод в науке, в научной деятельности – это знание, с помощью которого добывается новое знание. То есть один и тот же фрагмент знания в одном отношении может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом – как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория).

Это в полной мере относится к ТГП, становление которой как теории происходит на базе своей методологии, но, в свою очередь, система ее знаний выступает как метод по отношению к отраслевым юридическим наукам.

Слово «методология» в научной литературе трактуется двояко:

а) как учение о методе;

б) как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

Методология ТГП представляет собой систему особых приемов, принципов и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Для ТГП свойственно наличие не одного какого-либо отдельно взятого приема, принципа или способа исследования государства и права, а их системы, совокупности.

  1. Общая характеристика методов, применяемых в исследовании государственно-правовых явлений

Выделим несколько групп методов.

1) В основе методологии (системы методов) ТГП лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Можно выделить следующие аспекты методологической роли философии:

а) законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например, формы и содержания правоотношения);

б) в рамках философии разрабатывается общее учение о методе – теория методологии. Здесь формируются как общие подходы, например диалектический, так и конкретные философские методы: анализа и синтеза, качественного и количественного анализа, исторический и логический методы, формализации и содержательного изучения, абстрагирования и конкретизации, сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и т.п.;

в) философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов ТГП.

2) Переходными от философских категорий к специально-научным понятиям являются так называемые общенаучные категории (общенаучные методы), которые не отвечают признаку всеобщности и универсальности философских понятий, но, тем не менее, имеют общенаучное значение.

Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели, вероятности и др.

Общенаучные категории – это качественно новый тип понятий, появившийся как следствие интеграции научного знания и выступивший теоретическим основанием новых методологических подходов: системного, а также структурного и функционального как его разновидностей, информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др.

В последнее время в философии уделяется довольно много внимания синергетике и синергетическому подходу как общенаучному методу исследования. Уже появилось понятие «синергетическая система» и, как отмечают специалисты, «сама синергетика по своему размаху повторяет историю системного движения» (Е.Б. Агошкова, Б.В. Ахлибининский).

Начало синергетики и введение самого термина «синергетика» датируется совместной работой немецких физиков Г. Хакена и Р. Грехема по изучению излучения лазеров в 1968 – 1970 гг. При этом было открыто спонтанное формирование макроскопических структур, т.е. самоорганизация.

Угол зрения синергетики таков, что она при исследовании систем самого различного рода, природных и социальных, обнаруживает общее, а именно – спонтанное образование структур, качественные изменения на макроскопическом уровне, эмерджентное (внезапное, не обусловленное количественным накоплением свойств) возникновение новых качеств, процессы самоорганизации в открытых системах.

Таким образом, суть синергетического подхода как общенаучного метода – в том, что он объясняет появление систем способностью явлений и процессов к спонтанной, не обусловленной их предыдущим количественным развитием, самоорганизации в сложные и целостные объекты.

В юриспруденции уже имеются попытки применить синергетику в объяснении явлений права и государства. Впервые об этом заговорил профессор Венгеров, широко привлекавший данные других наук к решению проблем право- и государствоведения. Так, он писал: «ТГП постепенно начинает впитывать и методологию, идущую от синергетики, формирующейся новой науки о самопроизвольных, самоорганизационных, случайностных процессах. Эти методологические идеи позволяют лучше понять различные процессы самоуправления и управления в государственно-правовой сфере, особенно при развитии демократических начал в местном самоуправлении, в структуре исполнительной власти. Новые данные о конструктивной роли случая в общественном развитии глубоко объясняют субъективный фактор в государственно-правовой жизни общества, позволяют наряду с закономерными причинно-следственными связями учитывать и случайностные, вероятностные связи».

Здесь можно не соглашаться с трактовкой синергетического метода как основанного на случае, но примечателен сам факт включения синергетики в методологический аппарат юридической науки.

Специфическим общенаучным методом является математический, который своим предметом имеет количественную сторону явлений, немаловажную в изучении права и государства. В свое время Иммануил Кант утверждал, что наука становится таковой только тогда, когда использует математику.

3) Специфическим преломлением общефилософских и общенаучных методов являются частные методы правовой науки: историко-правовой метод, метод сравнительного право- и государствоведения, метод правового моделирования и др.

Частнонаучные методы правоведения и, в частности, ТГП, могут складываться и путем использования данных, а также методологических приемов других конкретных наук – статистики, социологии, кибернетики, психологии и др. Метод социологии, например, сам является комплексным и включает в себя математический, статистический методы, метод социального эксперимента.

4) В правовой методологии выделяют категорию специальных методов, к которым относятся, в частности, формально-догматический метод (его называют также специально-юридическим, формально-юридическим) и метод толкования. Иногда к этой группе относят сравнительно-правовой метод. Однако надо заметить, что формально-юридический метод выделяется не столько по своим методологическим особенностям, сколько по объекту исследования – догме права. Толкование же права отличает его особая цель – практическое осуществление юридических норм, а составляют его те же приемы познания права, в том числе и специально-юридический метод.

Важное место в методологии ТГП занимает метод сравнения: сравнительное правоведение представляет собой, по существу, целое теоретическое направление (компаративизм). Родоначальником этого метода является Аристотель, который сравнил конституции 158 греческих и варварских городов. Метод сравнительного исследования имеет своим объектом аналогичные или сходные институты двух или нескольких политических и правовых систем. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

а) изучение сравниваемых институтов по отдельности;

б) сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

в) оценку результатов.

По своей природе метод сравнительного право- и государствоведения является комплексным (собственно, как и другие частноправовые методы): он имеет философскую базу, использует метод аналогии, включает в себя формально-логические, специально-юридические и другие приемы.

Конкретно-социологический метод также олицетворяет собой особое направление общетеоретических исследований – социологию права, которая изучает «право в действии»: связи права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования. Правосоциологический метод отличают, прежде всего, целевое назначение и содержание, а приемы используются традиционные (общесоциологические): наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др.

Большое значение для познания общих закономерностей права и государства имеет метод аналогии, который лежит в основе и метода моделирования, и метода экстраполяции и др. Так, основной признак и назначение модели – быть аналогом прототипа, что позволяет сделать выводы по аналогии, т.е. выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение – к другому (прототипу, т.е. моделируемому явлению).

В методологии правоведения еще не полностью оценен метод экстраполяции (распространения), который позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т.е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического явления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний. (Действительно, чтобы узнать, например, строение человека, не обязательно изучать анатомическое строение людей всех национальностей.)

Разумеется, что такой подход не исключает использования метода сравнения (как и других методов), что в совокупности и обеспечивает наиболее полное общетеоретическое знание.

Важнейшие принципы (подходы) общетеоретического исследования государства и права:

1. Историзм. Исторический подход требует рассмотрения государственных и правовых явлений в развитии, в их исторической взаимосвязи. Исследуя государство и право, теория должна установить причины их происхождения, проследить основные этапы развития и с этой точки зрения дать научную оценку современного государства и права.

2. Объективность. Принцип объективности означает истинное отражение государственно-правовой действительности в научном знании, воспроизведение ее такой, какой она существует реально. Теория дает определение общих понятий о государстве и праве, вскрывает их сущность, формулирует общие закономерности их функционирования, в которых отражается объективная действительность, реальные явления общественной жизни.

3. Конкретность. Данный принцип требует от ТГП точного учета всех условий, в которых находится объект познания, выделения главных, существенных свойств, связей и тенденций его развития.

4. Плюрализм. Речь идет о многоаспектности в исследовании государства и права. Если наука концентрирует свое внимание только на одних сторонах и свойствах явления и пренебрегает другими, как несущественными, побочными, она неизбежно приходит в тупик. Плюрализм научного познания означает одновременно и его универсальность, ибо при этом учитываются не только противоречивые взгляды на одно и то же государственное или правовое явление, но и неодинаковые представления об их происхождении, сущности, социальной направленности, структуре, перспективах развития. Благодаря плюралистическому подходу создается наиболее оптимальная система знаний, в которой отражаются объективные данные о реальной действительности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: