Методы педагогического исследования – это способы изучения педагогической действительности. Существует несколько подходов к классификации методов педагогического исследования. Согласно одному из них, методы педагогического исследования подразделяются на * методы изучения педагогического опыта (методы практического исследования), * методы теоретического исследования и * методы математической статистики.
Среди методов изучения педагогического опыта выделяются следующие:
методы опроса: 1) беседа; 2) анкетирование; 3) интервьюирование;
наблюдение (наиболее распространенный метод, с помощью которого изучают педагогические явления в различных условиях без вмешательства в их течение);
изучение продуктов деятельности: сочинений, рисунков, ученических тетрадей и т. п.;
изучение школьной документации: личных дел учащихся, дневников, медицинских карт, планов работы школы, классных журналов и т. д.);
педагогическое тестирование (метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию исследователя);
метод экспертных оценок (метод, при котором исследуемое педагогическое явление оценивает группа компетентных в этом вопросе людей – экспертов);
биографический метод (изучение результатов обучения и воспитания человека по сведениям, содержащимся в биографических характеристиках);
сопоставление независимых характеристик (предполагает выявление и анализ мнений о результатах обучения и воспитания, полученных от различных людей);
изучение фото-, аудио- и видеодокументов (школьной хроники) – метод изучение хода и результатов педагогической деятельности, отраженных в виде фото, кино-, теле - и звуковых материалов;
педагогический эксперимент (метод, предполагающий активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания наилучших условий для изучения явлений, встречающихся в процессе обучения и воспитания).
К методам теоретического исследования относятся:
теоретический анализ – осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой;
индукция и дедукция – методы логических рассуждений, выстраиваемых при анализе полученных данных (при индукции рассуждение строится от частных фактов к общим умозаключениям; при дедукции – от общих, заранее известных исследователю принципов, закономерностей к выявлению и объяснению частных фактов);
методы изучения литературы по предмету исследования: конспектирование, реферирование, составление библиографии, аннотирование, цитирование;
педагогическое моделирование (метод создания и исследования моделей – мысленно представленных или материально реализованных систем, адекватно отображающих исследуемый предмет педагогической действительности).
Для обработки и осмысления полученных педагогических данных используются методы математической статики, которые можно разделить на следующие группы:
методы изображения педагогических явлений в цифровых показателях: методы регистрации, ранжирования, шкалирования;
методы первичной статистической обработки информации – методы вычисления элементарных статистик (средних арифметических оценок, процентных показателей и т. п.);
методы математического выявление связей, зависимостей, закономерностей: метод корреляций, факторный анализ, графопостроение и т. д.
Вывод!! Эффективность каждого из перечисленных методов исследования зависит от задач педагогического исследования и конкретных ситуаций, в которых они применяются. Любой метод имеет свои достоинства и недостатки. Поэтому в практике педагогического исследования используется не один, а комплекс методов, что гарантирует получение наиболее достоверных результатов.