Методы воспитания - пути взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, направленной на достижение целей воспитания.
Опыт показывает, что взаимодействие воспитателя с воспитуемыми может осуществляться по-разному, в частности путем:
• непосредственного влияния на учеников (убеждение, нравоучение, требование, приказ, угроза, наказание, поощрение, личный пример, авторитет, просьба, совет);
• создания специальных ситуаций и обстоятельств, побуждающих воспитанника изменить своё отношение к чему-либо, выразить свою позицию, осуществить поступок, проявить характер;
• использования общественного мнения (коллектива – школьного, студенческого, профессионального), а также мнения значимого для него человека;
• совместной деятельности воспитателя и воспитанника (через общение и труд);
• обучения или самообразования, передачи информации или социального опыта, осуществляемых в кругу семьи, в процессе межличностного или профессионального общения;
• погружения в мир народных традиций и фольклорного творчества, чтения художественной литературы.
В системе методов воспитания существует несколько классификаций, выделяемых по:
1. По характеру воздействия на личность воспитанника:
а) убеждение, б) упражнение, в) поощрение, г) наказание.
2. По источнику воздействия на личность воспитанника: а) словесные; б) проблемно-ситуативные; в) методы приучения и упражнения; г) методы стимулирования; д) методы торможения; е) методы руководства; ж) методы самовоспитания.
3. По результатам воздействия на личность воспитанника выделяются методы: а) влияющие на нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи; б) влияющие на привычки, определяющие тип поведения.
4. По направленности воздействия на личность воспитанника методы воспитания делятся на: а) формирующие мировоззрение и осуществляющие обмен информацией;
б) организующие деятельность и стимулирующие мотивы поведения; в) оказывающие помощь воспитанникам и направленные на оценку их поступков.
5. Бинарные методы, предполагающие выделение пар методов «воспитания – самовоспитания». Это методы воздействия:
а) на интеллектуальную сферу (убеждение – самоубеждение);
б) мотивационную сферу (стимулирование (поощрение и наказание) – мотивация);
в) эмоциональную сферу (внушение – самовнушение);
г) волевую сферу (требование – упражнение);
д) сферу саморегуляции (коррекция поведения – самокоррекция);
е) предметно-практическую сферу (воспитывающие ситуации – социальные пробы);
ж) экзистенциальную сферу (метод дилемм – рефлексия).
!! Наиболее оптимальной представляется классификация методов воспитания, выделяемая на основе комплексного воздействия на личность воспитанника и включающая методы:
1) формирования сознания личности; 2) организации деятельности и опыта общественного поведения; 3) стимулирования поведения личности.